7290 байт добавлено
, 20:25, 29 августа 2012
[[Image:2f3b23c3502bm.jpg |right]]
'''Роль инструктора'''
Кооперативное обучение коренным образом изменяет роль инструктора. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Девяносто процентов времени инструктора на занятии должно быть посвящено фасилитации процесса обучения.
'''Фасилитация''' (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает своему подопечному самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать новые навыки.
'''Фасилитатором''' называют тренера или любого другого «обучателя», основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности ребят.
'''Фасилитация''' обучения включает множество навыков, таких как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее.
'''Умение инструктировать:'''
* всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции;
* дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать говорить.
* разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание своих подопечных ребят;
* стараться предугадать поведение ребят при выполнении заданий;
* обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько дети поняли задание.
'''Умение наблюдать:'''
* всегда быть в курсе того, что делают дети;
* переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят его подопечные, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно;
'''Умение задавать вопросы:'''
* задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;
* начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем отрядом;
* задавать вопросы всем ребятам;
* использовать навыки активного слушания;
* избегать соблазна немедленно перебить или исправить ребенка;
* высказывать безоценочные суждения;
* в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим детям;
* предлагать ребенку обобщить мысли другого его ровесника;
* предлагать детям «распаковывать способ мышления», рассказать как они думали, когда приходили к решению;
* поощрять ребят задавать вопросы друг другу.
Умение поддержать своего подопечного ребенка.
'''Хорошие фасилитаторы считают''', что поддержка важнее, чем похвала. Похвала и поощрение могут привести ребенка к мысли, что всякая работа выполняется именно ради того, чтобы его похвалили. Поддержка же выражает уважение и веру в способности своего подопечного, больше отдает должное его усилиям, чем успехам и достижениям.
'''Некоторые приемы поддержки подопечных ребят:'''
* Будьте позитивны: Ты потратил на эту работу много времени.
* Обращайте внимание на сильные стороны: В твоем рисунке хорошо проработаны детали.
* Поощряйте детей стремиться к совершенствованию: Если тебе не очень нравится твоя работа, что еще ты можешь сделать?
* Будьте конкретны в оценке поведения: Спасибо за то, что ты был так терпелив!
* Поддерживайте старание и усилия: Посмотри, насколько лучше это стало у тебя получаться!
'''Умение вмешаться в происходящее.'''
'''Успешные фасилитаторы''' внимательно следят за происходящим в помещении и думают, прежде чем вмешаться в происходящее.
'''Фасилитатор вмешивается для того, чтобы:'''
* Обеспечить обратную связь во время работы над проектом
* Обеспечить точное соответствие требованиям программы
* Проверить, правильно ли его понимают
* Помочь развитию отношений сотрудничества между детьми
* Улучшить процесс
* Восстановить справедливость
* Помочь прояснить
* Помочь пересмотреть приоритеты
* Помочь в конфликтной ситуации
* Напомнить о правилах группы
'''Прежде чем вмешаться, фасилитатор решает:'''
* Что сказать
* Как сказать
* Когда сказать
* Кому сказать
* Зачем сказать
[[Тренинг "Как развивать критическое мышление"]]
[[Category:Программа Путь к успеху]]