Изменения

м
В этой статье мы остановимся на очень необходимом этапе любой деятельности – анализе. Думаем, что не нужно убеждать вас, насколько он важен в педагогической деятельности. Ведь движение вперед предполагает осмысление, обобщение того, что было сделано. В общем смысле анализ можно определить как разложение на составные части для детального рассмотрения, как та или иная часть сыграла на общее.

В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.



== Виды педагогического анализа и формы их обеспечения ==


[[Image:194add07.jpg‎ |right]]
'''1. Анализ собственной пед деятельности.'''

Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.


''Что анализировать?''

Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.


''На основе чего?''

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).

Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)


''Предполагаемая схема анализа дня''.
# Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
# Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:
#*какую задачу решали;
#*основные этапы этого дела;
#*в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
#*как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;
#*приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
# Анализ ситуации (при наличии такой в дне);
#*краткое содержание и ее участники;
#*в связи с чем возникла эта ситуация;
#*как проявили себя участники ситуации, их поступки;
#*итог ситуации;
#*выход из ситуации.
# Общая характеристика прожитого дня:
#*была ли группа организована;
#*произошли ли изменения в коллективе;
#*кто обратил на себя внимание;
#*как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
# Общие выводы:
#*удался ли день в целом;
#*что дал нового этот день вам как педагогу;
#*задачи на следующий день.


'''2. Анализ результатов педагогической деятельности.'''

Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.


'''3. Анализ дела.'''
# Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
# Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
# Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния
# Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения
# Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.


'''4 . Самооценка индивидуального состояния.'''

Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.


''Что анализируем?''

Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.

''Форма'': самоконтроль и самооценка.



== Методики анализа ==

[[Image:Qaz14m.jpg |right]]
'''1. Методика выявления и согласования мнений и представлений.'''

Цель: уточнить представления и понятия;
рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.


'''2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.'''

Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
:4 – совершенно согласен,
:3 – согласен,
:2 – трудно сказать,
:1 – не согласен,
:0 – совершенно не согласен.


# Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
# В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
# В нашем отряде хорошие вожатые.
# Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
# У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
# В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
# Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
# У меня есть любимое занятие в детском лагере.
# Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
# Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.


Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов
:У = общее количество ответов
:У > 3 – высокая степень удовлетворенности;
:2 < У > 3 – средняя степень;
:У < 2 – низкая степень удовлетворенности.


''1. Метод “недописанный тезис”''

Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.

Например:
*Хороший детский лагерь – это …
*Если бы я был начальником лагеря, то непременно …
*Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …
*Самое главное в жизни нашего отряда – это …
*В нашем лагере больше всего цениться …

Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.


''2. Методика опросника.''

Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).

В нашем детском лагере (отряде):
{| border=1
!Хорошо || Плохо
|-
|1 || 1
|-
|2 || 2
|-
|.... || ...
|-
|8 || 8
|-
|И т.д. || И т.д.
|}


Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.



== Анализ с детьми. ==

[[Image:12jjjjjjm.jpg |right]]
Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).

По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.

Алгоритм анализа:
# вспоминаем, описываем ситуацию;
# “+” и “-”, удачи, проблемы;
# причины;
# общий вывод, решение.


Принципы анализа.
# Конкретность.
# Наглядность.
# Соответствие предмета анализа с ситуацией.
# Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.
# Соответствие возрасту детей:
#*Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;
#*Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;
#*Старшие – анализ на перспективу.


Формы организации анализа.
# ''В индивидуальном порядке.'' При ответе на тот или иной вопрос выступают только желающие. Рекомендуется в коллективе со средней и высокой степенью развития.
# ''По кругу.'' Форма группового анализа, выступают все по очереди, по кругу. Чаще всего используется на огоньках. В коллективах с низкой степенью развития вожатым необходимо поддерживать разговор.
# ''С мячиком.'' Активно-игровая форма анализа. Отряд встает в круг, вожатый начинает (задает тему для разговора, определяет вопросы), сам первый высказывается, затем перекидывает мячик любому ребенку, который продолжает разговор, потом перекидывает мячик другому и т. д.
# ''По группам.'' Сочетание группового и индивидуального анализа. Обсуждение в начале ведется в группах по 5-7 человек, где каждый высказывает свою точку зрения, затем от каждой группы выступает один человек. Подводится итог.
# ''Живая анкета.'' Игровая форма. Задается вопрос с ограниченным количеством ответов (например: “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”), выбираются помощники по количеству ответов, которые проходят и собирают ответы – хлопок по ладошке, того или иного помощника в зависимости от выбранного варианта ответа.
# ''Пресс-конференция.'' Игровая форма. Участникам объясняются правила проведения пресс-конференции, задается тема.
# ''Коллективное письмо.''
# ''Почтовый ящик.''
# ''Индивидуальный дневник.''


[[Category:Статьи]]