Семь упражнений для развития мастерства речи

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
HclP189oJMk.jpg

Успешное выступление

ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ (ПОКАЗАТЕЛИ) УСПЕШНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • Наличие собственной мысли (мнения или оценки);
  • Логичность (связность) и аргументированность (подкрепление доводами, фактами, примерами);
  • Увлекательность (умение заинтересовать слушателей);
  • Речевая культура выступающего;
  • Обратная связь;
  • «Свобода от текста»;
  • «Попадание» в регламент.
  • Что поможет успешно выступить?


К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. Надо продумать содержание речи: о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать; продумать выводы и обобщения.

  • Необходима личная убежденность оратора: учитесь отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход. Однако и другие точки зрения надо учитывать.
  • Говорить надо плавно и ровно, без скороговорок, пауз, словесных повторов и лишнего напряжения.
  • Использовать выразительные средства языка (сравнения, эпитеты, метафоры, интересные примеры, яркие цитаты и т. д.).
  • Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей главной мыслью, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сделать своими единомышленниками.
  • Чтобы слушатели «пошли» за вашими мыслями, воздействуйте на них не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз, логических ударений и пр.
  • Имейте перед собой краткий план выступления: начало (первые фразы); основные тезисы и аргументы, примеры и цитаты; выводы, заключение.
  • Отрепетируйте своё выступление перед родными или друзьями, примите их советы; укладывайтесь в отведённое время. Даже во время репетиции не читайте с бумажки!
  • Во время выступления смотрите на слушателей. Заранее приготовьте вопросы к слушателям; подумайте, как вы будете вести себя, если возникнет шум в аудитории либо раздадутся реплики, вопросы.
  • Не забывайте о юморе. Даже в серьёзном докладе может найтись место для шутки или живой информации.


Хорошая дикция необходима всем и всегда. Но так как вожатый совмещает в себе профессии оратора, лектора, певца и актёра, то хорошая дикция - один из аспектов хорошего вожатого. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям? Для начала - разминка.

Берете в зубы карандаш и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15, крепко сжимая карандаш зубами. Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу. Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно! Потом работаете с новой фразой. Чтобы не думать над текстом, можно взять для упражнения любое стихотворение. Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию.

❗Попробуйте перед зеркалом сделать то, что тысячи людей делают непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, почешите себе спину или голову, выпятите живот, ссутультесь, передерните плечами, скрестите ноги, поковыряйте языком крошки из зубов – вас, вероятно, оттолкнет увиденное своей неэстетичностью.

Зафиксируйте в памяти все движения, которые неприятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, прорепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставляет удовольствие, совершая которые, нравитесь самим себе.


О ещё одном важном моменте, на который дети обращают внимание.

  • Голос, тон, дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно воспринимается ими как оскорбление. Автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является то, что воспитанник не воспринимает слов вожатого.
  • Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, создает психологический барьер между собой и ребенком, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.
  • И голос, и тон, и даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. ✨


Итак, семь упражнений для развития мастерства речи.

Эта краткая программа овладения мастерством устной речи состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно час в конце. После двух-трех повторений этой программы вы приобретете развитые навыки устной речи.

Предлагаем вам краткую программу овладения мастерством устной речи. Она состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Перед началом каждого нового упражнения повторяются все предыдущие. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно 1 час в конце.

В дальнейшем, по мере надобности, можно повторить отдельные упражнения или программу в целом. После двух-трех повторений обучающийся, обладающий коммуникативными способностями, может приобрести достаточно развитые навыки устной речи.

Упражнение 1. Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора) Для тренировки нужно подготовить оценочные листы (для всей программы необходимо иметь опросный лист):

Основные вопросы и оценка

  1. Содержательность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    • — наличие главной мысли 1 2 3
    • — ценность сообщаемых фактов 1 2 3
    • — новизна сообщаемого 1 2 3
  2. Понятность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    • — логичность речи 1 2 3
    • — учет аудитории 1 2 3
    • — ясность языка 1 2 3
  3. Выразительность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    • — правильность ударений в словах и интонация 1 2 3
    • — богатство или бедность лексики 1 2 3
    • — образность 1 2 3

Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих. Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов. Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.


Упражнение 2. Обогащение словаря

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.


Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам

Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.


Упражнение 4. Тренировка с зеркалом

Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

  • произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;
  • «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.


Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам

Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.


Упражнение 6. Тренировка с диктофоном

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.

С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.


Упражнение 7. Диалог

Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.