Рекомендации по управлению группой

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

ПОСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ

0000yawcm.jpg

Важнейший фактор успешной работы с подростками есть установление с ними искренних отношений, развитие и сохранение безусловного уважения, основанного на обоюдном почтении и доверии.

Истинного уважения нельзя требовать, его необходимо заслужить. Вожатый должен приложить усилия к тому, чтобы получить право руководить группой.

Привилегия руководства дается человеку, обладающему мудростью, знанием, ловкостью и эрудицией; тому, кто от сердца заботится о благе каждого воспитанника; кто не жалеет времени и сил на привитие подопечным необходимых навыков; кто ставит нужды группы превыше своих; кто на деле подает пример соблюдения моральных норм и правильного поведения, о которых говорит; кто имеет признавать свои ошибки; кто неусыпно печется о безопасности каждого члена группы; кто старается выслушать и понять; кто стремится полностью использовать возможности каждого воспитанника.

Для того чтобы заслужить уважение вожатым необходимо самим постоянно уважительно относиться ко всем детям в группе, проявляя почтение к каждому, как к уникальной и особенной личности, независимо от внешнего вида, расположения или поведения ребенка. Трудные подростки часто будут «проверять», насколько вожатый желает и может реагировать на все, сохраняя уважение к ним (оскорбления; грубые слова; издевки; насмешки; личные претензии; умышленное неповиновение; упрямство; поведение, обратное требуемому; плевки на человека или его одежду; взъерошивание волос вожатого; разглядывание из любопытства или злобные взгляды; шушуканье у вожатого за спиной; проделки; грубые шутки; ветропускание; отрыжки; обкидывание грязью или обливание водой и т.д.). Реагируя на подобные выходки, делаемые воспитанниками с целью проверки вожатого, он должен показать, что уважает и принимает этих детей, но в то же время, не допустит их неправильного поведения. Реакция должна быть следующей: «Я принимаю тебя, как личность, однако поведение твое неприемлемо».

Вожатым необходимо помнить, что неуравновешенные подростки, как правило, ведут себя дерзко с теми взрослыми, которые в прошлом не оправдали их доверия или поступали с ними неуважительно. Обычно подросток ищет взрослых, заслуживающих его внимания и уважения. Тем не менее, эмоциональная рана, оставшаяся от прошлых разочарований, часто делает ребенка осторожным и скептически настроенным. Вожатому нужно неустанно стараться «победить зло добром».

Чтобы завоевать доверие вожатому необходимо время, а также способность использовать для этого любую, возникающую в группе возможность. Доверие требует от вожатого во всех ситуациях и поступках оставаться неподдельно искренним. Если он руководствуется желанием манипулировать воспитанниками или стремлением удовлетворить свои интересы, вероятнее всего дети смогут заметить его неискренность.

Одна из главных потребностей души человека состоит в том, чтобы его принимали, понимали, признавали и ценили. Для удовлетворения у детей этой нужды вожатым нужно в первую очередь постараться по-настоящему понять их, а потом уже ждать понимания от них. Стараясь вникнуть в нужды ребенка, попечитель оказывает ему неподдельное признание. По мере того, как воспитанники убеждаются в том, что вожатые искренне стараются узнать и понять их, разделявшие обе стороны барьеры начинают рушиться. Тогда у детей появляется желание и свобода делиться самыми сокровенными мыслями и чувствами со старшими. По достижении такой открытости, у вожатых появляется уникальная возможность иметь общение с подопечными от сердца к сердцу.


Ниже перечислены качества человека, ищущего искренних, основанных на уважении и доверии, отношений с подопечными:

