Скейтбординг
Скейтбординг — это один из видов экстремального спорта, не менее зрелищный, чем все остальные.
Главной задачей скейтеров является умение кататься на роликовой доске(скейтборде), при этом преодолевать препятствие и выполнять сложные фигуры. Скейтбординг можно разделить на несколько видов:
- Верт — катание в рампе;
- Стрит — уличное катание;
- Катание на мини-рампе;
- Пул-скейтинг — катание в бассейне.
Самый популярный из этих видов это стрит. Для него не нужны какие-то специальные приспособления, все, что нужно — это скамейки, перила, ступеньки, клумбы и др. Он позволяет преодолевать всевозможные уличные препятствия.
Стили катания
Street — самый распространенный вид катания, уличный стиль, который признан всеми скейтерами как основной стиль, породивший другие. Скейтеры катаются в местах, где лежит хороший асфальт или гладкая каменная плитка. В этот вид катания входят: прыгание через ступени, скольжение по бордюрам и перилам, выполнение сложных трюков. Это достаточно красиво, от такого катания люди получают огромные порции адреналина.
Лонгборд — катание почти что на незагнутой доске по скоростному спуску или в холмистой местности. Здесь важна точность выполнения поворотов и скорость. Рекорд скорости, при катании стоя — 100 км/ч. Обязательно нужна защита, потому что развлечение опасное!
Парк — это достаточно агрессивный стиль катания, но, катаясь в парке, вы имеете меньше шансов получить травму, чем в стрите, потому что в парке все намного мягче, достаточно стабильно подстроено под этот вид спорта — все пирамиды, рампы — все сделано для скейтборда и там конечно намного легче учиться кататься нежели на «стрите».
Vert-рампа — «Половина трубы» — катание в специальном сооружении — рампе — делается в основном из дерева, редко металлические. Высота рампы около 3 м. К этому стилю катания достаточно трудно привыкнуть тем, кто до этого катался по «стриту». Для этого стиля нужна защита — шлем, наколенники, налокотники, перчатки, защита под штаны. Но этот стиль у нас еще не очень развит. Скейтер катается, как маятник, с одного борта рампы на другой. Разгоняясь, скейтер вылетает вверх с обреза рампы и в воздухе выполняет трюки: вращения, "грайнды" и "грэбы".
Old School — это в основном трюки делающиеся на небольшой скорости, такие как разные флипы, Olle Impossible, 360 флипы, не очень высокие прыжки — этот стиль подразумевает не очень агрессивное катание, но по стилю это очень красиво.
В Америке есть два основных стиля катания.
East Coast — агрессивный стиль. Высокие оllie, флипы, грэпы, длинные слайды и, конечно же, перила.
West Coast — технический стиль. Если слайды, то с флипами, балансы, трюки в switch-stance (другой ногой вперед т.е трюки на другую ногу).
Советы
1. Эмоции. Старайтесь не кричать если у вас что-то не получается. Истошный вой на всю улицу вряд ли украсит вас. Будьте спокойнее, отдохните и у вас всё получится. Не следует думать, что копируя поведение таких скейт-психов (в смысле отношения к неудачным попыткам) как Линдсей Робертсон (Lindsey Robertson) и Хит Кирчат (Heath Kirchat), вы будете такими же крутыми как и они.
2. Это не легко. Не думайте, что скейтбординг — это легко, на освоение каждого трюка уходят недели, а иногда и месяцы. Не думайте, что вы достигнете уровеня Эрика Костона (Eric Koston) за пару недель. На это уходят годы.
3. Будь в курсе. Если есть возможность и знание языка, купите несколько зарубежных скейтовых журналов. Почитайте интервью с известными про-скейтерами. Посмотрите рекламу, узнайте, какие бренды сейчас популярны в Америке или Европе.
4. Смотри видео. Купите или возьмите у друзей несколько скейтовых видео. Для того, чтобы понять сегодняшний мировой уровень. лучше сразу смотреть лучшее, например Flip "Sorry", Girl "Yeah, Right!", Emerica "This is skateboarding".
5. Как учиться. Благодаря видео и журналам вы можете изучать то, как делаются трюки, смотреть технику их исполнения. Годятся как раскадровки в журналах, так и замедленный просмотр видео.
