Изменения

Нет описания правки
[[Image:X_d2f38574m.jpg |right]]
* Оказавшись в лагере, любой ребенок испытывает дискомфорт. Он не знает окружающих, и еще не успел понять, кто лидер и на кого следует равняться. Именно в это время надо «успеть» завоевать его доверие и расположение. Ну, и, конечно, удержать его до конца смены.
* Пойте, даже если не умеете! Вас полюбят хотя бы за отсутствие комплексов по этому поводу. И этим вы поможете раскрыться другим ребятам! Только не сильно громко и не фальшивя в каждой ноте, а то пение превратиться в хоровой вой.
* Расскажите детям что-нибудь особенное о себе. Ведь вы же что-то такое умеете, чего не умеют они. И тогда вас будут уважать больше!
* Поиграйте и сами в создаваемую вами сказку. Во-первых, правдоподобнее получится. Во-вторых, вам самим понравится. А в третьих, разве вы можете делать своим чадам что-то, что изначально плохо и неинтересно???
* Рассказывая легенду, читая стих и исполняя песню, особенно если она авторская, не стесняйтесь добавлять что-то свое, если забыли оригинал. Главное, чтобы выглядело убедительно!
* Вожатый для детей наставник, человек, которому можно доверить секреты, с которым можно посоветоваться.
* По утрам, когда пойдёте будить детей, постарайтесь выглядеть бодро. От этого зависит успех предстоящего дня
* Прежде, чем оставить отряд, подумайте на кого можно возложить ответственность за жизнь и здоровье детей, и можно ли её возложить на этого человека. Конечно, лучше всего, если это будет Ваш напарник, а ещё лучше – если он будет знать, что вы отлучились.
* Любовь важная вещь в жизни! Но она должна быть ко всем детям, а не к одному! Никаких любимчиков, никаких лагерных романов!


НЕ ЗАБУДЬ!!! :)

Как ходить в столовую
:1. Взявшись за руки в цепочку.
:2. То же, но двигаясь спиной,
:3. В три шеренги и маршируя, как солдаты.
:4. Образовать замкнутый круг, внутри которого вожатые, которые не хотят есть.
:5. Дружно хромая на правую или левую ногу,
:6. В колонну, положив руки на плечи, впереди идущему.
:7. Считая шаги.
:8. Со связанными ногами.
:9. Одетыми задом наперед.
Скандировать девизы, речевки, кричалки, петь песни.


Как обращаться к своим детям?

Ребята, ребятушки, друзья, народ, люди, парни, девчонки. красавицы, барышни, мадмуазели, гвардейцы, земляки. Други мои, родные мои, братья и сестры. Братцы кролики, братья славяне, свободные волки, славные мумий-тролли. Милостивые государи и государыни. Уважаемые судари и сударыни. Любезные синьоры и сеньориты.

В начале смены стоит обсудить:
* кому, как и когда заправлять постель;
* кому, как и когда убираться в палатах;
* кому, как и когда убирать закрепленную территорию;
* кому, как и когда дежурить по столовой и по территории;
* кому, как и когда следить за порядком в своей тумбочке и в своем чемодане;
* что такое и зачем нужна форма;
* для кого придуман и как проходит тихий час;


АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Наиболее часто встречающиеся ошибки:
# Вожатый – детский коллектив:
#* патологическая боязнь детского коллектива;
#* обвинение всего коллектива за проступки одного его члена;
#* недоверие детям в выполнении целей, заданий;
#* полное доверие и сваливание на детей своих профессиональных обязанностей;
#* превознесение значимости и исключительности своего коллектива;
#* навязчивое сравнивание с другими детскими коллективами;
#* предъявление завышенных или заниженных требований;
#* незнание стадий и закономерностей развития детского коллектива.
# Вожатый – вожатый:
#* навязчивая идея о том, что напарник работает меньше тебя;
#* показное панибратство и фамильярность между напарниками;
#* обсуждение разногласий и конфликтов при детях;
#* не соответствие требований напарников;
#* сокрытие профессиональной несостоятельности напарника;
#* недонесение или искажение информации.
# Вожатый – ребёнок:
#* невнимательность к просьбам, пожеланиям, проблемам ребёнка;
#* перенос решения проблемы ребёнка на потом;
#* выделение любимчиков;
#* невнимание к «сереньким» детям;
#* сотворение кумира;
#* неразумность и необоснованность требований.
# Вожатый – вожатский коллектив:
#* боязнь просить помощи;
#* организация и участие в группировках;
#* навешивание ярлыков;
#* обсуждение других членов вожатского коллектива в их отсутствие.
# Вожатый – обслуживающий персонал:
#* снобизм и высокомерие;
#* полное игнорирование требований и просьб обслуживающего персонала;
#* списывание своих просчетов на обслуживающий персонал;
#* перекладывание на обслуживающий персонал своих обязанностей.
# Вожатый - администрация:
#* боязнь администрации;
#* творческое высокомерие;
#* игнорирование замечаний и требований;
#* заискивание;
#* фамильярность;
#* выполнение безрассудных и необоснованных требований.
# Вожатый – родители детей:
#* страх общения;
#* избегание общения с родителями;
#* недопущение ребёнка к родителям;
#* нападки на родителей за проступки детей;
#* не привлечение родителей в работе детского коллектива.


ЧТО НАДО С СОБОЙ ВЗЯТЬ:
:- старые детские журналы;
:- гитара;
:- компас;
:- воздушные шары;
:- фонарик;
:- карандаши;
:- несколько альбомов;
:- складной нож;
:- краски;
:- зеркало;
:- пуговицы;
:- клейкая лента;
:- книга со сказками;
:- кисточки для клея и для красок;
:- свисток;
:- цветная бумага;
:- нитки и иголки;
:- клей;
:- старые открытки;
:- спички;
:- фломастеры и ручки;
:- веревка;
:- ножницы;
:- кнопки и булавки;
:- свечи;
:- ластики;
:- коробка мелков;
:- электрический провод-удлинитель;
:- книга с приключениями;
:- линейки;
:- волейбольный мяч;
:- несколько листов ватмана;
:- фляжка.


ЗАКОНЫ И ТРАДИЦИИ

[[Image:X_2f09a487m.jpg |right]]
Разница между законами и традициями, пожалуй, в названии и в некой "степени обязательности" исполнения. Если законы существуют неизменно, то в традициях возможны вариации. Кроме того, существует очень много ритуальных моментов, которые можно было бы назвать традициями, потому что они проводятся по примерной схеме и периодично, но почему-то их так не называют.

ЗАКОН КРУГА.
:Собравшиеся в круг для обсуждения равны между собой.
:Каждый из них имеет право быть выслушанным.
:Каждый обязан выслушать остальных.

ЗАКОН ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ И ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ.
:Общайся спокойно и вежливо, что бы ни случилось.
:Всегда помни - все мы люди, все мы ошибаемся.
:Прежде чем обвинить соседа найди свою вину. Человек - самое главное.

ЗАКОН О ВЗАИМОПОМОЩИ И ВЗАИМОПОДДЕРЖКЕ.
:Нельзя бросать друга в беде. Помоги другу – и он поможет тебе.

ЗАКОН ЗЕЛЕНОГО ДРУГА.
:Ты – частица природы, береги ее. И вообще – все, что сорвал – съешь!

ОТВЕРГАЕШЬ - ПРЕДЛАГАЙ (закон идеи)!!!!!!!!!
:Мало просто раскритиковать идею соседа, предложи ей достойную замену.
:Каждое предложение нужно воплотить в дело, а кто сделает его лучше Тебя!?

ЗАКОН ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
:Не прячься от ответственности за свои поступки. Держи слово, выполняй обещания.

ЗАКОН 0:0 (точность – вежливость не только королей).
:Все что предполагалось должно быть начато и закончено вовремя. Все кто должен прийти - должны прийти вовремя.

ЗАКОН ВОДЫ.
:Ребятам запрещено купаться без присутствия ответственных взрослых (плавруков или вожатых и врача).

