Слет туристов-водников
Теоретическое обоснование:
Водный поход само по себе дело довольно дорогостоящее , а летний период необходимо использовать как можно продуктивнее для тренировки новичков. Именно поэтому очень удобен для охвата большого числа детей при малом количестве байдарок или других плавсредств полевой лагерь в виде слета туристов-водников. Кроме этого такой лагерь дает хорошую возможность для подготовки новичков к походам в межсезонье , а также они получают навыки походного быта , постигают азы туризма в целом. И , конечно, нельзя не сказать , что такой лагерь носит не только обучающий , но и оздоровительный характер.
Цели и задачи:
- Привлечение детей к регулярным занятиям водным туризмом;
- Обучение детей основа туристского быта , правилам поведения а походе ;
- Повышение туристское мастерство участников;
- Выявление сильнейших участников;
- Организация досуга детей ;
- Оздоровление и закаливание;
Участники слета:
Участниками слета являются дети , занимающиеся водным туризмом или желающие им заняться. Оптимальное количество 30-35 человек , а поскольку слет подразумевает соревнование , то все дети должны быть сразу поделены на команды по 5-6 человек , т.е. по 2 байдарочных экипажа в команде. Новичков лучше иметь не более 30 % - по 1-2 в команде. Конечно , при желании можно провести лагерь - слет для большего числа новичков, но в этом случае все равно в каждой команде должен быть хотя бы один опытный турист-водник.
Место проведения:
Местом проведения слета может служить любая подходящая поляна на берегу небольшой реки , лучше на повороте реки , так легче будет организовывать соревнования.
Сроки проведения слета:
Слет проводится в течение 4-5 дней. Первые 2 дня отводятся для знакомства новичков с азами техники водного туризма и для тренировок , последующие дни - для соревнований.
Программа слета:
- Сборка - разборка байдарки. Этот этап слета необходим как для тренировки , так и для соревнований. Особенно важно провести его для новичков. Для опытных туристов во время соревнований можно ввести дополнительные задания , например определить на ощупь с закрытыми глазами части байдарки.
- Контрольный ремонт. Для этих целей необходимо приготовить куски резины и запасные металлические части байдарки , чтобы учить ремонту не на байдарках , а на запасном материале. В условия ремонта может входить зашивание и заклеивание резиновых и брезентовых частей байдарки , клепка и исправление погнутостей металлических частей. Также при соревновании может быть введено условие самостоятельного комплектования ремнабора и знание правил пользования различными видами клея.
- Гонки на байдарках. Преодоление экипажами байдарок определенного расстояния на скорость . Так как в командах два экипажа , то при подведении командных итогов их время складывается .
- Водная эстафета. Проводится как отдельный вид соревнований. Один экипаж от команды участвует как основной , второй - как вспомогательный. В программу эстафеты входит :
- Буксирование на определенное расстояние байдарки с вспомогательным экипажем
- Перевозка с берега на берег пострадавшего (с погрузкой его и выгрузкой).Роль пострадавшего играет участник их вспомогательного экипажа.
- Слалом , т.е. объезд расставленных на воде препятствий. Препятствиями могут быть куски пенопласта на якорях (любых грузах).Могут быть ,в зависимости от реки, и естественные препятствия .
- Ворота. Их может быть от 2 до 5 , висящих над рекой в шахматном или другом порядке на веревке , протянутой с берега на берег. Во время эстафеты нет смысла усложнять прохождение ворот кормой или против течения.
- Учебный аверкиль. Лучше всего этот этап сделать в конце эстафеты , чтобы участники перевернулись и выбрались на берег вместе с байдаркой в месте финиша. Можно усложнить этот этап добавив в каждую байдарку на старте определенное количество снаряжения и на финише проверить хорошо ли оно было упаковано и привязано к байдарке.
- Спасение перевернувшихся. Проверяется умение пользоваться спасконцом. Роль перевернувшихся играет вспомогательный экипаж.
- Этот этап можно добавить для придания большего игрового и приключенческого момента.
- Стрельба из лука по воздушным шарикам. На берегу в определенном месте крепится несколько воздушных шариков , один из участников на ходу должен тремя стрелами поразить три из них.
- Составление лоции, топографическая съемка местности. Во время прохождения маршрута на определенное расстояние участники составляют лоцию этого участка и делают топографическую съемку местности. Маршрут проходиться за определенный отрезок времени , для оформление задания на бумаге на берегу тоже дается определенное время.
- Водное ориентирование. На определенном участке на обеих берегах реки устанавливаются КП , которые участники и должны найти. Может проводиться по тем картам , которые участники сделают во время предыдущего задания. Для усложнения можно поменять между командами сделанные ими карты.
- Экобиосплав. Теперь на свои карты участники должны за определенное для сплава время нанести виды деревьев и кустарников , птиц и насекомых замеченных ими во время прохождения маршрута. Также выделить из них редкие и охраняемые виды. Этот этап возможен , если участники уже имеют экологическую подготовку или получили ее в первые дни слета.
- Техника водного туризма. Если позволяет река ,навешивается до десяти ворот , которые проходятся носом, кормой, против и по течению. Все этапы программы слета (кроме водной эстафеты) могут проводиться как отдельные виды соревнований с отдельным подведением итогов , а могут также быть объединены еще в одну эстафету , например : сборка байдарки - составление лоции - контрольный ремонт или гонки - контрольный ремонт - ориентирование и т.д.
- Лучший капитан(рулевой). Участвует только капитан экипажа, который в одиночку проходит ворота(до 5) и слалом . Ему разрешается только притормаживать байдарку и табанить. Учитывается и время прохождения и правильность.
Для реализации программы слета необходимо 5-6 взрослых педагогов-туристов , выполняющих роль организаторов и судей. Также в роли судей могут выступать опытные туристы из старших подростков.
Если позволяет время слет может быть дополнен различными конкурсами : песенный , походно-кулинарный и т.п.