6. Страх. Старайтесь не бояться. Конечно это не значит, что вы должны пытаться делать трюки, не соответствующие вашему уровню — это травмоопасно. Но и слишком осторожничать не стоит. Как писал классик "Безумству храбрых поём мы песню".
7. Не экономь на качестве. Скопите денег на хорошую, качественную доску, сделанную в Америке из канадского клёна. Конечно вы можете купить дешёвый китайский вариант, но ничего, кроме разочарования и трудностей вам это не принесёт. Не экономьте в ущерб себе.
8. Ходи на демо. Старайтесь, по возможности, посещать как можно больше демо-выступлений. В последнее время в Москву хотя бы 1-2 раза в год приезжают зарубежные райдеры. Посмотреть на них — это мощнейший стимул к изучению новых трюков и прогрессу в катании.
9. Забудь о спонсорстве. Не парьтесь по поводу спонсорства, хотя бы на начальном этапе. Вообще, спонсорство — это вовсе не смысл катания. И не будучи спосируемым, можно достичь значительных вершин в скейтбординге.
Ваш скейтборд 11-20:
10. Будь проще. Просто будьте собой, получайте удовольствие от катания, учите новые трюки. И ваше время придёт.
11. Как выбрать доску.
Не вздумайте покупать доску только от того, что вам понравился ее дизайн. Любая графика при активном катании стирается, причем довольно быстро. Гораздо важнее обратить внимание на размеры, форму и характеристики доски.
12. Надо опробовать все. Обязательно попробуйте доски с разными размерами и формами, чтобы понять, что вам лучше подходит.
13. Почувствуй доску. Перед тем как приобрести новую деку, попробуйте хоть немного постоять на ней, понять достаточна ли она широка для вас и не мелковат ли конкейв. В любом порядочном скейтшопе вам разрешат сделать это.
14. Ширина доски. Если размер вашей обуви 42 и выше, то вам нет смысла покупать доску шириной менее 7.75 дюймов (ширина всех американских досок измеряется в дюймах, 1 дюйм = 2.54 см). Иначе вы просто не будете видеть доску под вашими ногами. К тому же, чем шире доска, тем она прочнее.
15. Подвески. Чтобы не говорили рекламные проспекты, подвески останутся подвесками. Чем раздумывать какие подвески взять на первый раз, лучше определитесь на мягких или жестких подвесках вам комфортнее кататься. Если вы еще не знаете, то жесткость подвесок регулируется степенью закрученности кингпина (центрального болта подвески). На закрученных или жестких подвесках любят гонять приверженцы длинных прыжков и больших скоростей, а на расслабленных, наоборот, те, кто предпочитает более техничный стиль катания (грани, серии).
16. Подшипники. Если вы не хотите, чтобы доска после отталкивания останавливалась быстрее, чем вы успеете поставить на нее обе ноги, купите себе набор хороших подшипников. На эту роль подойдут большинство американских подшипников, выпускающихся известными скейтовыми брендами, а также российские подшипники от "Спортивной коллекции". Без хороших подшипников вы не сможете прыгать через большие гэпы, где нужна скорость.
17. Выбор колес. Вот, что вам нужно знать при выборе колес: чем они больше, тем выше будет ваше скорость, но тем тяжелее будет ваша доска. Маленькие колеса дают больший контроль при флипах, но они медленнее и быстрее стираются. На жестких колесах (98-101А) лучше кататься в парках и на поверхностях с хорошим покрытием, а более мягкие (92-98А) колеса предназначены для рамп, асфальта и неровных покрытий. В общем, выбирайте колеса опираясь на то, как и где вы будите кататься.
18. Бланковые доски. Бланковые доски или доски без графики дешевле, но далеко не всегда хуже. Если вы не страдаете от избытка наличности в карманах, а деки ломаете часто, то бланковые доски - ваши лучшие друзья.
19. Чем прикручивать. Шкурки, болты и гайки разных производителей мало чем отличаются друг от друга. Но все же лучше ориентироваться на известные бренды, так как их продукция качественнее.
20. Пробуй больше. Заканчивая говорить о разных частях скейтборда, остается добавить, что для того, чтобы найти оптимальный для вас вариант, надо перепробовать продукцию далеко не одной фирмы. Только путем проб и ошибок можно найти лучшее сочетание.
