Русская лапта

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lapta1m.jpg

Эта народная игра — одна из самых распространенных не только в России, но и во всех странах ближнего зарубежья.

История этой игры исчисляется веками.

Трудно найти ребят, особенно среди жителей сельской местности, которые не играли бы в эту удалую русскую игру, требующую от игрока точного глазомера, меткости, быстроты, сообразительности и ловкости. Она воспитывает в игроках чувство локтя и ответственности перед товарищами по команде

Известно несколько десятков разновидностей лапты — каждая со своими правилами

Лучшее место для игры в лапту — широкая лужайка или другая ровная площадка значительных размеров Если же поблизости нет большой лужайки или площадки, играть в лапту можно и на площадки меньших размеров

Размеры площадки для игры в лапту даны на рисунке

Sport2.JPG

Для этой игры необходим небольшой мяч, лучше всего теннисный Биту можно изготовить из дерева Длина биты 80—90 см, ручка круглая У каждого члена команды на спине должен быть номер.

Соревнование проводится между двумя равными командами численностью до 10 человек

Одна из команд занимает линию города (1) и становится бьющей (2) Вторая размещается по всему полю и становится водящей (3)

Капитан команды распределяет игроков по площадке, устанавливает очередность бьющих игроков Обычно капитан получает первый номер и ведет игру

Для того, чтобы правильно расставить игроков на поле и назначить подающего и бьющего, капитан должен хорошо знать силы и способности своих игроков.

Важно задать тон игре Поэтому для игрока, начинающего игру в команде бьющих, очень важно умение сильно и далеко послать мяч и быстро бегать.

По сигналу судьи игроки занимают места. Команда бьющих направляет в площадь подачи своего игрока (4), остальные игроки выстраиваются вдоль боковой линии города в порядке своих номеров Команда водящих выделяет подающего игрока, который занимает место на "пятачке", находящемся у площадки подачи Игроки водящих располагаются по всему полю, согласно указаниям капитана команды Убедившись в готовности команд, судья дает свисток к началу игры.

Подающий игрок (6) подбрасьтвает мяч над площадью подачи Бьющий игрок (7), находясь в центре площади подачи, ударом биты по мячу старается послать его как можно дальше в сторону линии дома или за нее. Нанеся удар, бьющий игрок бросается через всю площадку к линии дома (5). Его задача — успеть добежать до дома, пока мяч не пойман, и, если получится, вернуться обратно в город.

Задача водящих —поймать или подобрать мяч и осалить им игрока бьющей команды, пока тот бежит через поле

Если бьющий игрок сумел добежать до дома и вернуться обратно, не будучи осаленным мячом, то он приносит команде одно очко Если же бьющий добежал до дома, но возвращаться обратно не рискнул, он остается на линии дома и ждет, когда очередной бьющий направит мяч в поле. Сразу же после удара по мячу можно бросаться обратно через поле.

Если игрок не осален — команде засчитывается очко. Игроки водящей команды вступают в игру сразу же после удара по мячу. Задача игроков — поймать мяч с лета (тогда подающей команде начисляется штрафное очко) или, подобрав мяч на месте падения, попытаться осалить им перебежчика. Осаливать противника может игрок, поднявший мяч, или любой другой, получивший передачу. Умение сориентироваться в обстановке и мгновенно передать мяч товарищу по команде, находящемуся в выгодной позиции для броска по перебежчику, — важное качество игрока в лапту.

Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: это осаленный игрок, выход мяча за пределы игрового поля при подаче, мяч, пойманный с лету водящими.

Партия считается выигранной, если все игроки бьющей команды выполнили удачные перебежки.

Партия считается законченной в пользу водящих, если им удалось три раза осалить соперника или поймать мяч с лета, если бьющие неточно подавали мяч Получив 3 штрафных очка или выиграв партию по перебежкам, команда бьющих переходит в поле, водящие становятся бьющими.

