Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
[[Image:44vA2YT-idYm.jpg |right]]
<p align="right">''«Когда я был маленьким, я тоже отдыхал в пионерских лагерях. Нам тогда приходилось туго.''</p>
<p align="right">''Спали в самодельных шалашах. Готовили пищу на костре. Сами таскали воду, сами стирали.''</p>
<p align="right">''Очень были не устроены в бытовом отношении.''</p>
<p align="right">''А теперь? Оглянитесь вокруг. Какие вам корпуса понастроили. Какие газоны разбили.''</p>
<p align="right">''Водопровод, телевизор! Газовая кухня. Парники, цветники, мероприятия.''</p>
<p align="right">''Дети, вы — хозяева лагеря. Вы!''</p>
<p align="right">''От вас что требуется, друзья мои?''</p>
<p align="right">''- ДИСЦИПЛИНА!»''</p>







Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых, взаимоотношений и продуктивного сотрудничества. Такая дисциплина конструктивна, а не деструктивна; она направляет ребят, а не сдерживает их. Она не вредит, а открывает новые горизонты, развивая самоконтроль и приучая к продуктивной деятельности. Хорошая дисциплина незаметно помогает ребенку совершать правильные поступки в нужное время и в нужном месте. Она позволяет избежать проблем и трудностей.
Хорошо спланированная программа поможет избежать многих ошибок. Порядок и система внушают доверие. Дети лучше всего усваивают на примере своих руководителей. В лагере, где дисциплина поставлена должным образом, программа всегда начинается вовремя и идет плавно, без запинок и приходит к своему логическому завершению.


СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ
* Установите правила, требования к детям.
* Последовательно и настойчиво претворяйте установленные правила в жизнь.
* Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное действие, обязательно побеседуйте с провинившимся воспитанником. Если это встретит понимание с их стороны, они будут потом готовы к сотрудничеству.


ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Неправильно вступать в противоборство, ломая личность, ее дух, используя жесткую силу. Сломленный дух повлечет за собой недоверие, замкнутость, а также ненависть к вожатому.
Правильным способом поддержания дисциплины является разъяснение того, что верно и истинно, с любовью и добротой. Завоюйте доверие детей, покажите им свою любовь и доброту. Стремитесь к плодотворному взаимодействию. Только так, вы разовьете доверие, уступчивость, готовность и любовь.

Дети должны уважать старших и отвечать за свои поступки. И действительно, большинство из них время от времени нуждаются в одергивании. Но нельзя ограничиваться применением только этого. Особенно это касается младших детей. Применительно к ним, иногда куда разумнее наказать ребенка, посадив его на стул на десять минут и запретив ему вставать. В других случаях можно лишить его какого-либо удовольствия или отправить в постель на час раньше обычного. Существует множеств способов наказания, которые следует применять в зависимости от обстоятельств и тяжести проступка. Между прочим, иногда бывает полезно поступить следующим образом: заговорить с провинившимся ребенком и неожиданно – и совершенно незаслуженно сделать ему что-нибудь приятное. Моя точка зрения состоит в том, что дети – бесконечно сложные существа, и потому от воспитателя требуется немалый такт, хитрость, мужество и понимание.

В конечном счете высшее достоинство взрослого состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться увидеть то, что видит он, и поучаствовать то, что чувствует он. Когда ребенку одиноко, он нуждается в нашем обществе. Когда его поведение становится вызывающим, вы должны помочь ему справиться со своими порывами. Когда ему страшно, он находит защиту у вас. Когда он задает вопросы, вы должны терпеливо ответить на них. Когда он чему-то радуется, то стремится поделиться своей радостью с теми, кого любит.

И потому вожатым, интуитивно понимающие детские чувства, могут ответить на них должным образом, дав ребенку именно то, что ему нужно. В этом взаимоотношение с детьми является тонким и изощренным искусством, требующим величайшей мудрости, терпения, преданности и любви. И нам необходимо руководствоваться этим высоким стандартом.

Чрезвычайно важно, чтобы дети понимали цель наказания и принимали его как справедливое и заслуженное. Когда наказание раздаются «за малейшие неповиновения», в ребенке может развиться чувство отчуждения, которое станет благодатной почвой для будущих конфликтов.


КАК ИЗБЕЖАТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ
* Спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности.
* Никогда не начинайте мероприятия не подготовленным.
* Будьте дружелюбны, а также открыты в любое время.
* Развивайте чувство юмора.
* Не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказываниям.
* Не придирайтесь.
* Будьте справедливы, не заводите любимчиков.
* Проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это сложно сделать.
* Наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик.
* Давайте четкие и ясные инструкции и команды.
* Избегайте использование сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.


ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ

Всегда
* ''Личная беседа'' Беседуя со подопечным наедине, будьте хозяином положения. Четко укажите ему на то, что он сделал неправильно, и попросите его объяснить свое поведение. Сам ребенок иногда в состоянии предложить выход из создавшейся ситуации. Проводите такие беседы в дружелюбной манере, но добейтесь того, чтобы подопечный понял ваш деловой, конструктивный настрой.
* ''Используйте влияние группы'' Приложите все усилия, чтобы создать в группе такой идеал поведения, любое нарушение которого приводило бы к неодобрению со стороны членов группы.
* ''Обращайте внимание на индивидуальные особенности'' Не забывайте о том, что все дети своеобразны и не похожи один на другого. Принимайте во внимание их происхождение, их физическое и умственное состояние, а также серьезность того или иного нарушения.


НИКОГДА
* ''Не наказывайте в гневе''.
* ''Не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить''.
* ''Не принуждайте к извинениям при всех''. Очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы.
* ''Не прибегайте к методу «шутовского колпака»'', или навешивания ярлыков. Такое наказание лишь усиливает противостояние или же вызывает смех. Иногда некоторые дети даже расценивают его как своеобразное поощрение.


НАРУШЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАКАЗАНИЮ
# Явное неоправданное неподчинение.
# Случаи, когда те или иные действия являются серьезными нарушениями порядка или же проблемами в поведении, например: нечестность, хамство по отношению к вожатому, оскорбительные высказывания, вред, наносимый имуществу, и кража.



== Поддержание дисциплины в отряде ==

[[Image:15630440ZpJm.jpg |right]]
1. Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал: «Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.

2. Наведение дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.

3. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.

4. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.

5. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре ведущий-ведомый воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.

6. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.




----

Смотреть также
* [[Дисциплина]]
* [[Наказание]]
* [[Поощрение]]


[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]

Навигация