ЗАКОН 24-ЁХ МИНУТ.
:"5 минут на сборы, 5 - на разговоры, 5 - на слезы, 5 - на грезы, еще 4,-и ты уже в машине". Этот закон карающий, этот закон для тех, кого отсылают домой из лагеря
(например, за систематическое и грубое нарушение других законов).

ЗАКОН ТЕРРИТОРИИ.
:Ребятам запрещено выходить за пределы лагеря без сопровождения взрослых (вожатых или родителей). Этот закон прежде всего служит обеспечению безопасности.

ЗАКОН ПРАВОЙ РУКИ.
:а) (для окружающих) Человек поднявший руку требует тишины и внимания. Его нужно выслушать.
:б) (для себя) Если я поднял руку - хочу сказать что-то новое и важное. Я не стану просить слова по пустякам. Я заранее сформулирую свою мысль

ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ».
:В группе обсуждается то, что происходит с нами сейчас. Это значит - обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в групповую работу здесь и сейчас.

ЗАКОН ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕСНЕ.
:Песня, которую запели - должна быть закончена. Запевая песню, подумай, уместна ли она в этом месте, в это время, с этими людьми. Не перебивай поющего и не критикуй его манеру игры или пения. Подстраивайся под него.

ТРАДИЦИЯ ВОЖАТСКОГО ОТРЯДА.
:Вы такой же отряд, как и ваши дети, а значит вы тоже должны быть дружными и вам так же нужны рефлексии.

ТРАДИЦИЯ ВЕЧЕРНЕГО ОГОНЬКА.
:Активный отдых – здорово, однако нет ничего лучше вечернего расслабляющего разговора с друзьями.


НЕ ЗАБУДЬ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ!
:1. Паспорт
:2. Полис
:3. Мед.книжка со всеми анализами
:4. Вожатское соглашение


Еще есть одна фишка - это СТРАНА ПОтерянНЫХ ВЕЩЕЙ!
:Кто не хотел там побывать?
:В нее можно попасть только вожатому, да и то не каждому, а тому, который остался после отъезда детей здавать инвентарь.
:Он автоматически туда попадет, кто бегал с обходным листом, тот понимает о чем речь!!!


И еще...
* не бывает плохих детей, есть дети на которых еще не обратили внимание.
* обязательно возьми с собой магнитофон и кружку.
* нет детей,которые не любят играть, есть вожатые, которые не хотят


Про игры:
:главное правило любой игры - интерес. и причем этот интерес должен быть в первую очередь у вас! чем интереснее тебе самому, тем веселее детям


Ходить ли строем?

Уметь ходить строем отрядом - да. Потренироваться под предлогом официальных мероприятий и быстрого нетравматичного продвижения по территории. В столовую, потому что так принято . малышам – опять же да, так удобнее и вожатому, и им проще.. Надо ли водить строем 15-летних тинейджеров? Ну… вы ходите в жизни строем? А хотели бы? В общем, правил лагеря по этому поводу нет. Утеряны. Так что решайте сами.


Сюрпризы, ритуалы и прочая необходимая фигня.

Это всегда приятно. А в первые дни еще и творит чудеса. Письмо вожатого отряду, которое надо найти по плану, а план собрать из кусочков, а кусочки заработать в фанты… Маленькие записочки каждому под подушку (никого е пропустить!). «Ленточки счастья» на дереве и замочек от отряда, сердечки с именами в определенном месте. Куда придете всем отрядом, торжественно прицепленный в конце смены на заборе и выбрасывание ключа в море в предпоследний день на рассвете. (заодно и в встрече рассвета какой-то смысл!) Бусинки, розданные под вечернюю свечу или на закате на берегу с пожеланиями. «Тайная» почта с записками вожатому и ответами на вопросы. Утренняя побудка «по-смешному» и по-разному, хождение отрядом «с выходом» и под рэп, да что угодно. Главное - от сердца.