  • Руководство примером (делать то, о чем говоришь) - доверие многих детей подрывают взрослые, которые «говорить - говорят, а делать - не делают» ;
  • Сердце слуги - стремиться отдать все ради того, чтобы ближние обрели радость и полноту; ставить других выше себя;
  • Поддержание эмоционального равновесия - не жалеть времени на то, чтобы уметь должным образом справляться с собственным гневом, расстройством, огорчениями, печалью и разочарованиями; давать себе время для разрядки (физические упражнения, общение с друзьями, увлечения, не связанные с лагерем).
  • Прощение себя и других.
  • Решение личных проблем - являть пример того, как надлежит выражать личные расстройства, разочарования и гнев, находясь в группе; уделять необходимое время на обсуждение разномыслия с сотрудниками или директором (обычно это не делается в присутствии группы; такой вариант возможен только, если подобная беседа специально организована с целью показать воспитанникам, как улаживать разномыслия и достигать компромисса).
  • Дружеское отношение через физические прикосновения - обнять утром и перед сном; положить руку на плечо, оказывая моральную поддержку, похлопать по плечу в знак радости за небольшие удачи ребенка, рукопожатия или приветствие «дай пять», легко прикоснуться, когда ребенок нуждается в утешении.
  • Признание допущенных ошибок - немедленно перед всей группой признавать свою ошибку; быть человеком, который не отрицает свою неправоту и старается вынести для себя урок из ошибок и неудач.
  • Принесение извинений в случае неправоты - немедленно брать на себя ответственность за неправильное поведение или неверно принятые решения; быть готовым возместить ущерб, причиненный необдуманными словами или поступками.
  • Вера в возможность изменения ребенка - поощрять старание детей; не заострять особое внимание на их слабостях и ошибках; стараться рассматривать каждый день как новую возможность для роста и перемен к лучшему; верить в способность каждого из воспитанников ставить перед собой цели, находить интересные способы решения проблем и преодоления трудностей.
  • Проявление понимания и сострадания - искренне стремиться увидеть душевные раны и страдания воспитанников и понять их; понимать напряжение и трудности, преподносимые жизненной действительностью и поддержать их в этом.
  • Вникать в интересы детей - проявлять интерес к тому, что интересно воспитанникам; прислушиваться к рассказам детей о своих любимых занятиях и увлечениях; не умалять того, что важно и существенно для них; привлекать воспитанников к своим любимым занятиям, когда это уместно.
  • Определение границ - знать, когда и где установить пределы допустимого поведения, не прибегая к угрозам физической расправы; позволить естественным последствиям возникнуть, когда это приемлемо; предлагать детям альтернативные варианты поведения;
  • Проявление спортивного товарищества - личным примером учить детей, как побеждать и проигрывать без вражды; научить играть ради удовольствия от игры; любить игры, которые нравятся другим.
  • Желание понять точку зрения другого человека - демонстрировать воспитанникам пример того, как внимательно выслушать и понять точку зрения другого, не настаивая, чтобы сначала выслушали тебя; всегда искать решение, выгодное обеим сторонам.
  • Готовность усердно трудиться - иметь готовность и желание трудиться больше детей; добровольно браться за трудные задания; всегда участвовать, если что-то необходимо сделать; радостно выполнять дела с наилучшим по возможности качеством.
  • Быть членом группы - насколько возможно быть полноправным членом своей группы; быть готовым участвовать во всех ситуациях, возникающих в группе; чтить название группы; созидать «гордость группы».
  • Отсутствие лицеприятия - всегда стараться одинаково справедливо относиться к каждому ребенку; не предоставлять отдельным воспитанникам особых привилегий; поощрять вклад каждого члена группы в общее дело.
  • Совместное участие, быть участником команды - на своем примере показывать, как считаться с мнением других и ставить свои желания и мысли на второй план; поддерживать идеи и предложения других членов группы; «пропускать» других вперед себя; добровольно предлагать свою помощь.
  • Признание успеха подопечного и радость за него - отмечать достижения и старания каждого члена группы; поощрять и поддерживать желание других людей обогащать свой опыт и изменяться.
  • Чувство юмора - готовность посмеяться над собой в случае незначительной оплошности; не воспринимать жизнь в группе слишком серьезно; способность разрядить напряженную обстановку веселым настроением и шуткой.
  • Способность принять критику - быть готовым внимательно выслушать критику и предложения воспитанников или других сотрудников.
  • Оказание физической помощи - позаботиться о физических нуждах воспитанников и помочь им в случаях незначительных травм; дезинфицировать рану ребенка; вытереть пот со лба; отряхнуть ему одежду.
  • Воспитание в себе долготерпения - быть готовым пойти на трудности и личные неудобства ради душевного исцеления воспитанников; безусловная любовь и принятие.