Ваш стиль 21-30:
21. Твой стиль. Частично повторяя 10-ый пункт, мы снова говорим будьте собой. Не надо пытаться стать кем-то другим, кем Вы не являетесь. Индивидуальный стиль со временем появляется у каждого скейтера, и для этого не надо под кого-то косить.
22. Углубись в катание. Больше времени уделяйте катанию и изучению новых трюков, чем своему внешнему виду. Ни в коем случае не думайте, что только благодаря модному прикиду вас будут считать крутым скейтером.
23. Не будь роботом. Если в футболе или хоккее побеждает тот, кто больше забил, то в скейтбординге очень многое зависит от стиля. Поэтому некоторые даже считают, что скейтбординг — это разновидность искусства. Вот например, Райан Шеклер (Ryan Sheckler) является одним из самых одаренных скейтеров за все время. Тем не менее многие обвиняют его в отсутствии стиля, в том, что он катается как робот, и считают, что только когда у него выработается собственный стиль, его можно будет считать одним из лучших скейтеров. Так что, чтобы стать лучшим, одного уровня катания недостаточно.
24. Вдохновение. Иногда неплохо черпать вдохновение (но не копировать!), смотря на таких скейтеров, как Чад Маска (Chad Muska) и Джим Греко (Jim Greco). Но мы еще раз повторяем, не надо становиться их клонами. Это уже слишком.
25. Не торопись с выводами. Не надо ненавидеть и обсмеивать всех вокруг. Так вы быстро потеряете всех друзей. Если кто-то носит смешные цветные шорты или катается на необычных подвесках Kreeper — это еще не значит, что он клоун. Возможно, он катается гораздо лучше вас.
26. Не перегибай. Не стоит также пытаться быть слишком стильным, копируя движения тела и рук известных скейтеров. Скорее вы будете похожи на балерину, чем на Тома Пенни (Tom Penny).
27. Мода не поможет. Забейте на моду. Напульсник или кошелёк не помогут вам при изучении 360 flip.
28. Победы. Радуйся и гордись своими успехами, но при этом не зазнавайся. У нас многих скейтеров не любят из-за того, что как только они получают спонсорство или их начинают относить к статусу "про", они заболевают "звездной болезнью". Зазнаек не любит никто, даже если он лучший.
29. Музыка. Не нужно конфликтовать с другими скейтерами, только из-за их музыкальных пристрастий. Это по меньшей мере глупо.
30. Обувь. Приготовься к тому, что обувь, в которой ты катаешься будет к каждым месяцом снашиваться в несколько раз быстрее. Шкурка безжалостна к кроссовкам. Это неизбежно, и с этим надо смириться. Чем лучше ты начинаешь кататься, тем быстрее стирается твоя обувь.
Навыки катания 31-40:
31. Стойка. Определитесь какой ногой вперёд вам удобнее кататься. Если правой, то вы — гуфи (goofy), если левой — регуляр (regular). Для того чтобы определить это, встаньте перед лестницей, а затем поднимитесь на первую ступеньку. Та нога, которую поднимите на ступеньку первой и будет вашей передней на скейте.
32. Свич. Езда не своей ногой вперед называется свич стойка (switch stance). Лучшие скейтеры мира катаются в свиче практически также, как и в своей стойке.
33. Обучающее видео. Помимо командных скейтвидео и видеожурналов, смотрите обучающие видеокассеты. Советуем посмотреть русскую версию видео от 411VM "Скейтборд: первые шаги". Благодаря просмотру таких видео прогресс идет гораздо быстрее. Помимо видео читайте обучающие рубрики в журналах, а также раздел "Трюки" у нас на сайте.
34. Первый трюк. Первый трюк, которому вам просто необходимо научиться - это ollie, прыжок с доской, без отрыва ног от шкурки. Техника этого трюка подробно описана на этом сайте, в разделе "трюки".
35. Выбор препятствия. В начале катания не стесняйтесь кататься на откровенно маленьких препятствиях, типа бордюрчиков, невысоких граней. Это вам поможет прочувствовать технику запрыгивания на грайнды и слайды. Только научившись кататься на маленьких объектах, вы будете комфортно чувствовать себя на больших препятствиях.
36. Смотри на других. Старайтесь болше бывать в скейтпарке (если он есть) или на самых массовых местах катания в горде. Смотрите, как катаются другие. Благодаря обмену опытом с другими скейтерами ваш прогресс пойдет значительно быстрее.
