Словообразование
Вряд ли кто-то из сегодняшних школьников помнит передачу «Звездный час». А некогда она была очень популярна среди подростков благодаря интересным конкурсам. Участвовали в ней школьники разных возрастов вместе со своими родителями или старшими братьями и сестрами.
Самым захватывающим был суперфинал, когда соревновались два оставшихся участника. Ребятам давали какое-либо длинное слово — существительное в единственном числе, из которого они должны были составить как можно большее количество коротких слов. При этом можно было использовать только буквы этого слова. Нельзя было брать фамилии, имена и топонимы — названия географических объектов.
Правила: В игре могут участвовать несколько человек, но желательно не больше четырех-пяти. У каждого — отдельный листок и ручка. Заранее ограничьте время, например, до пяти минут.
Нужно выбрать длинное «заковыристое» слово (чем длиннее, тем лучше) и постараться составить из него много маленьких слов.
На своем листке сверху напишите выбранное слово, засеките время и, всматриваясь в буквы, из которых это слово состоит, начинайте составлять из них новые маленькие словечки — как можно больше.
Пять минут истекли. Теперь, по кругу, каждый участник называет любое слово из своего списка. Если это слово повторяется у кого-то еще, — оно вычеркивается. Выигрывает тот, у кого к концу в запасе осталось хотя бы одно слово, которого нет у всех остальных. Если у нескольких играющих в конце осталось равное количество слов, причем они не совпадают, то выигрывают несколько человек.
Большинство простых слов, которые можно извлечь из заданного слова, бросаются в глаза сразу. Поэтому высшим пилотажем считается, если вы сможете составить слова более длинные, чем у других, и такие, которые нельзя увидеть с первого взгляда.
Слова с орфографическими ошибками не засчитываются.
Возьмем, к примеру, слово «сублимация». Пишем его сверху на листке. Из букв, его составляющих, можно, навскидку, составить следующие слова:
Миля, бал, сума (ударение на последнем слоге, не путать со словом «сумма»), мул, сабля, бум, бис, бас, сила, лиса, лис, блиц...
Наверняка, чуточку подумав, вы найдете слов еще больше. Но: слова «бум» и «бис» не засчитываются, т.к. не являются существительными. Правда, если правила именно вашей игры это позволяют, то можете их оставить. «Лиса» и «лис» считаются одинаковыми по смыслу, поэтому можно оставить только одно из этих слов.
Возьмем еще одно слово — «когнитивность». Но сначала я расскажу о таком приеме: слова можно образовывать элементарным перебором. Т.е. брать одну согласную и одну гласную и в конце сочетания этих первых двух букв подставлять другие, присутствующие в исходном слове. Также не забывайте о словах-«перевертышах», как «сила — лиса».
Из «когнитивности» получаем следующие слова:
- Коготь, кость, кон, конь, кот, ток, кино, кит, тик, кисть;
- Гот, гость;
- Новость, нос, сон, ник, нить;
- Тон, тост, тик, тис,
- Воск, вино, виски, виток;
- Стог, стук, сок, сито и т.д.
Эта игра не только позволит вам повысить свою грамотность в правописании и научит быстро находить проверочные слова, — она к тому же очень увлекательна. После двух-трех таких «словообразовательных» пятиминуток слова хочется составлять снова и снова...