УПРАЖНЕНИЕ ПОСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ

Разделитесь на пары. Оба партнера в течение некоторого времени стараются вспомнить человека в своей жизни, которому они доверяют и которого уважают больше всех. Обсудите со своим партнером ответы на следующие вопросы по отношению к тому особенному человеку:

  1. Какие конкретные действия этого человека укрепили ваше доверие к нему?
  2. Какие конкретные действия этого человека побудили вас уважать его?
  3. Заслужил ли тот человек ваше уважение к себе или добился его посредством вымогательств и требований? Как он сделал это?
  4. Сразу ли тот человек признавал свои ошибки, допуская их? Что вызвало у вас большее доверие к нему: честность или отказ сознаться? Почему?
  5. Когда тот человек случайно обижал вас, сразу ли он извинялся? Если да, то, как его извинения сказывались на вашей оценке взаимоотношений с ним?
  6. Как тот человек проявлял к вам свое уважение?
  7. Посредством чего он укреплял ваше доверие к себе? Какое впечатление это производило на вас?
  8. Основываясь на примерах из жизни того человека, что бы вы хотели изменить (если хотели бы вообще) в себе для укрепления уважения и доверия в своих отношениях с детьми, с которыми вы работаете?
  9. Каким образом вы стараетесь укрепить и утвердить каждого из своих воспитанников?


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГРУППОЙ

1325-0c71f58fb59e987cd6f1a8243ee827dam.jpg
  1. Всегда помните: безопасность - прежде всего.
  2. Всегда держите воспитанников вашей группы в поле зрения и слуха.
  3. Всегда будьте бдительны и находитесь в состоянии готовности. Предупреждайте развитие проблем.
  4. Прилагайте все усилия, чтобы развивать с каждым воспитанником отношения, которые будут гарантировать им физическую и душевную безопасность. Построение взаимоотношений требует времени.
  5. При любой возможности поддерживайте развитие положительных событий в группе. Поощряйте успех воспитанников, побуждайте их к новым успешным свершениям. Быстро решайте незначительные проблемы и продолжайте жизнь дальше.
  6. Обращайте основное внимание на хорошие поступки воспитанников. Всегда начинайте «строить» на основании того, что ребенок уже может делать.
  7. Давайте воспитанникам понять, что вам известны все, даже маленькие, их успехи, каждое командное начинание и всякий небольшой шаг к прогрессу, происходящие в течение дня.
  8. Поощряйте любые хорошие поступки воспитанников, являющиеся исключениями из обычного для них проблемного поведения. Объясняйте, как подобает себя вести, и привлекайте к этому внимание группы.
  9. Не называйте совершившего нехороший поступок обидными словами («ленивый», «тупица», «глупый», «псих»). Вместо этого объясните, почему от такого поступка «нет пользы и добра».
  10. Не употребляйте осуждающе-критических фраз. Уклоняйтесь от сарказма.
  11. Когда возможно, не обращайте внимания на неприличные высказывания и поступки, стараясь не отвлекать внимание группы от положительного.
  12. Помогайте каждому воспитаннику стать жизнеспособным членом группы, побуждая их делиться своими идеями и мнением с остальными ребятами. Добивайтесь того, чтобы все высказывали свои точки зрения. Приветствуйте каждого, кто своим предложением или высказыванием поддерживает и подкрепляет мнение других. Будьте готовы стать «тормозом отката» для группы. когда говорят не пользующиеся популярностью воспитанники.
  13. Каждый ребенок будет переживать происходящие в группе ситуации по-своему в связи с различным у всех прошлым. Узнавая разные взгляды на одну и ту же ситуацию, все члены группы обогащают свой опыт.
  14. Способствуйте взаимодействию между членами группы, чтобы они могли сами находить способы решения «проблем». Содействуя этому, вы должны быть готовы уделить необходимое время и внимание и оказать требующуюся помощь воспитанникам, непреклонно выступающим за альтернативные решения.
  15. Оставайтесь открытыми к последующим беседам с каждым воспитанником, и пусть об этом свидетельствуют ваши слова и поступки. Как правило, воспитанники-новички начинают открываться и делиться тайнами своей души осторожно.
  16. Человека невозможно теоретически научить самым важным жизненным истинам (доверие, самоутверждение, прощение, безусловная любовь, уважение и т.д.), ему необходимо пережить их на собственном опыте. Старайтесь не столько наставить воспитанников через лекции, сколько дать им возможность «испытать» истину в жизни. Большинство трудных подростков сталкивались с «только обещающими» взрослыми, но лишь некоторые из них воочию видели «делающих то, что говорят».
  17. Когда ребенок тонет - не время учить его плавать; придите на помощь попавшему в критическую ситуацию. Проявите отзывчивость, заботу, окажите поддержку, а после всего - учите.
  18. Обращайте внимание на жестикуляцию и мимику. Научитесь «слушать» глазами так же как ушами.
  19. Признавайте свои ошибки всякий раз, когда вы совершаете их. Будьте готовы извиниться открыто перед всей группой. Признавая свои просчеты, вы укрепляете свою надежность в глазах других и их доверие к вам, как к лидеру.
  20. Выражая свой гнев перед всеми, помните, что он ваш. Не вините окружающих в своих чувствах или действиях.