[[Image:X_5533441cm.jpg‎ |right]]
Что делать если ребенок провинился? Ведь в этом случае совершаются самые грубые ошибки: не только наказание всего коллектива из-за одного человека, как это было отмечено..
ошибка - это

1) недостаточное наказание: ребенок поймет, что может делать все, что захочет, и ничего за это ему не будет.

2) излишнее наказание, унижение и оскорбление ребенка, эмоциональное давление: ребенок либо замкнется, либо наоборот начнет делать все назло. кроме того, вы предстанете для него не другом, и старшим товарищем, так сказать, а врагом.


Как же тогда наказывать или воздействовать?

1) надо заключить с ребенком договор: я тебе - ты мне, и наоборот: ты мне - я тебе. ты будешь тихо себя вести в тихий час - я: разрешу тебе поменяться кроватями с Вовой. ну или типа того. но эти условия нужно обязательно соблюдать. то же самое если вы говорите о наказаниях: если ты будешь лазить через окно - я тебе не разрешу идти на дискотеку. только нужно действительно не пустить, ни за какие "я больше не буду", "я все понял" или "простите меня пожалуйста". это договор. и нужно ребенку это объяснить. И ещё. Если вы кого-то наказали, и при этом не было вашего напарника, когда он появится, сообщите ему об этом (естественно не при детях, или по крайней мере негромко), чтобы не случалось:" ой, а что это у нас Васенька тут сидит, мой хороший? ах, ты наказан? за что? а.. за это-то?! ну стой-стой... " или ещё лучше: "да ничего страшного, беги играй." Ну понятно в общем.

2) если виноват один, то и говорите с ним один на один. не нужно отчитывать и воспитывать человека при всем отряде. он скорее сосредоточится на чувствах, которые испытывает в данный момент по отношению к сверстникам, нежели на том, что вы пытаетесь до него донести.

3) про тихих: если в палате или в отряде обижают одного ребенка (или двух, неважно). вмешиваться по-серьезному желательно только в крайних случаях, когда ситуация уже выходит из под контроля, потому что очень часто мнение и отношение детей относительно друг друга может стремительно меняться. что делать? здесь уже поговорить с каждым в отдельности будет сложно, поэтому нужно проводить.. групповую терапию. раскройте детям особенности белой вороны. например: "почему вам не нравится Ира? да, она скромная девочка, но зато так рисует! без неё наш отряд не занял бы первого места на конкурсе! ведь у каждого из вас есть достоинства и недостатки.. " и здесь можно перечислить несколько особенностей присутствующих (нейтральных или положительных)

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ: обижают толстого ребенка. Сложная ситуация, потому что объяснить 11-13 летним детям, что красота на самом деле в душе на коллективном уровне почти нереально. поэтому нужно поставить каждого обидчика на место жертвы. и спросить, а что бы ты делал на его/её месте? необходимо добиться ответа, что бы он делал, как бы себя вел. после этого желание обижать пухлика должно пройти. эх.. в идеале, если с душой объяснить.


Про педагогический дневник
# Педагогический дневник – часть педагогической документации. Относитесь к документам серьезно.
# Используйте обложку – с максимально приятными мотивами, желательно, детскими. Не стОит демонстрировать свои тайные желания, вынося их на всеобщее обозрение: машины, мачо, девушки, жаркие страны – это же не предел ваших мечтаний. Будьте стильными и креативными во всем – даже в таких «мелочах».
# Будьте аккуратны! Это влияет на позитивное восприятие и вас, и вашего отрядного дневника.
# Заполняйте дневник регулярно и вовремя! Это дисциплинирует, а также избавляет от авральной истерики, когда все нужно сдать уже завтра, а ничего еще нет.
# Не забывайте про инструктаж по технике безопасности. Особенно перед поездками!
# Перед тем как писать педагогический анализ дня, сконцентрируйтесь на плане – самых важных аспектах, которые будете анализировать: дети, события, реакция, выводы, прогнозы. Очень рекомендуем: перед тем как закрыть страницу с готовым анализом, хотя бы просмотрите результат вашего творчества.
# Читайте анализы своих напарников. Вы работаете вместе, желательно и дневник вести в унисон.
# Не оставляйте дневник в открытом доступе для детей. Это может спровоцировать серьезные конфликты в отряде и не только.
# Самое страшное – потеря дневника. Берегите и будет вам счастье!


