Методики анализа деятельности

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

В этой статье мы остановимся на очень необходимом этапе любой деятельности – анализе. Думаем, что не нужно убеждать вас, насколько он важен в педагогической деятельности. Ведь движение вперед предполагает осмысление, обобщение того, что было сделано. В общем смысле анализ можно определить как разложение на составные части для детального рассмотрения, как та или иная часть сыграла на общее.

В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.


Виды педагогического анализа и формы их обеспечения

194add07.jpg

1. Анализ собственной пед деятельности.

Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.


Что анализировать?

Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.


На основе чего?

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).

Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)


Предполагаемая схема анализа дня.

  1. Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
  2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:
    • какую задачу решали;
    • основные этапы этого дела;
    • в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
    • как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;
    • приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
  3. Анализ ситуации (при наличии такой в дне);
    • краткое содержание и ее участники;
    • в связи с чем возникла эта ситуация;
    • как проявили себя участники ситуации, их поступки;
    • итог ситуации;
    • выход из ситуации.
  4. Общая характеристика прожитого дня:
    • была ли группа организована;
    • произошли ли изменения в коллективе;
    • кто обратил на себя внимание;
    • как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
  5. Общие выводы:
    • удался ли день в целом;
    • что дал нового этот день вам как педагогу;
    • задачи на следующий день.


2. Анализ результатов педагогической деятельности.

Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.


3. Анализ дела.

  1. Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
  2. Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
  3. Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния
  4. Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения
  5. Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.


4 . Самооценка индивидуального состояния.

Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.


Что анализируем?

Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.

Форма: самоконтроль и самооценка.


Методики анализа

Qaz14m.jpg

1. Методика выявления и согласования мнений и представлений.

Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.


2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.

Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен,
3 – согласен,
2 – трудно сказать,
1 – не согласен,
0 – совершенно не согласен.


  1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
  2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем отряде хорошие вожатые.
  4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
  5. У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
  6. В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимое занятие в детском лагере.
  9. Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.


Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов

У = общее количество ответов
У > 3 – высокая степень удовлетворенности;
2 < У > 3 – средняя степень;
У < 2 – низкая степень удовлетворенности.


1. Метод “недописанный тезис”

Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.

Например:

  • Хороший детский лагерь – это …
  • Если бы я был начальником лагеря, то непременно …
  • Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …
  • Самое главное в жизни нашего отряда – это …
  • В нашем лагере больше всего цениться …

Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.


2. Методика опросника.

Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).

В нашем детском лагере (отряде):

Хорошо Плохо
1 1
2 2
.... ...
8 8
И т.д. И т.д.


Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.


Анализ с детьми.

12jjjjjjm.jpg

Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).

По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.

Алгоритм анализа:

  1. вспоминаем, описываем ситуацию;
  2. “+” и “-”, удачи, проблемы;
  3. причины;
  4. общий вывод, решение.


Принципы анализа.

  1. Конкретность.
  2. Наглядность.
  3. Соответствие предмета анализа с ситуацией.
  4. Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.
  5. Соответствие возрасту детей:
    • Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;
    • Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;
    • Старшие – анализ на перспективу.


Формы организации анализа.

  1. В индивидуальном порядке. При ответе на тот или иной вопрос выступают только желающие. Рекомендуется в коллективе со средней и высокой степенью развития.
  2. По кругу. Форма группового анализа, выступают все по очереди, по кругу. Чаще всего используется на огоньках. В коллективах с низкой степенью развития вожатым необходимо поддерживать разговор.
  3. С мячиком. Активно-игровая форма анализа. Отряд встает в круг, вожатый начинает (задает тему для разговора, определяет вопросы), сам первый высказывается, затем перекидывает мячик любому ребенку, который продолжает разговор, потом перекидывает мячик другому и т. д.
  4. По группам. Сочетание группового и индивидуального анализа. Обсуждение в начале ведется в группах по 5-7 человек, где каждый высказывает свою точку зрения, затем от каждой группы выступает один человек. Подводится итог.
  5. Живая анкета. Игровая форма. Задается вопрос с ограниченным количеством ответов (например: “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”), выбираются помощники по количеству ответов, которые проходят и собирают ответы – хлопок по ладошке, того или иного помощника в зависимости от выбранного варианта ответа.
  6. Пресс-конференция. Игровая форма. Участникам объясняются правила проведения пресс-конференции, задается тема.
  7. Коллективное письмо.
  8. Почтовый ящик.
  9. Индивидуальный дневник.