Ролевые игры для малышей
Сперва для совсем мелких...
Для небольшой группы детей младшего отряда прекрасно подойдут ролевые игры. Ролевые игры – это когда ребенок играет какую-то роль. Для игры требуется, чтобы дети знали сюжет какой-нибудь русской сказки. Например, «Теремок».
Ведущий начинает: «Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо мышка-норушка. Постучала в дверь и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?» И так далее.
Каждый ребенок получает роль (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк и медведь). Дети сами должны проиграть всю сказку, проявляя свои творческие способности. К примеру, лягушка будет прыгать, медведь реветь, мышка пищать и т.д. Взрослые лишь направляют малышей, чтобы не нарушался сценарий.
Если детей больше, чем сказочных героев, то вы можете ввести новые роли (например, муха, комар, баран и др.).
Для ролевых игр для малышей также прекрасно подойдут такие сказки как: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» (вместо яичка можно использовать мячик).
Теперь для постарше...
СТАЛКЕР
В двух комнатах (в одной есть кладовка) мы решили устроить нечто, вроде полосы препятствий. Опрокинули диван - сделали тоннель! намотали веревки, понаставили столов и стульев, налепили скотча, накрошили, пенопласта. Понавешали на окна и натянутые веревки покрывала и одеяла. Hа зоне располагались "хабары"(артефакты), то есть всякие странные и загадочные вещи. Суть игры сводилась к тому, чтобы найти как можно больше хабаров и при этом пройти всю зону потеряв как можно меньше народу. Всего желающих поучаствовать в игре набралось 6 команд, по 5-6 человек. Они приходили с интервалом в 30 минут. За найденные хабары давалось вознаграждение, которое можно было истратить в баре (нет, нет, ничего спиртного не было!). Команды вели за собой сталкеры.
В одну из комнат мы становили комп и поставили СD с музоном Quake II, мрачный металл и врубили на всю громкость! Это выглядело реалистично!!! Производили "психическую" обработку "релиагентов" т. е членов команд, фразами "Из 10 человек вышло только 5. Там жутко мрачно и т. д".
Строили всякие неприятные сюрпризы. Знаете, как классно ослеплять людей фотовспышкой?! Они после нее минут 5 как слепые котята! и т.д.
ЗАГОН
Вообще-то роль у них была одна - люди, которые вследствие нападения стали животными. Ну а старшие были инопланетянами. Суть игры была в том, что жили некие существа, вдруг к ним на планету прилетели пришельцы и переделали там всё на свой лад. Пришельцы "завербовали" всех существ захваченной планеты. Вот только одна беда была у людей, пришельцы не понимали их язык. Поэтому люди для пришельцев были просто животными. Цель животных (то есть людей) - доказать инопланетянам, что они вовсе не животные а люди. Но им это не удавалось. Они наоборот вели себя, как настоящие звери, почувствовав свободу. Игра проводилась длительное время, поэтому для поддержки питания каждый из участников должен был принести по 300 г. капусты. Не удивляйтесь! Вы уже знаете, что в игре младшие ребята исполняли роль животных. Мы ещё за несколько дней до игры решили, что животные проголодаются. Но питаться надо было чем-то не обычным, и все единогласно решили, что это будет капуста. Она же "помогла" нам (пришельцам) доказать то, что мы захватили планету, на которой живут животные. Это было видно. И все это заметили. Многие из "животных" набрасывались на капусту, как звери. Так же они кусались и царапались, а некоторые и рычали.Вообще всё было прикольно!
