Сборник упражнений для тренинга «Установление контакта»
Упражнение «Ближе – Дальше»
Цели:
- получить представление о психологической структуре группы по принципу принятия-непринятия и сверить его со своими представлениями;
- научиться критически относиться к результатам игры;
- научиться объективно и достойно воспринимать психологически неблагоприятную информацию.
Ведущий разъясняет, что у каждого из участников игры есть свое представление о структуре группы с самим собою в центре и это представление может совпадать с представлением одних и отличаться от представления других. Ведущий просит одного из участников расставить всех остальных вокруг себя на определенном расстоянии и с учетом того, где, по его мнению, удобнее стоять каждому члену группы, например, к кому ближе, от кого подальше. Затем ведущий просит поднять руку всех, кто не согласен с указанным ему местом.
Обсуждение: проводится путем обмена мнениями между теми участниками, которые не согласны со своим местом; обращается внимание на то, кто с кем был не согласен и по каким мотивам.
Игра «Есть контакт»
Цель игры: приобрести навыки невербального общения в группе.
Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником.
Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.
Игра «Встречают по одежке»
Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».
Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке.
Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.
Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:
- Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?
- Что мешало понять содержание надписи на карточке?
- Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в адрес владельцев карточек?