Слет туристов-водников

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
48 1185821193 816 Sorevnovaniya detey na baydarkah - Pered zaplyvomsmallm.jpg
0 458ba 81c0c38f Lm.jpg
X f023dbd3m.jpg
0 2d312 ecd37ba4 Lm.jpg

Теоретическое обоснование:

Водный поход само по себе дело довольно дорогостоящее , а летний период необходимо использовать как можно продуктивнее для тренировки новичков. Именно поэтому очень удобен для охвата большого числа детей при малом количестве байдарок или других плавсредств полевой лагерь в виде слета туристов-водников. Кроме этого такой лагерь дает хорошую возможность для подготовки новичков к походам в межсезонье , а также они получают навыки походного быта , постигают азы туризма в целом. И , конечно, нельзя не сказать , что такой лагерь носит не только обучающий , но и оздоровительный характер.


Цели и задачи:

  • Привлечение детей к регулярным занятиям водным туризмом;
  • Обучение детей основа туристского быта , правилам поведения а походе ;
  • Повышение туристское мастерство участников;
  • Выявление сильнейших участников;
  • Организация досуга детей ;
  • Оздоровление и закаливание;


Участники слета:

Участниками слета являются дети , занимающиеся водным туризмом или желающие им заняться. Оптимальное количество 30-35 человек , а поскольку слет подразумевает соревнование , то все дети должны быть сразу поделены на команды по 5-6 человек , т.е. по 2 байдарочных экипажа в команде. Новичков лучше иметь не более 30 % - по 1-2 в команде. Конечно , при желании можно провести лагерь - слет для большего числа новичков, но в этом случае все равно в каждой команде должен быть хотя бы один опытный турист-водник.


Место проведения:

Местом проведения слета может служить любая подходящая поляна на берегу небольшой реки , лучше на повороте реки , так легче будет организовывать соревнования.

Сроки проведения слета:

Слет проводится в течение 4-5 дней. Первые 2 дня отводятся для знакомства новичков с азами техники водного туризма и для тренировок , последующие дни - для соревнований.


Программа слета:

  1. Сборка - разборка байдарки. Этот этап слета необходим как для тренировки , так и для соревнований. Особенно важно провести его для новичков. Для опытных туристов во время соревнований можно ввести дополнительные задания , например определить на ощупь с закрытыми глазами части байдарки.
  2. Контрольный ремонт. Для этих целей необходимо приготовить куски резины и запасные металлические части байдарки , чтобы учить ремонту не на байдарках , а на запасном материале. В условия ремонта может входить зашивание и заклеивание резиновых и брезентовых частей байдарки , клепка и исправление погнутостей металлических частей. Также при соревновании может быть введено условие самостоятельного комплектования ремнабора и знание правил пользования различными видами клея.
  3. Гонки на байдарках. Преодоление экипажами байдарок определенного расстояния на скорость . Так как в командах два экипажа , то при подведении командных итогов их время складывается .
  4. Водная эстафета. Проводится как отдельный вид соревнований. Один экипаж от команды участвует как основной , второй - как вспомогательный. В программу эстафеты входит :
    • Буксирование на определенное расстояние байдарки с вспомогательным экипажем
    • Перевозка с берега на берег пострадавшего (с погрузкой его и выгрузкой).Роль пострадавшего играет участник их вспомогательного экипажа.
    • Слалом , т.е. объезд расставленных на воде препятствий. Препятствиями могут быть куски пенопласта на якорях (любых грузах).Могут быть ,в зависимости от реки, и естественные препятствия .
    • Ворота. Их может быть от 2 до 5 , висящих над рекой в шахматном или другом порядке на веревке , протянутой с берега на берег. Во время эстафеты нет смысла усложнять прохождение ворот кормой или против течения.
    • Учебный аверкиль. Лучше всего этот этап сделать в конце эстафеты , чтобы участники перевернулись и выбрались на берег вместе с байдаркой в месте финиша. Можно усложнить этот этап добавив в каждую байдарку на старте определенное количество снаряжения и на финише проверить хорошо ли оно было упаковано и привязано к байдарке.
    • Спасение перевернувшихся. Проверяется умение пользоваться спасконцом. Роль перевернувшихся играет вспомогательный экипаж.
    • Этот этап можно добавить для придания большего игрового и приключенческого момента.
    • Стрельба из лука по воздушным шарикам. На берегу в определенном месте крепится несколько воздушных шариков , один из участников на ходу должен тремя стрелами поразить три из них.
  5. Составление лоции, топографическая съемка местности. Во время прохождения маршрута на определенное расстояние участники составляют лоцию этого участка и делают топографическую съемку местности. Маршрут проходиться за определенный отрезок времени , для оформление задания на бумаге на берегу тоже дается определенное время.
  6. Водное ориентирование. На определенном участке на обеих берегах реки устанавливаются КП , которые участники и должны найти. Может проводиться по тем картам , которые участники сделают во время предыдущего задания. Для усложнения можно поменять между командами сделанные ими карты.
  7. Экобиосплав. Теперь на свои карты участники должны за определенное для сплава время нанести виды деревьев и кустарников , птиц и насекомых замеченных ими во время прохождения маршрута. Также выделить из них редкие и охраняемые виды. Этот этап возможен , если участники уже имеют экологическую подготовку или получили ее в первые дни слета.
  8. Техника водного туризма. Если позволяет река ,навешивается до десяти ворот , которые проходятся носом, кормой, против и по течению. Все этапы программы слета (кроме водной эстафеты) могут проводиться как отдельные виды соревнований с отдельным подведением итогов , а могут также быть объединены еще в одну эстафету , например : сборка байдарки - составление лоции - контрольный ремонт или гонки - контрольный ремонт - ориентирование и т.д.
  9. Лучший капитан(рулевой). Участвует только капитан экипажа, который в одиночку проходит ворота(до 5) и слалом . Ему разрешается только притормаживать байдарку и табанить. Учитывается и время прохождения и правильность.


Для реализации программы слета необходимо 5-6 взрослых педагогов-туристов , выполняющих роль организаторов и судей. Также в роли судей могут выступать опытные туристы из старших подростков.

Если позволяет время слет может быть дополнен различными конкурсами : песенный , походно-кулинарный и т.п.