В КАЖДОМ СЛОВЕ И ДЕЛЕ БУДЬТЕ ОБРАЗЦОМ ПОДРАЖАНИЯ.


УПРАЖНЕНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ

Разделитесь на группы и обсудите следующие вопросы:

  • Что могут сделать вожатые, чтобы поддержать положительный ход событий в группе и чтобы жизнь и обучение в ней складывались успешно?
  • Как вожатый может уладить незначительные нарушения поведения, не созывая группу для беседы?
  • Какую пользу вы принесете себе и группе, если сосредоточите основное внимание на правильных поступках воспитанников?
  • Какие обидные прозвища давали вам? Как они влияли на вашу самооценку? Как избежать использования негативных прозвищ в работе с детьми?
  • Почему следует избегать сарказма и критических высказываний в адрес детей?
  • Почему, когда речь идет о воспитании у детей доверия, безусловной любви и уважения, считается разумным дать им возможность «пережить» истину на собственном опыте, а не просто прочитать им на эту тему лекцию?
  • Что вы делаете, чтобы показать воспитанникам пример того, как не винить в своем гневе других, а оставлять «его при себе»?
  • Согласны ли вы со следующим утверждением: «Когда ребенок тонет - не время учить его плавать; придите на помощь попавшему в критическую ситуацию».
  • Обоснуйте ответ - Как признание своих просчетов и ошибок укрепляет вашу надежность в глазах детей и их доверие к вам, как к лидеру.


ОСОБЫЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ

12784389758076 m1m.jpg

Способы словесного руководства

  1. Способствовать: Поддерживать открытое, дружеское общение в группе, направляя ход бесед, обеспечивая соблюдения воспитанниками норм общения в группе, поощряя хорошие поступки и ограничивая неуместное поведение.
  2. Отмечать положительные исключения из негативного поведения: Одобрять действия отличные от обычных у таких детей непристойных поступков и привлекать к ним внимание воспитанников. Этот способ помогает детям лучше понимать, когда они не ведут себя плохо. Заостряя внимание группы на ожидаемом поведении, вы увеличиваете вероятность улучшения поведения и возникновения большего количества хороших поступков.
  3. Зеркальное отражение: Быть словесным зеркалом поведения воспитанника, констатируя то, что, судя со стороны, он делает, говорит и чувствует в данный момент. Отображая ребенка, наставник помогает ему осознать свои мысли и чувства и выразить их словесно.
  4. Предлагать альтернативное поведение: Объяснять детям, как можно поступить иначе, учить их этому и помогать советом, способствуя, таким образом, развитию у них нового образа мыслей и действий.
  5. Препятствовать: Вмешиваться словесно или физически для прекращения причиняющих вред группе поступков с целью защитить других воспитанников, содействовать продуктивному общению и содействовать положительному развитию событий в группе.
  6. Намеренно игнорировать: Умышленно не обращать внимания на некоторые неуместные поступки в попытке «затушить» их, оставив их без внимания.
  7. Формировать: Прививать правильное поведение, поощряя последовательное приближение ожидаемых поступков.
  8. Прибегать к юмору: Препятствовать распространению непристойного поведения посредством шуточных комментариев или смешных поступков. Наставники должны уклоняться от сарказма, а также от насмешек над воспитанником.
  9. Преобразование: Предлагать воспитаннику альтернативный взгляд на вопрос или поступок, открывающий перед ним новые успешные перспективы и обеспечивающий варианты решения проблемы.
  10. Планирование и умение ставить цели: Помочь членам группы выбрать нужные мероприятия и спланировать день так, чтобы получить от него максимальную пользу; оказать помощь в определении четких и содержательных целей того, как развить в себе новый образ поведения.