37. Используй защиту. На начальном этапе не стоит пренебрегать защитой (наколенники, налокотники, шлем). Лучше выглядеть дураком в защите, чем еще большим дураком с гипсом на сломанной шее.
38. Будь общительнее. Если у вас что-то не получается, не стесняйтесь. Смело спрашивайте об этом у окружающих скейтеров. Довольно часто мнение кого-то со стороны помогает понять, в чем ваша ошибка.
39. Показывай радость. Для скейтера нет более приятного ощущения, чем чувство радости после выполненного трюка. Это знают все скейтеры. Вы поймете это уже после первых удачных попыток. Так что радуйтесь на здоровье.
40. Как научиться. Тренировки, тренировки и ещё раз тренировки, только так, и больше никак можно достичь успеха.
Завершающие детали 41-50:
41. Милиция. Проблемы с органами правопорядка — неотъемлемая часть уличного скейтбординга. Будьте к этому готовы. Если Вам случиться столкнуться с милицией, то совет один — будьте как можно вежливее, зачастую это помогает растопить "каменные" сердца милиционеров. Чем больше вы будете хамить, тем хуже будет вам.
42. Подумай прежде чем бежать. Убегать от милиции имеет смысл, только если вы на 100% уверены, что сможете "смыться". Иначе, в случае поимки, проблем будет гораздо больше.
43. Общение с "про". Не подлизывайтесь и не просите халявы от скейтеров, которых спонсируют. Их это только раздражает. Просто напрямую спросите, то что вас интересует или как сделать тот или иной трюк. Почти наверняка они вам помогут.
44. История. В свободное время хоть немного изучите историю скейтбординга. Это интересно и познавательно. Основной источник такой информации в России — это Интернет.
45. Жизнь доски. Помните, что ваша доска сделана не из стали или железа, а всего лишь из дерева. Знайте, рано или поздно она сломается. Чтобы продлить жизнь вашей деки, старайтесь приземлять трюки не на середину или хвост доски, а на винты. Так дека продержится гораздо больше.
46. Береги доску. Не вымещайте зло от падений и неудачных попыток на доске. Это также продлит ей жизнь.
47. Придумай свое. Будь созидателем, а не разрушителем, постарайся придумать что-то новое. Вдруг ты придумаешь новый трюк, который назовут в честь тебя.
48. Серии. Если вы неплохо научились делать трюки по отдельности и вам хочется чего нового, то попробуйте делать серии из нескольких трюков сразу. Это поможет повысить стабильность Ваших элементов.
49. Живи скейтбордингом. Относись к скейтбордингу с энтузиазмом. Чтобы добиться успеха в скейтбординге, ты должен страстно желать этого. Без "искры в глазах" тебе не светит удача.
50. Заключительный. Забудь о пунктах с 1 по 49 и иди кататься.
Скейтборды
По существу, скейтборды содержат следующие компоненты:
- BOARD, DECK — доска, изготавливаемая из ламинированного клёна. У деки особая форма, она согнута поперёк, а также загнуты ноус и тейл (перед и зад). У стандартной деки 7 слоёв дерева, могут быть и 6, 8, 9 (под заказ). Все слои проклеиваются и спрессовываются. Так же низ деки может быть покрыт пластиковым слоем (а может и не быть). С верху на деку наклеивают наждак. Деки различаются по размеру и длине (длина доски колеблется от 31 до 33 дюймов).
- TRUCKS — подвески — металлические компоненты, которые вкручиваются на нижнюю часть деки болтами. К подвескам прикрепляются колеса. Подвески используются для поворота и регулируются, чтобы поворачивать на разных скоростях и градусах. Так же важно что бы втулки не были слишком мягкими.
- WHEELS — колеса из уретанового композита. Диаметр до 55 мм. Так же колёса бывают разной жесткости и какие выбрать решать Вам. Мягкие колёса смягчают удары и не такие скользкие, как жесткие, но быстрее теряют скорость. Колёса устанавливаются на подвести и закрепляются гайками. В каждом колесе по два подшипника. Подшипники тоже могут быть разными.
- RISERS PADS — подкладки под подвески. Они нужны для того, что бы колеса не задевали доску при поворотах и, что бы не треснула база.