Игра проводится в 6 партий: каждая команда трижды подает и трижды водит. Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки.



854c6d2ca4f2d2658f069de1048884c8.jpg

В 1986 году вышло постановление Госком-спорта СССР о развитии бейсбола, софтбола и русской лапты. А спустя десять лет - в 1996 году - была организована межрегиональная Федерация любителей этой игры. В 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации - Федерация русской лапты России.

Чем хороша игра? Во-первых, своей демократичностью. Как уже было сказано, весь необходимый инвентарь для нее это деревянная бита длиной от 70 до 110 см и весом до 1,5 кг и обыкновенный теннисный мяч. При этом игра развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно уметь точно бить по мячу, быстро бегать, ловко уворачиваться от бросков соперника и не менее ловко ловить "свечу", мгновенно передавать мяч партнеру по команде или осаливать соперника. Все это происходит в считанные секунды, за которые требуется принять единственно правильное решение.

Сегодня в России лаптой более или менее регулярно занимаются не менее 10 тысяч спортсменов. Проводятся первенства и турниры среди мужских, женских, юношеских, юниорских и ветеранских команд. Кстати, в турнирах соревнуются и команды со смешанными составами (юноши и девушки). С 2003 года организовываются международные встречи. Такие турниры проводились в Казахстане, Молдове (с участием команды Румынии). Летом 2006 года планируются соревнования в ФРГ и в США на фестивале софтбола и русской лапты.

А теперь собственно об игре.

Команда состоит из 10 спортсменов. В поле играют шесть человек, четыре - запасные. Жеребьевка перед началом игры определяет, какая из команд будет играть в защите, а какая в нападении. После этого первый игрок нападающей команды выходит с битой на площадку подающего. Остальные ждут своей очереди в пределах площадки очередности. Пять игроков защищающейся команды занимают позиции в поле за контрольной линией. Шестой - подбрасывает с открытой ладони мяч над центром круга подачи под удар нападающего, точно на ту высоту, которую тот укажет рукой. Нарушение любого из этих правил карается штрафом: игроку предъявляют желтую карточку. Второе нарушение - и судья показывает игроку красную карточку, означающую удаление до конца игры без права на замену. На удар бьющему даются две попытки. Промахнувшийся с двух попыток игрок отправляется в пригород, ожидая удобного момента для начала атаки, а на подачу выходит следующий игрок той же команды.

Удар сделан - мяч летит над площадкой в направлении линии кона (при пересечении мячом боковых линий удар не засчитывается). Как только он минует контрольную линию, пробивший игрок может начать перебежку через поле за линию кона. Игроки защищающейся команды стараются поймать вброшенный мяч и осалить им бегущего, а если это невозможно - побыстрее вывести мяч из игры, выбросив за линию дома, чтобы совершающий перебежку не успел вернуться. Если мяч пойман с лету, это "свеча", команда получает одно очко. Свечу можно поймать и в поле, и вне его и тут же попытаться осалить совершающего перебежку. Но осаливающий бросок можно сделать, только находясь в пределах площадки.

Как только игрок пересек линию кона, защищающиеся отдают мяч нападающим для нанесения следующего удара очередным игроком.

После удара на поле могут оказаться сразу два игрока команды нападения и даже больше: тот, кто совершил удар, бежит к линии кона, а навстречу ему возвращаются в дом избежавшие осаливания. Игрок, совершивший полную перебежку - за линию кона и обратно, добывает своей команде два очка.

Но если бросок по бегущему был точен, команды меняются ролями. Право нападения переходит к сопернику.

Тут, правда, возможны варианты. Игрок, которого осалили, может немедленно нанести ответный бросок, попытавшись осалить соперника и сохранить для команды роль нападающей. В свою очередь, осаленный тоже имеет право тут же вернуть удар. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки из последней осалившей команды не убегут за линию дома или линию кона. Засчитывается, кстати, отнюдь не всякое попадание в игрока. Если мяч угодил в голову, осаливание не засчитывается, а игрок, совершивший такой бросок намеренно, получает предупреждение или даже может быть удален с поля.

