12 259 байт добавлено
, 21:20, 18 июня 2012
м[[Image:IMG_9019_m.jpg | right]]
<p align="right">''"Информация, переданная шепотом, запоминается значительно лучше."''</p>
Беседа должна вести к проявлению сознательного.
Эффективный процесс обычно включает в себя 4 этапа:
# ''Подготовка к восприятию материала беседы''. Цель: Пробудить интерес детей к теме беседы. Привлечь внимание группы. Подготовить к пониманию предмета беседы.
# ''Раскрытие содержания'' (основная часть). Цель: Донести мысль.
# ''Переосмысление'' (закрепление). Цель: Достичь того, мысль стала значимой лично для ребенка.
# ''Применение''. Цель: Предоставить детям практическую возможность воплотить мысль, заключенную в беседе.
'''Вступление'''
Это мостик между детьми, его нуждами и интересами и мыслью беседы.
Это лучший момент для того, чтобы завладеть вниманием детей, и наиболее опасный, чтобы потерять его!
Обычно взрослые умеют сохранять свое внимание, даже если начало беседы очень длинное и скучное. Они надеются, что интересное еще впереди.
У детей все по-другому! Их вниманием нужно завладеть сразу же, с самого начала беседы.
Вступление должно быть:
* ''Кратким'' (2-3 мин.) Помните, что период концентрации внимания у детей гораздо короче, чем у взрослых. Вы можете завладеть их вниманием во время вступления, но если оно будет слишком длинным, то вы потеряете его еще до того, как перейдете непосредственно к теме беседы.
* ''Интересным''. Вступление должно заинтересовать детей. Постарайтесь связать его с жизнью детей, с их играми, книгами, которые они читают. Если вы начнете обсуждать проблемы инфляции, у детей это не вызовет интереса. Но если вы спросите, сколько стоит плитка шоколада – это то, что их интересует. Это входит в круг их интересов. Дети от природы любопытны. Им обычно интересны рассказы о том, что происходило с вами.
* ''Захватывающим'' – если можно, но не в каждом рассказе.
* ''Связанным с остальной частью рассказа''. Используемые примеры должны быть краткими, очень интересными, по-настоящему захватывающими и непосредственно связанными с основным содержанием рассказа. Если они не соответствуют этому, значит, их не следует использовать.
Думайте о вступлении, как о мостике, который вводит в тему беседы.
Не начинайте со слов:
* «…сегодня я хочу рассказать вам историю о …»
* «…сядьте, сложите руки, сегодня мы будем слушать рассказ…»
* «…вы когда-нибудь слышали историю о…» (кто-то обязательно скажет «Да!»)
* «..вы хотите послушать рассказ?» (кто-то может сказать «нет!»)
Вожатый: «Что неправильно в этих вступлениях?»
Не излагайте весь сюжет в первом же предложении вашего рассказа.
Например: «Сегодня послушаем рассказ об …».
Постарайтесь держать детей в напряженном ожидании. Особенно это касается хорошо известных рассказов. Не произносите имен их героев и названий мест до тех пор, пока в этом не возникнет необходимость.
Обычно вступление легче придумать после того, как спланируете весь рассказ.
Есть четыре основных способа, чтобы начать рассказ.
# ''Прямой подход''. Приступайте сразу к рассказу, начинайте с самого начала. Здесь очень важны ваши первые фразы. Вы должны точно знать, о чем хотите сказать. Если вы хотите повлиять на детей, рассказывайте с настроением. Вожатому. Проведите несколько примеров. Например - Тс – тс, было очень темно…Один человек пробрался через комнату ….
# ''Вопрос''. Этот метод предполагает вовлечение детей в тему беседы… Вопрос должен быть связан непосредственно с повествованием или с мыслями, которые вы хотите обсудить с детьми. Будьте осторожны, вы можете получить ответ очень длинный или совсем не связанный с вопросом! Контролируйте ответы детей, чтобы они не занимали слишком много времени. Вожатому. Приведите несколько примеров. - Ты ночевал в палатке? Сколько? Одну ночь? Неделю? Месяц? Год? А кто жил долго в палатке?
# ''Использование захватывающего эпизода истории''. Начните с интересного (увлекательного) эпизода истории, затем вернитесь к началу повествования и расскажите, как все произошло. Будьте осторожны! Вы должны лишь завладеть внимание детей, но не раскрывать им весь сюжет во вступлении! Вожатому. Приведите несколько примеров. Не используйте кульминацию! - Все затихли, только что кушали, а теперь затихли, никто не говорил = Рука на стене= Давайте узнаем.
# ''Иллюстрация'' (поясняющий пример). Начните с короткой повседневной истории, которая заинтересует детей. Между рассказанным вами примером и беседой должна прослеживаться ясная связь. Вожатому. Приведите пример.
# ''Другие способы'' Короткий рассказ (аллегорический или личная история), Фраза, привлекающая внимание. Цитата, Текущие события (статьи из газет), Ролевая игра, Предмет, Магнитофонная запись, Загадка, Стихотворение, Инсценировка
Характеристики хорошего вступления
* Краткость
* Ясность
* Простота
* Точная связь с беседой
* Разнообразие
* Должно вести от известного к неизвестному
* Не должно слишком много обещать или слишком много раскрывать.
'''Основная часть. Раскрытие темы'''
Акцент на главную мысль.
Через историю мы раскрываем перед детьми ситуацию и подводим к переосмыслению: «А что это значит для меня?»
'''Переосмысление (закрепление)'''
Это время решений. Закрепление должно быть:
* Положительным
* Оказывать влияние на каждого слушателя
Виды заключений:
* Дискуссия на закрепление темы
* Вопросы
* Краткое повторение главных мыслей с применением
* Викторина
* Игра на закрепление материала беседы
* Сценка
* Кроссворд
* Изготовление изделий, рисунков на тему
'''Применение'''
* Список тех, кого обидел
* Сочинение на тему: «Почему я так поступаю?»
* Сегодня я принимаю решение…
== Условия эффективного ведения беседы ==
[[Image:082340bcab3b63862962301f5bf9241cm.jpg | right]]
Существует ряд условий, которые могут эффективно влиять на качество эффективного ведения беседы.
# Внешний вид вожатого.
#* Волосы (причесанные, не распущенные).
#* Одежда (чистая, неяркая, удобная для вас, иногда "необычная").
#* Запах (приятный).
# Ваши слова (способность к артистизму).
#* Четкая дикция (произношение звуков), артикуляция (четкое произношение слов).
#* Правильный подбор слов, соответствующий возрасту.
#* Простота в донесении информации.
#* Тон голоса (спокойно).
#* Темп речи (размеренно, не быстро, чтобы дети успевали понимать).
#* Громкость речи (не тихо и не громко).
#* Неожиданность в речи ("И вдруг"…)
#* Рассказывать с эмоциями (интригующе, захватывающе).
# Контакт глазами.
#* У вожатого должен быть постоянный контакт со всеми детьми.
# Жесты и движения.
#* Жестами и движениями вы можете усилить передачу материала (т.е. как в сценках в лагере).
# Мимика лица.
#* Улыбайтесь, создавайте радостное выражение лица, привлекайте этим внимание детей.
# Помещение.
#* Свежий воздух (ни жарко, ни холодно).
#* Должно быть чисто.
#* Размер помещения должен соответствовать количеству детей.
#* Не должно быть в помещении постороннего шума.
----
Смотреть также...
* [[Модель беседы с детьми, Презентация]]
[[Category:Статьи]]