Планерка
# Место встречи с администрацией и коллегами.
# Приходите вовремя, а лучше – пораньше!
# Помните о том, что рядом – живые, ни в чем не повинные люди, - будьте свежими, независимо от обстоятельств. Когда рядом кто-то разлагается, не важно по какой причине, уже не до педагогики.
# Будьте внимательны. Фиксируйте время и события не только в голове: лучше тупой карандаш, чем самая острая память.
# Передавайте напарникам, которых не было на планерке, важную информацию.
# Если чувствуете, что засыпаете, взбодритесь: умойтесь прохладной водой, выпейте зеленого чаю, в крайнем случае, кофе.
# Выступайте по существу, предлагая конкретные идеи, делая конструктивные замечания. Не лейте воду.


Общие советы
# Будьте щедрыми: не бойтесь отдавать – себя, эмоции, силы, приятные мелочи – все это вернется – даже в бОльшем количестве!
# Инициатива наказуема. А ее отсутствие для вожатого – вдвойне преступление. Демонстрируйте миру готовность постоянно действовать и совершенствоваться.
# Не ориентируйтесь на пассивных коллег – их призвание в другом. Будьте с лидерами. Сами становитесь лидерами.
# Не будьте упрямыми и бескомпромиссными – толерантность – вот девиз профессионалов!

В редкие свободные от работы минуты очень рекомендуется не только спать, приводить себя в порядок, но и посвящать время культурному развитию. На этом старайтесь не экономить! Будьте активны – в работе и в отдыхе, помните – это ваша молодость, ее не вернешь, не исправишь.


БАГАЖ ВОЖАТОГО

В личном педагогическом багажа пусть будут:
*10 историй, которые можно рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);
*10 биографий людей, интересных детей (ученые, музыканты, полководцы, путешественники и др.)
*20 игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры-тесты)
*10 атракционов и забав (для дискотек, огоньков);
*10 досуговых дел (заготовки КВН, различных конкурсов, викторин, интеллектуальных игр);
*5-10 песен дня костров;
*5-10 интересных статей для обсуждения.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТРЯДА

Как быстро собрать о ребятах полезную информацию? Вот педагогическая карта отряда. Сведения по горизонтали о каждом ребенке, по вертикали обо всем отряде.

Фамилия, имя, число, месяц, год рождения, в какой класс перешел (школа), родители, место их работы, отклонения в здоровье, какие поручения выполнял в школе, в каких клубах, кружках занимается, что умеет что делать, что любит делать в свободно время, (занимается ли спортом и каковы успехи, индивидуальные пожелания родителей.


ИМПРОВИЗАЦИЯ

Импровизация воодушевляет на дела без предварителъной раскачки.

Она сродни игре. Дети импровизируют, к примеру, на дискотеке. Улавливая ритм, сходу придумывая танцевальное поведение. И концерт-сюрприз - не столько художественная самодеятельность, сколько игра в концерт. Импровизация в том лагерном цирке - это игровое подражание наездникам, дресировщикам, акробатам и т.д. В таком цирке кто-то изображает дрессировщика, а кто-то - дрессированных пингвинов или тигров. Импровизация всегда конструктивна.


ПЛАНЫ

Много лет в лагерях используются план-сетка (план на смену), в котором дается перечень всех общих дел лагеря и крупных дел отряда, обсуждённых и принятых ребятами.

План-сетка не догма. Вожатый может вносить в него коррективы. У вожатого к тому же - более подробный план на два-три дня вперёд, чтобы не упустить подготовку к завтрашним делам. План на очередной день отряд обсуждает вечером. Обычно это детальный план. Разучивается игра - какая? Планируется труд – десант - где, когда, кто, что будет делать?