Игра состоит из двух таймов по 30 минут с пятиминутным перерывом. Поскольку основные очки команда набирает, находясь в роли нападающей, игроки стремятся сохранить эту роль как можно дольше, избегая осаливания.

Побеждает та команда, которой удалось набрать больше очков. Правда, если в результате удалений в команде осталось менее четырех игроков, она также считается проигравшей.

Русская лапта - игра чрезвычайно динамичная и по зрелищности бейсболу ничуть не уступает. Игра всесезонна. В лапту можно сражаться и зимой: разметочные линии на утоптанном снегу наносятся краской. Играют в лапту и в закрытых помещениях. Там, правда, поле поменьше, а также есть некоторые изменения в правилах, касающиеся отскоков мяча от ограничительных стен и перекрытия. Но на зрелищности это ничуть не сказывается.


Краткие правила

7lapt.gif

Продолжительность игры

Игра состоит из двух таймов по 30 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними.

Разминка

За 15–30 мин. до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5–10 мин. до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая – левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии «кона».

Жеребьевка. Начало игры

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.

После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.

Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды встает с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников подающий игрок встает так же у круга подачи.

По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а нападающий – первый удар по мячу.

Подача и удары по мячу

Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над кругом подачи на высоту 1,5–2 м или на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.

Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии, или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начать.

Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку из «пригорода» только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.

В случае, если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введенным в игру, такой удар засчитывается, при промахе удар также засчитывается.

В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, удар засчитывается как промах.

Игрок, совершающий подачу мяча, находясь в поле, пользуется правами игрока защиты.

Если игрок выполняет подачу с нарушением требований, то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.

В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение игроки нападения выходят на удар согласно поданной заявке, сохраняя очередность. Пред началом второго тайма команды могут поменять расстановку игроков в нападении, о чем предупреждают старшего судью и секретаря. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.

Удары по мячу после совершенных перебежек осуществляются в порядке очередности пересечения линии «дома». В случае совершения полных перебежек двумя и более игроками одновременно удары по мячу проводятся согласно расстановке игроков в данном тайме. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в «пригороде» находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар, при действительном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.

Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию «кона» и наступить на площадку двумя ногами, в этом случае они также получают очко и имеют право на удар, возвращаясь в «дом».

Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.

Возвращение мяча в «дом»

Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в «дом», если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию «дома» между флажками. Обратно из-за линии «дома» мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры.

Перебежки

Каждый игрок нападения, который совершил после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из «пригорода» или площадки подающего за линию «кона» и обратно за линию «дома» и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде 2 очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку из площадки подающего.

Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в «дом».

Если до пересечения мячом линии «дома» игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.

Игрок, сделавший перебежку из «дома» за линию «кона», может при необходимости остаться там и возвратиться в «дом» после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.

Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию «дома» или «кона». Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию «дома» или «кона» и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию «дома» или «кона», а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию «кона» или «дома» по воздуху после финишного прыжка.

Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией «кона», то защитники обязаны доставлять мяч без задержки в «дом» для продолжения игры.

Осаливание

Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля.

С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.

После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию «дома» или «кона», так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию «кона» или «дома».

При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны.

Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией «дома», имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.

Самоосаливание

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию «дома» или «кона». В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.

Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.

Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.

Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить перебежку в «дом», то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией «кона», при возвращении в «дом» также очков не приносят.

Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию «дома» или «кона» вместе со своими игроками.

Умышленное самоосаливание.

Ловля мяча с лета Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.

Очки

Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», а также игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом неосаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.

Результат игры

Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.

При равном количестве очков фиксируется ничья.

При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительностью 10 мин., или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин., в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.

Поражение

Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.

Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.