- GRIPTAPE — наждачная бумага с одной стороны, с другой липкая поверхность. Обычно черного цвета, но бывают цветная. Используется для покрытия всей доски, чтобы помочь делать трюки скейтеру.
- HANGER — часть подвески. Это часть подвески большего всего страдает от разрушения. На ней происходят все грайнды. Внутри нее находятся ось, на которой держатся колеса.
- BASEPLATE — нижняя часть подвески, которая крепится к доске болтами через четыре просверленных отверстия. Также есть место для центрального болта и отверстия для хэнгера.
- AXLE — ось, либо металлический прут, на который накручиваются гайки, чтобы закрепить колеса, проходит под hanger.
- KINGPIN — центральный болт. Это болт который держит хенгер, платформу и амортизаторы вместе на вашей подвеске. Самая ломающаяся часть скейтбордa и одна из самых дешевых. Еще дешевле будет, если вы купите его в магазине стройматериалов.
- BEARING — подшипник, либо часть скейтборда, отвечающая за движение. По два подшипника вставляются в каждое колесо, они прикрепляются к подвескам с гайками. Втулка между подшипиниками распределяет нагрузку. Подшипники бывают разного уровня (от ABEC1 до ABEC7).
- CUSHION — резиновые компоненты на подвесках. Надеты на центральный болт. Обеспечивает регулирование и смягчает приземление. Можно купить в различной цветовой гамме и жесткости. На подвеску надо 2 амортизатора, выглядят в виде конусов с отверстием для центрального болта.
- SPACER — втулка, помещенная во внутрь колеса между двумя подшипниками. Увеличивает срок службы подшипника.
- AXLE NUT — гайка на ось подвески. На подвеску нужно 2 гайки.
- AXLE WASHERS — шайбы на ось подвески. На подвеску нужно 4 шайбы.
- TRUCKBOLTS — болты на подвески, их 4 штуки на каждую подвеску. Нужны для того, чтобы закрепить подвески к доске.
Трюки
Современный скейтбординг, как Вы уже знаете, делится на несколько видов: верт (катание в рампе), стрит (уличное катание), катание в мини рампе и пул скейтинг (катание в бассейне). Для каждого вида существует своя техника, свои трюки. Наиболее технически сложный вид — верт, не каждый начинающий скейтер рискнет, просто, съехать с четырех- пятиметрового отвесного края рампы. Рампа — полтрубы, дорогое сооружение, есть не везде, поэтому верт является элитарным видом скейтбординга. Стрит стиль наиболее доступен и популярен, основывается на преодолении всевозможных уличных препятствий (скамеек, бордюров, перил, ступенек, клумб, урн и т.д.) с помощью различных трюков.
Травмы и их лечение
Если ты даже самый крутой скейтер на планете, то всё равно тебе нужно несколько попыток, чтобы сделать трюк. Некоторые попытки заканчиваются хорошо, некоторые не очень, а третие — совсем плохо. Ты можешь сделать трюк, можешь его не выполнить и вовремя спрыгнуть с доски, а можешь и упасть. Конечный результат — это целый набор падений, простирающийся на всю твою скейтбордическую карьеру. Рассмотрим несколько типичных видов падений и способов их излечения.
- падения или попадания скейта в область паха, т.е. яиц. (для девушек не так страшно)
- происходят из-за неверных вращений доски или при попадании яйцами на трубу
- боль адская
- падения мордой в асфальт (мрамор) и скольжение по нему (face grind)
- происходит из-за неправильных приземлений
- надо промыть ссадины, если не блюешь, то сотрясения нет, и можешь дальше кататься (если сможешь)
- попадание доски в голень
- происходит при неправильной закрутке доски
- боль ослепительная, но постепенно проходит
- падения на локти
- происходит при вылетании доски из под тебя вперед
- не болит, если больше на него не падать
- падение на бедро
- происходит при выпадении доски из под тебя или при соскакивании с грани
- иногда распухает и долго проходит
- если в кармане что-то есть, например ключи, то боль еще сильней
- падение кувырком
- происходит из-за плохого покрытия
- хорошо сглаживает силу удара
- вывихи и растяжения
- происходят из-за неверных движений и приземлений
- требуют перерыва из-за адской боли.
Ссылки