Привлечь ребят к планированию работы можно с помощью анкетирования, конкурса на лучшее предложение к плану, приёмов «разведку» (найти общественно-полезное дело, интересного человека, место для игры), творческого задания группам по интересам (любителям спорта даётся задание – со - ставить программу спортивных дел) и даже с помощью часа почемучек (ребята задают вожатому вопросы на любые интересующие темы). Спросил ребёнок про Бермудский треугольник - и тут же родилась идея: провести серию вечеров "безумных идей" или вечеров разгаданных и неразгаданных.

Надо почаще спрашивать у ребят, что они хотят провести в отряде, куда пойти на экскурсию, с кем встретиться у костра, какую игру разучить, что полезного сделать для лагеря, для малышей, для окружающих и среды.

Полезно учить ребят всё время придумывать что-то и защитить свою мысль. Задумал вожатый, к примеру, провести «День фантазёра» в отряде, проверять творческие возможности каждого потомца, значит, разрабатывать программу этого дня должны все. Сначала пусть соберутся малые творческие группы на пол часа и покрутят эту идею. Потом отдельно поломает голову штаб дела, а вечером на огоньке все утвердят эту программу.


ТРАДИЦИИ.

У каждого лагеря, городского или загородного, они своя, неповторимые. Но главные традиции летнего лагеря – общение с природой и помощь ей; особый красивый климат отношений старших и младших, сотрудничество – содружество - сотворчество.


ОЧЕРЁДНОСТЬ.

Это самый демократичный принцип детского коллектива. Самостоятельность возникает тогда, когда ребята в лагере все будут делать по очереди. "Без гениев", как они говорят. Дежурить по палате или палатке, убирать с обеденного стола, на территории. По очереди, как умеют, вести программу огонька, дискотеку, игра в команде в товарищеском матче, участвовать в творческих делах.

Ежедневно и отряде может выбираться очередной сменный командир, ответственный за всe дела дня. По очереди можно выпускать газету - маленькую, веселую, нестандартную. Газету одного редактора.

Не закрепляй за ребятами одно и то же амплуа - художника футболиста, оратора. Поручай разным ребятам по очереди все отрядные дела, пусть и маленькие сменить информацию в отрядном уголке, разучить новую игру, полить клумбы, выступить по радио, провести концерт и т.д. Старайся, чтобы каждый хоть в чём-то стал звёздочкой первой величины. Один сделает лучший кораблик из коры, другой составит из веточек оригинальную икебану, третий победит на конкурсе ораторов.


ЛЕНЬ КАК ЖИЗНЬ

Каждый день в отряде должно происходить какое-то интересное коллективное творческое дело. Оно может быть трудовым, познавательным, историческим, спортивным, с обязательной творческой программой, рассчитанной нa всех. Помни: у ребят свои критерии. Они любят всё, что связано с действием, выдумкой, возможностью себя проявить. Они не любят «приглаженные» дела по чужим сценариям и текстам. Им нравятся импровизации, театрализация, конкурсность. Они предпочитают походы, рыцарские турниры и состязания. А ещё день оружейника, защита времён года, конкурс смекалки, театр пантомимы, спортивный КВН, лесной карнавал, русские посиделки и т.д.. Каждое из таких дел не требует больших сценариев и репетиций и долгой подготовки, зато даёт простор для выдумки и. творческого самовыражения.

Один день в лагере — это очень много, даже если не проводится специальных больших мероприятий.

Главное, чтобы атмосфера дня была дружелюбной, искренней, естественной. Иногда в погоне за ярким, необычным делом мы забываем то, во имя чего оно затеяно.


ПРИРОДА

Советуем каждому отряду найти свою экологическую тропу и провести по ней ребят из других отрядов. На этой тропе важно знать все породы деревьев и кустарников, трав. Можно провести лесную викторину. Давайте учить ребят блюсти нравственную экологию земли. А ещё учить ходить босиком по росе, видеть летящих птиц, радоваться красивому рассвету и закату. И вообще - уметь видеть и понимать родную землю.



[[Category:Статьи]]
1851

правка