Способы руководства, предполагающие физическое воздействие

  1. Реструктуризация: Вносить изменения в программу мероприятия, изменять ранее данные воспитанникам задания, назначать им других партнеров или менять место занятия с целью прервать неправильное поведение. Бдительные наставники могут пресечь многие неприятные ситуации до их развития, сразу заметив потенциальную проблему и немедленно изменив структуру занятия, чтобы поддержать здоровую атмосферу в группе и способствовать непрерывному получению группой пользы от мероприятия.
  2. Использование тайм-аутов: Во время занятия в группе отвести воспитанника на заранее назначенное место для короткого перерыва, чтобы он мог успокоиться и обдумать свое поведение. Лучше всего использовать этот способ не в качестве наказания.
  3. Перемена места дискуссии: Перевод группы на другое место может снизить возбуждение, вызванное плохим поступком, ограничить смятение и беспорядок и уменьшить вероятность «заражения» других групп тем же поведением.
  4. Удаление воспитанника или устная переориентация: Устными сигналами или физическим прикосновением оградить воспитанников от возможного отрицательного воздействия. Если применить этот способ правильно, наставник может прервать развитие множества опасных ситуаций, перед тем как они окажут пагубное влияние на «здоровье и успех» группы.
  5. Удалить некоторые предметы и не использовать определенные участки территории: Убрав определенные предметы (сигареты, канцелярские резинки, камни, ножи) или ограничив использование некоторых участков (мальчикам не находиться рядом с комнатами девочек, группам не использовать оживленные автостоянки), можно снизить вероятность нарушений поведения.


УПРАЖНЕНИЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ

Разделитесь на группы. Соберитесь «в круг» для обсуждения. Выберите трех человек на роль вожатых группы; остальные будут воспитанниками. Вожатые должны решить, кто какие способы управления из данного ниже перечня будет демонстрировать.

  • реструктурировать
  • использовать тайм-ауты
  • устная переориентация или удаление воспитанников
  • предлагать альтернативное поведение
  • препятствовать
  • намеренно игнорировать
  • прибегать к юмору
  • отмечать положительные исключения из проблемного поведения

Задание для группы: Группа собралась «в круг» около столовой и обсуждает, чья сейчас очередь накрывать на стол. Некоторые воспитанники согласны взяться за дело, другие отказываются помогать. Во время дискуссии в группе о назначении дежурных вожатые должны продемонстрировать использование каждого способа управления. Задача «воспитанников» в этой инсценированной ситуации - определить способ, применяемый вожатыми.



УПРАЖНЕНИЕ ПЕРЕХОД МЕЖДУ ЗАНЯТИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА «В КРУГ»

501865880m.jpg

Разделитесь на группы по 10-12 человек. Выберите двух участников на роль вожатых, а остальные будут воспитанниками.

Группа только что закончила игру (спортивное мероприятие), длившуюся 30 минут. Все разгоряченные и вспотевшие. Задачи вожатых: во-первых, подвести итоги спортивного занятия и затем подготовить воспитанников к следующему мероприятию (обед). Для того чтобы осуществить организованный переход, вожатые должны воспользоваться перечисленными ниже шагами. Задачи вожатых:

  1. Успокоить детей и помочь им сосредоточиться.
  2. Провести с воспитанниками краткое обсуждение последнего занятия.
  3. Попросить некоторых из детей дать оценку участия в занятии группы в целом.
  4. Обсудить то, что каждый мог бы изменить в своем поведении, когда они будут играть (спортивное мероприятие) в следующий раз, чтобы группа получила от игры больше удовольствия и пользы.
  5. Ясно объясните воспитанникам суть следующего мероприятия.
  6. Ответьте на любые вопросы, касающиеся его.
  7. Объясните, какое конкретно поведение ожидается от воспитанников на этом мероприятии.