Методики анализа деятельности
В этой статье мы остановимся на очень необходимом этапе любой деятельности – анализе. Думаем, что не нужно убеждать вас, насколько он важен в педагогической деятельности. Ведь движение вперед предполагает осмысление, обобщение того, что было сделано. В общем смысле анализ можно определить как разложение на составные части для детального рассмотрения, как та или иная часть сыграла на общее.
В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.
Виды педагогического анализа и формы их обеспечения
1. Анализ собственной пед деятельности.
Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.
Что анализировать?
Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.
На основе чего?
Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).
Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)
Предполагаемая схема анализа дня.
- Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
- Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:
- какую задачу решали;
- основные этапы этого дела;
- в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
- как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;
- приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
- Анализ ситуации (при наличии такой в дне);
- краткое содержание и ее участники;
- в связи с чем возникла эта ситуация;
- как проявили себя участники ситуации, их поступки;
- итог ситуации;
- выход из ситуации.
- Общая характеристика прожитого дня:
- была ли группа организована;
- произошли ли изменения в коллективе;
- кто обратил на себя внимание;
- как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
- Общие выводы:
- удался ли день в целом;
- что дал нового этот день вам как педагогу;
- задачи на следующий день.
2. Анализ результатов педагогической деятельности.
Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.
3. Анализ дела.
- Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
- Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
- Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния
- Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения
- Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.
4 . Самооценка индивидуального состояния.
Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.
Что анализируем?
Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.
Форма: самоконтроль и самооценка.
Методики анализа
1. Методика выявления и согласования мнений и представлений.
Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.
Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.
2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.
Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – совершенно согласен,
- 3 – согласен,
- 2 – трудно сказать,
- 1 – не согласен,
- 0 – совершенно не согласен.
- Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
- В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
- В нашем отряде хорошие вожатые.
- Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
- У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
- В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
- Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
- У меня есть любимое занятие в детском лагере.
- Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
- Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.
Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов
- У = общее количество ответов
- У > 3 – высокая степень удовлетворенности;
- 2 < У > 3 – средняя степень;
- У < 2 – низкая степень удовлетворенности.
1. Метод “недописанный тезис”
Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.
Например:
- Хороший детский лагерь – это …
- Если бы я был начальником лагеря, то непременно …
- Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …
- Самое главное в жизни нашего отряда – это …
- В нашем лагере больше всего цениться …
Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.
2. Методика опросника.
Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).
В нашем детском лагере (отряде):
Хорошо | Плохо |
---|---|
1 | 1 |
2 | 2 |
.... | ... |
8 | 8 |
И т.д. | И т.д. |
Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.
Анализ с детьми.
Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).
По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.
Алгоритм анализа:
- вспоминаем, описываем ситуацию;
- “+” и “-”, удачи, проблемы;
- причины;
- общий вывод, решение.
Принципы анализа.
- Конкретность.
- Наглядность.
- Соответствие предмета анализа с ситуацией.
- Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.
- Соответствие возрасту детей:
- Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;
- Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;
- Старшие – анализ на перспективу.
Формы организации анализа.
- В индивидуальном порядке. При ответе на тот или иной вопрос выступают только желающие. Рекомендуется в коллективе со средней и высокой степенью развития.
- По кругу. Форма группового анализа, выступают все по очереди, по кругу. Чаще всего используется на огоньках. В коллективах с низкой степенью развития вожатым необходимо поддерживать разговор.
- С мячиком. Активно-игровая форма анализа. Отряд встает в круг, вожатый начинает (задает тему для разговора, определяет вопросы), сам первый высказывается, затем перекидывает мячик любому ребенку, который продолжает разговор, потом перекидывает мячик другому и т. д.
- По группам. Сочетание группового и индивидуального анализа. Обсуждение в начале ведется в группах по 5-7 человек, где каждый высказывает свою точку зрения, затем от каждой группы выступает один человек. Подводится итог.
- Живая анкета. Игровая форма. Задается вопрос с ограниченным количеством ответов (например: “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”), выбираются помощники по количеству ответов, которые проходят и собирают ответы – хлопок по ладошке, того или иного помощника в зависимости от выбранного варианта ответа.
- Пресс-конференция. Игровая форма. Участникам объясняются правила проведения пресс-конференции, задается тема.
- Коллективное письмо.
- Почтовый ящик.
- Индивидуальный дневник.
Рефлексия в период последействия.
Работа в период последействия - это фундамент профессиональной деятельности вожатого. Давайте разберемся, что же это за период?
Рефлексия - основа роста не только профессионального, но и личностного. Период после смены, период, когда воспоминания ещё свежи, а время освободилось - великолепный плацдарм для того, чтобы провести анализ своей деятельности и составить план работы на будущее.
Самый важный вопрос, который может возникнуть: когда наступает этот период и сколько он длится? Традиционно принято считать, что данный период наступает после того, как вы раздали всех детей, приехали домой и осознали, что смена закончилась.
С чего начать?
Начните с себя, проанализируйте свои действия на смене.
- Как вы работали с детьми?
- Что вы говорили, как вы говорили, как вы общались с коллегами, как транслировали информацию?
- Сделали ли вы все, что запланировали, или вам не хватило времени?
- Достигнута ли педагогическую цель?
Подсказка на будущее, если у вас не очень с памятью, но вы любите анализировать, делайте записи, так восстановить картину мира будет намного проще.
Что делать дальше?
Зовите напарника - взгляд со стороны поможет проанализировать работу каждого и работу в вожатской пары. Ищите ответы на вопросы, которые остались неосвещенными, решайте, как можно проработать свои ошибки. Анализируйте свои профессиональные дефициты, стройте планы на будущее, создавайте себе образовательные маршруты, ставьте цели и находите точки роста.
Последействие – важнейший этап вашей вожатской работы, напарничества и вашего профессионального становления.
Не пренебрегайте им. Встречайтесь. Прорабатывайте. Анализируйте. Давайте обратную связь. Вспоминайте. Смейтесь. Становитесь друзьями.
А если вы любите записывать результаты анализа, то мы прикладываем удобную табличку для проработки с напарником. - табличка