ЗАХВАТ ФЛАГА
Правила игры: игроков делят на две команды: одна команда "белые" (я в ней был), а вторая - "черные". Нужно найти и отстоять свой флаг, а при захвате чужого - трем Участникам взять его в руки. Если кого "убьют"(сорвут повязку), то он может "вылечиться" только у своего флага. Начинаем играть. Одна команда ушла на одну сторону игрового поля, другая - на другую. Дали три коротких свистка. Обе команды разошлись по игровому полю. Мы нашли свой флаг у ручья. Те, кто "пострадал" в схватке "вылечились". Но вот первая напасть. Разведчики "черных" обнаружили нас. От них мы отбились. Но они вернулись, и не одни. Мы и в этот раз отбились. Но уже двое смогли взять в руки наш флаг. После второй "схватки" несколько человек побежало за подмогой. В третьей "схватке" учавствовали все члены команд. В "схватке" серьезно пострадал один из "белых". Он пытался остановить уходящего, и его ударили ногой в грудь. За это "чер-ным" дали три минуты штрафа. За это время "белые" захватили флаг "черных". Судья остановил игру. Сначала решили переиграть. Но потом решили сыграть в другую игру на оставшееся время. Она называется "Отбери флаг".
КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ
Также был десант, механики, киборги, медики и пассажиры. У всех были разные задачи: учёные прокладывали путь, механики следили за двигателем, медики пытались лечить, десантники захватили чужие, а пассажиры всем мешали. Учёные разбирались с чёрным ящиком и с инопланетянином. Вскоре на нас напали чужие. Они похитили капитана, одного десантника и ещё кого - то. Так же был сломан двигатель. Чужие хотели отобрать инопланетянина, но им никто его не отдал. Потом пришла страшная болезнь, но она меня не заразила. Я, как учёный, сидел в каюте капитана переписывался с ЦУПом, моё последнее слово - SOS. После игры Ваня собрал всех в кают компании и спрашивал, кто, как работал на корабле. С худшей стороны показали себя: десантники, учёные, механики, медики. А учёных похвалили за помощь капитану.
СМУСМУМРИКИ
Было прекрасное воскресное утро, когда 5 человек сидели в отряде и ждали начало игры "Снусмумрики". Где-то через час все собрались, и игра началась. Нас посадили в большую комнату и рассказали правила игры. Мы узнали, что люди владеют магией, и они могут управлять снуснумриками, то есть нами. Роль магии выполняла обычная зажигалка. Ночью магия на нас не действовала. Потом нам сказали, что снуснумрики тоже могут управлять людьми, если будут иметь магию, но приказывать людям они могут только тогда, когда соберутся все вместе. Ещё у людей были хлысты. Если снуснумрик не слушался, человек мог ударить его хлыстом, и снуснумрик замирал. Вдруг в комнату ворвались злодеи, которые расхватали нас по разным поместьям.. Люди представились повелителями, которых было четверо. Через 10 минут повелитель Добрый Хлыст пригласил всех к себе в гости. В своей комнате он устроил Снуснумрик-шоу. Снуснумрики пели, танцевали, читали стихи про своих повелителей, тем самым, расхваливая их. Затем началась ночь, магия перестала действовать, а повелители куда-то ушли. Все снуснумрики стали бегать друг к другу в гости, разрабатывать планы, советоваться между собой. Вскоре ночь кончилась. Снуснумрики предприняли несколько попыток освободиться, но у них ничего не вышло. После обмена снуснумриками, после того, как почти все снуснумрики были парализованы, повелители всё-таки были побеждены. Оставшиеся снуснумрики собрались и начали ссориться. Повелители пошли успокаивать своих снуснумриков и, зайдя в комнату, попали в засаду. На них накинулись разъярённые снуснумрики с кучей зажигалок. И, конечно, в результате, все повелители оказались связанными. Мы благодарны патрулю "Волки", которые придумали и провели эту игру. Играя, мы поняли, что одному в трудных ситуациях не справиться.
