Система с выбыванием

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
10736703TOZm.jpg

Она характерна тем, что по мере проведения соревнований постепенно отсеиваются проигравшие до тех пор, пока в финальной встрече не выявится победитель.

Положительно в этой системе то, что возможно участие большого количества игроков, а участникам, дошедшим до финала, приходится проводить небольшое количество встреч. Она позволяет наиболее быстро выявить сильнейших игроков или команды по теннису, шахматам, бадминтону, городкам и др. Этим система удобна.

Вот как выглядит схема турнирных встреч при участии восьми команд: Эта схема была составлена заранее исходя из того, что в играх по футболу, например, изъявили желание принять участие восемь команд. Для быстрого выявления сильнейшей команды не потребовалось так много времени, как при круговой системе. Перед началом соревнований проведена жеребьевка, и согласно ей все восемь команд были записаны в начерченную схему под своими номерами.

Вот начались соревнования. Результат каждой встречи мы также внесли в схему, из которой можно узнать, что команда под № 1 встречалась с командой № 2 и проиграла; команда № 3 выиграла в первом круге у команды под № 4, а во втором круге у команды № 2. Команда, игравшая под № 3, в финале выиграла у команды № 6 и стала победителем соревнований. Таким образом, понадобилось всего семь встреч для розыгрыша первенства по футболу.При количестве участников, не кратном 4, необходимо провести в первом круге столько игр, чтобы в следующем—во втором круге—оказалось 4, 8, 16 и т. д. Участников, т. е. Кратное 4.А вот конкретный случай: количество участников соревнований 11. Значит, для того чтобы оказалось 8 участников во втором круге, нужно провести в первом 11—8=3 встречи.Олимпийская система, однако, имеет существенные недостатки: здесь возможны случайности при выявлении победителя. Им может оказаться не сильнейший:

  • так как в первых кругах по жребию могут встретиться сильные противники, то проигравший лишается возможности бороться за призовое место;
  • создаются также трудности при определении мест ниже второго.

И все же олимпийская система при всех ее недостатках находит широкое применение в пионерских лагерях и школах.

Что касается некоторых недостатков, то их отрицательное влияние на итоги соревнований можно значительно уменьшить. Например, чтобы в предварительных кругах не встречались сильнейшие игроки (команды), их нужно по возможности рассеивать. А для определения мест всех участников, в том числе и проигравших, проводить дополнительные (утешительные) встречи. Приведем примеры с проведением дополнительных встреч для определения всех мест.

Таким образом, места среди участников в данном примере распределились так: 1-е место занял участник № 5.

Сначала проводятся основные соревнования, в результате чего выявляются победители. А затем проигравшие проводят дополнительные встречи.

Чтобы провести соревнования с участием семи команд, как видно, потребовалось 10 встреч, а в соревнованиях с 13 участниками—23 встречи, в то время когда по круговой системе потребовалось бы соответственно 21 и 78 встреч. Отсюда вытекает, что при сравнительно небольшом числе команд (3—5) можно выбирать между олимпийской и круговой системами, но там, где их больше, в лагерных условиях, где время пребывания детей ограничено, олимпийская система незаменима.

Чтобы избежать случайностей и одновременно ускорить проведение соревнований, сохраняя при этом объективность при розыгрыше первенства, можно применить еще одну систему—смешанную.