Окончание игры

Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом.



Экзотические разновидности

13.jpg

«Лапта-стукалка»

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия становится «городом». Здесь располагаются участники игры, 8–10 человек. В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 см. Нужны мяч и «лапта» – круглая палка длиной 1–1,2 м, диаметром 4 см. Ручка немного тоньше, чтобы было удобно держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом позади него. Другой игрок («ловец») выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и «лапту». Подбросив мяч, выбивает его «лаптой» в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит «лаптой» по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», а осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди на новый удар.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий «лаптой» по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он отправляется в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.


«Лесная лапта»

Границы для игры отмечаются тропинками, просеками, пеньками или другими ориентирами. Играющие делятся на две команды – «подающую» и «лесную». Подающие, рассчитавшись по два, становятся за одной из коротких сторон участка, называемой «чертой города». Лесная команда располагается на месте игры в произвольном порядке. Между двумя короткими сторонами участка отмечаются три дерева, около которых перебегающие игроки из подающей команды могут делать остановку.

По сигналу руководителя один из игроков первой пары подающих бросает волейбольный мяч вперед. Вслед за этим первая пара выбегает вперед и останавливается у ближайшего из от­меченных деревьев, окружая его соеди­ненными руками. Пока они не добежали до дерева, игроки из лесной команды стараются поймать мяч и попасть им в перебегающих. Если это удается, команды меняются ролями и местами. В противном случае мяч возвращается подающим.

Теперь мяч бросает вперед игрок второй пары, после чего эта пара бежит к ближайшему дереву, а первая пара – ко второму из отмеченных деревьев. Лесные опять стараются попасть мячом в перебегающих. В случае промаха мяч вновь бросают подающие, и к ближайшему дереву выбегает третья пара. Вторая пара перебегает от первого дерева ко второму, первая – от второго к третьему, последнему дереву. При последующей перебежке (если никто не осален) первая пара бежит за противоположную короткую сторону места игры (за коновую черту), а все очередные пары перебегают от дерева к дереву. Далее, если команда все еще на подаче, первая пара бежит обратно за «городскую» черту, остальные пары последовательно меняются местами. Каждой паре, прибежавшей с кона за «городскую» черту, засчитывается очко.

Выигрывает команда, получившая за время игры больше очков. Понятно, что каждая команда стремится подольше быть подающей, так как наби­рает очки только подающая команда.

Правила.

  1. Салить мячом могут только игроки лесной команды.
  2. После броска мяча из-за черты оче­редная пара игроков обязана выбегать к ближайшему дереву.
  3. Игроки лесной команды имеют право салить мячом не только игроков, перебегающих от дерева к дереву за коновую черту, но и возвращающихся в «город» игроков подающей команды.
  4. При смене ролей игроки прежней подающей команды занимают те места, которые они занимали до смены.


«Лапта через сетку»

Две команды по 10 человек располагаются с разных сторон сетки в произвольном порядке. Один из игроков по сигналу передает ударом ладони мяч через сетку, который должен приземлиться в пределах площадки соперника. В отличие от волейбола, если игрок не сумел принять мяч с лёта, разрешается касание пола с последующим подбиванием мяча игроком своему партнеру для второго паса или непосредственно удара через сетку. По правилам игры мяч не должен больше двух раз касаться пола (или рук партнера без удара о пол). Третьим ударом он перебрасывается через сетку.

В игре действуют правила волейбола. Это касается начисления выигрышного очка, перехода игроков для новой подачи, касания сетки руками. Команда лишается подачи, если при ее выполнении или в ходе игры мяч выбит за пределы волейбольной площадки.







Дополнительно

  1. Организация и проведение соревнований по русской лапте
  2. Тренировочные занятия по лапте в спортивном зале
  3. Десять уроков лапты
  4. Средства и методы развития скоростных и координационных способностей игроков
  5. Играйте в лапту!


Ссылки