ТЕМНЫЙ ЗАМОК
В планы на Соби входило проведение ролевой игры, которая длилась 3 дня. Первый день: В первый день все делились (делились сами) на 3 крепости. В их задачу входило построить свои крепости и не ближе чем на сто метров. После завтрака все увлеклись этим делом. Работа кипела. Все работали, слажено и дружно. Строительство (то есть достроительство) длилось до третьего дня игры, все исправляли свои ошибки и прорехи. Первый замок выбрал интересную тактику. Они построили замок на ровном месте. Замком у них была игла, обнесенная стеной. В игле можно было прятаться, если приходилось туго, там же были боеприпасы (снежки). Вторая крепость выбрала хорошее место, но плохую стратегию. Построили они её на краю обрывчика, обрывчик был дополнительной защитой (это правильно). Но замок, они построили плохой. Выкопав не большую яму, которую обложили камнями. Если бы на них нападал то враг был выше их и, подходя в плотную всё видел и просто кидал бы вниз камни, и крепость захвачена! Третья крепость была хуже второй. Они просто по прикрытием деревьев построили одну стену по направлению к крепости темных. Темным надо было просто половиной сил обойти эту "крепость", и защитники её просто бы убежали. Второй день: Во второй день был рыцарский турнир, на него съехались рыцари со всего мира. Они доказывали, что они настоящие рыцари, а не просто хвастуны. Они соревновались и боролись между собой, это было красочное зрелище. Третий день: В третий день была великая битва, за книгу "Никромекон", которую чёрным удалось захватить все крепости начали нападать на чёрных, мешая им совершить обряд уничтожение мира. Чёрные не выдержали организованных ударов и под прикрытием "магических щитов" бежали из своей крепости, которую полностью раздолбали. Когда заклинание перестало действовать и когда мы догнали чёрных им не осталось не чего как уйти в 4-ое измерение. А книга была бесследно потеряна, но она не досталась ни белым, ни чёрным!
ФАНГИ
Всё как обычно: расы за всю свою историю развили одну область наук. Опять, как обычно бывает, древнейшие расы что - то оставили, в данном случае какие - то храмы о предназначении которых знают только те кто их создал. И опять же появляется, не известно от куда взявшиеся, враг которому не чего не надо кроме как поработить или уничтожить несчастные расы попавшиеся на его пути. Как всегда этот пришелец некогда не терпел поражений не в одном бою. И уж совсем как всегда о захватчике не известно не чего кроме того что он самый - самый. Дальше сторонам была дана возможность за "квадратным" столом какой из рас будет дана власть над остальными. Две расы сразу отказались главенства, но оставшиеся другие две, представляющие компьютерные технологии и другая сила развязали горячий спор. В споре стороны так и не к чему и не пришли. Ваня посмотрев на это прекратил дискуссию. События развевались достаточно быстро. Оказалось, что каждая раса приехав на совещание прихватила с собой артефакт с вложенными в него знаниями всей планеты. И, как и ожидалось, Клэнийчи поспешили захватить их в свои руки. Это им почти удалось. Они умудрились захватить два из имевшихся трёх артефактов. Затем всё пошло совсем просто: участники всеобщими усилиями поймали и кое как допросили. Затем, тоже общими силами, расшифровали секретное сообщение. Потом в страшном пылу споров и разговоров пропустили сообщение о нападении фангов. И вот, фанги без шума и пыли захватили всех, даже вроде как и не кто и не заметил. Нам пришлось убеждать захватчика в том что в жизни есть другие прелести кроме войны. В конце концов нам удалось убедить фангов в своей правоте и обломанные вояки удалились восвояси.
ЖИВОТНЫЕ
Все играющие делятся на три команды - "травоядные" (5 жизней), "всеядные" (3 жизни) и "хищники" (всего одна жизнь). Травоядные должны были собирать "траву" (бумажки), всеядные - собирать траву и ловить травоядных, а хищники ели и "травоядных" и всеядных. Еще был охотник, который забирал жизни только у всеядных и хищников. Побеждал тот, кто больше всех съел.
СВЕТОПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Игрушка относится к типу "игры с нашивками" - т.е. у каждого участника на левой руке картонная нашивка, пока она есть - он жив, а если сорвали, ясное дело мертв, данный тип игр является наиболеее популярным в нашей системе. Итак, накануне вечером детям объявили, что завтра в 12 начнется игра, а в десять состоится инструктаж на местности, где им объяснят правила, территорию и дадут вводные. Hа построении-инструктаже надо было быть уже с нацепленными нашивками.
