Сборник «Самораскрытие»
Упражнение «Мои сильные стороны»
Цель: Формирование позитивной самооценки.
Каждый участник в течение 2-3 минут должен говорить о своих положительных качествах, о том, что он в себе любит, ценит, принимает. Он должен об этом говорить уверенно, свободно, без всяких «но, если, может быть». Если кто-то закончит свой рассказ преждевременно, то все остальные молчат до тех пор, пока не закончится его время. Тренер дает группе на подготовку к этому упражнению три минуты.
Завершается упражнение вопросами друг к другу и обсуждением.
Упражнение «Моя проблема в общении»
Цель: Преодоление коммуникативных барьеров.
Участники пишут на отдельных листах в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Ответы, конкретизирующие индивидуальные проблемы, не подписываются. Листки складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он мог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее решению. Допускаются высказывания, критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.
Упражнение «От нуля до десяти»
Цель: Развитие рефлексии.
На отдельной карточке каждый участник оценивает следующие свои качества баллами от 0 до 10:
- искренность;
- чувство юмора;
- доброжелательность;
- сила характера;
- обаятельность;
- умение поддержать другого;
- потребность в поддержке;
- неординарная личность;
- коммуникативность.
Например, 8 - за искреннесть; 6 - за чувство юмора; 10- за обаятельность и другое.
Тренер дает задание оценить эти качества у других присутствующих.
После чего проводится сравнительный анализ того, на сколько совпадают мнения участников группы. Предлагается начинать с фразы: «Меньше всего ценю я в себе…» или «Я считаю своим достоинством…».
Рефлексия занятия.
Упражнение «Последняя встреча»
Цель: Закрепление позитивных эмоциональных впечатлений о тренинге.
Выключается свет и зажигается свеча.
Тренер говорит всем: «Закройте глаза и представьте, что занятия в группе заканчиваются. Подумайте: что вы хотели, но не успели сказать группе. Через несколько минут откройте глаза и честно расскажите о своих сомнениях».
Участники говорят о том, о чем раньше хотели, но не смогли сказать.
Рефлексия упражнения.
Подведение итогов всего тренинга.