Как только детям роздали конверты они обнаружили, что окружены группой мерзко ухмыляющихся людей с размалеванными нашивками (темные силы), а я радостно поведал, что пока они тут стояли нам удалось одолеть последнего из Светлых Богов, и весь мир принадлежит нам, короче сопротивление бесполезно - поскольку мы, в отличии от них бессмертны. Детям дали пять минут, чтоб это обдумать и пообещали, что тех кто добровольно перейдет к нам на службу не тронем, а остальных убьем и они станут нашими рабами после смерти. Естественно, что пять минут мы ждать не собирались и было решено неожиданно напасть на них через три минуты ( расклад сил был такой - около шестидесяти детей Светлые и десять человек Темные, но Темными были самые серьезные игроки из Драконов). Дети нас опередели, не прошло и минуты, как они начали разбегаться и пришлось срочно напасть, паника началась, ух...
Мы убили человек пять, потеряли убитым одного - остальные смылись. Бедные дети, конверты вскрыть надо было в 12, и, что делать полтора часа они не знали, на это все и было расчитано, как они будут действовать в условиях отсутствия четких задач, правил и цели, додумаются ли объединиться? Hекоторые додумались. Потом я отправил Темных на охоту за головами, а мертвых Светлых заставил строить пирамиду из камней в мой рост, пообещав потом их отпустить ( естественно я их обманул). В 12 часов Светлые вскрыли конверты и получили первое задание - найти Бога Света, плененного Темными силами и освободить его. К заданию прилагалась легенда - как его искать.
Бога охраняло трое Темных. Как его искали история отдельная, но делали это очень долго и на этом этапе игра чуть не вышла из под контроля, мертвым стало не интересно, а отпустить я их не мог, пришлось предлрожить им пойти на службу к нам и десять человек согласилось ( остальные решили, что так просто продаваться Темным нельзя), мы создали батальон смертников, выдали им нашивки и приказали напасть на Светлых, которые как раз появились не подалеку, тех было человек 30. В общем, смертники на них напали, а когда попытались отступить мы выслали заградотряд который поубивал всех бегущих ( точнее убили мы одного, остальные сразу предпочли вернуться в бой).
В конце концов, Бога Света таки освободили ( сразу оговорюсь, то, что этот этап затянулся было вызвано нашей собственной ошибкой, вернее, несколькими, во-первых, неудачно была сделана легенда, а во-вторых, мы не сказали, кто играет Светлого Бога, у него даже плаща белого не было, и те кто видел его и рядом трех Волков, просто сначали думали, что это наша засада, в следущий раз надо будет плащи делать, чтоб с большого расстояния различить можно было).
После освобождения Бог их слегка загрузил на тему борьбы с силами Зла и объявил, что их первоочередная задача освободить своих братьев из Страны Мертвых, а для этого надо убить меня, после этого на пять минут стены вокруг страны падут и мертвые смогут выйти ( да, чуть не забыл, после того как освободили Светлого Бога, ветлые тоже стали бессмертными, как и мы), но сначала надо было заслать к нам лазутчика, который предупредит мертвых, что когда меня убъют им надо бежать в определенное место. И они пришли меня убивать. Их было человек 35, а нас одинадцать ( в самом начале игры одна девочка перешла на нашу сторону). Это был бой... Да. Мы убили больше 20 светлых, но когда столько людей поставили перед собой задачу убить кого-то конкретно, они с ней справляются. Так, что в конце-концов я оказался убит и мертвые вместе с оставшимися в живых светлыми сбежали.
Далее Бог Света объявил им, что спасти своих одно, но задача победить нас окончательно, а мы бессмертны - значит надо лишить нас бессмертия, а как он не знает, но Оракул может знать - и они пошли к Оракулу. Тот оказался мерзким типом и сказал, что станет отвечать только после того как ему принесут жертву - два добровольца! должны были войти в круг и драться до смерти одного из них, причем оживить погибшего было нельзя и после смерти он не просто попадал в Страну Мертвых, а становился моим слугой. О-как! А после боя он начал игру в загадки - отгадал загадку получи ответ на вопрос. Оракул сообщил, что чтобы лишить нас силы надо уничтожить Посох Силы. Hа вопрос где он - выдал очередную легенду, на вопрос как уничтожить - объяснил, что надо сломать с соблюдением условий - посох охраняют четыре Темных, сломать его можно только убив их всех, в бой могут вступать одновременно только восемь Светлых, погибшие Светлые отправляются в Страну Мертвых и участвуют в последней битве на моей стороне, вторая восьмерка может войти в круг только когда первая полностью уничтожена, но убитые охранники в кругу не оживают, а отправляются в Страну Мертвых и оживают уже там. Такой расклад.
По идее четверо Волков стоявших в охране могли уничтожить минимум одну восьмерку, но Светлые оказались хорошими учениками и застали охранников врасплох - в результате перебили всех потеряв только одного. Hу а потом был последний бой, мы уже не оживали, но решили подороже продать свои жизни - что и сделали под песню :"Это будет последний и решительный бой". Хэппи энд.
Естественно те кто попал к нам недобровольно, ожили, их души очистились и они стали опять Светлыми. А мы полностью погибли... до следующей игры.
Потом была рефлексия - общее мнение игра удалась, особенно при том, что это первый опыт проведения таких сложных игр, некоторые накладки, естественно, были, но теперь мы их знаем и больше не допустим. Да, игра естественно была сценарной - т.е. окончание было запрограммировано, но дети этого не знали и не поняли. Теперь думаем провести какую-нибудь игру летом, в зачетном лагере, причем более длинную и напряженную ( эта длилась чуть больше семи часов). Дело за малым - придумать и разработать. Может стоит какую-то книгу использовать, а? Подскажите, но учитывайте специфику - мы не используем мечи ( не умеем мы ими, да и боюсь я за здоровье детей), мы используем нашивки. Если есть интересные идеи и наработки - пишите, буду рад. Да, если захотите можете использовать эту игрушку - я привел полный сценарий, если, что не ясно - спрашивайте отвечу.
СВЕТОПРЕДСТАВЛЕНИ-2
О самой игре: Все люди делятся на два класса- войны и техи. Войны обьедененны в племена, которые борются между собой за информацию, людей, артефакты и за просто так - ради интереса, ради воинской чести. Постепенно все игровые племена перемешались, а сами войны, перемешавшись, на два лагеря под властью Эмиссаров - лагерь черных и лагерь белых. Белые и черные, понятно, конкуренты. Техи - люди, которые некогда не воруют, они собирают и хранят всю информацию о мире. Их цель снять с воинов заклятие круга, чтобы мир смог развиваться. Для того чтобы снять заклятие, техи должны были запереть и не дать выйти черному и белому богам. Но вопреки легенде, техи оказались лишены почти всей информации. Началось соревнование, кто быстрее, белые или черные, насобирают артефактов, вызовут своего бога. Техи тоже пытали добиться своей цели, но безуспешно. Мне игра запомнилась тем что проходила в один день с затмением солнца. Черные и белые пришли на один из больших кругов (это сбор племен), а свет становился все тусклее, меркло солнце, молчали птицы. Всё говорило о приближение конца света, ну а он так и не наступил. Победили белые.
ЛУННЫЙ ГОРОД
Все пассажиры заняли свои места на межпланетном лайнере "Земля - Луна", и стюардесса рассказала новым колонистам о правилах поведения на Луне. Всем выдали новые паспорта, через некоторое время, когда лайнер приземлился, пассажиры попросили не создавать толкучки при выходе из помещения космолета. Так началась Экономическая, ролевая игра "Лунный город", которого провел наш отряд на базе 39 школы. Конечно же, как и в любой экономической игре, главная цель для играющих было зарабатывание большого количества денег (в нашем случае Лунных баксов). Первое, что сделали юные колонисты (в основном учащиеся шестых классов) - это посетили биржу труда и устроились на работу, а некоторые, подготовились или проявили инициативу и создали свои фирмы. Потом в "Лунном городе" начались трудовые будни: фирмы работали, люди, получив зарплату, платили пай за жизнеобеспечение и шли тратить то, что осталось от их зарплаты, так бы оно и продолжалось, но земле показалось, что Луна живет слишком хорошо и повысила "плату за воздух". Народ в начале пытался платить, но потом, когда и цены поднялись, начали бунтовать и закончилось все это революцией. После игры состоялся аукцион, на котором дети смогли потратить оставшиеся деньги.