Рекомендации по общению с тревожным ребенком

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
439657110 0ca367d2f4m.jpg

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, уп­ражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ре­бенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируете образцы уверенного пове­дения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ре­бенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних слу­чаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Работа с тревожными детьми может проводиться в малых группах или индивидуально.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

  • Повышение самооценки
  • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Снятие мышечного напряжения.


Повышение самооценки

Обращайтесь к ребенку по име­ни, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала дол­жна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участво­вали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанни­ка узнали окружающие можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конк­ретного ребенка.


Снятие мышечного напряжения

«Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глу­боко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Паль­цы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите паль­цы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите во­ображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите гла­зами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Пред­ставили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуй­те осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь пока­жите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. «Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы под­ходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и сделаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбни­тесь». После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Штанга» Цель: расслабить мышцы спины. «Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлета­ми. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штанги на пол, отдохните. Попробуем еще раз»

«Сосулька» Цель: расслабить мышцы рук. «Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет – гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первую фразу, вы сделаете вдох и поднимете руки над голо­вой, а на вторую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»


Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действитель­ности. Желательно привлекать ребенка к со­вместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и пере­живаниях в волнующих их ситуациях. На примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осоз­нать, что у многих сверстников существуют проблемы, сход­ные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уров­ня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ре­бенка (например, ситуация «боюсь воспитателя, учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизиру­ющей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страш­ного, чего боится ребенок). Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «ка­заки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.


Работа с детскими страхами

В зависимости от возраста используются разные приемы преодоления страха: малышам от двух до пяти требуется «защита» (присутствие рядом взрослого), дошкольникам помогает фантазия (преобразование страшного в нестрашное или в сюрприз), дети постарше используют моделирование ситуации, чувство юмора.

Этапы работы со страхом:

  • изображение страха помогает его конкретизировать, важно расспросить ребенка о содержании рисунка;
  • моделирование выхода из сложившейся ситуации; для этого используются приемы:
  • дорисовка «защитного объекта»;
  • закрашивание «страшного»;
  • уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
  • дорисовка интересных деталей («сюрприз»);
  • превращение «страшного» в «смешное»;
  • дорисовка развития ситуации с возможным ее решением;
  • преобразование мрачного в красивое;
  • «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).

Примеры:

  • Если ребенок боится животного, то его можно «посадить» в клетку и сделать несчастным и безопасным. Для этого надо взять линейку, ручку и нарисовать вокруг зверя клетку.
  • Если ребенок боится потеряться, то сначала можно нарисовать одинокого ребенка, а потом дорисовать взрослого, который его нашел. В процессе рисования надо проговаривать переживания ребенка в начале и конце истории.
  • Если ребенок боится нападения, можно разыграть сказку «Три поросенка», нарисовать очень крепкий дом.
  • Ночные страхи можно изобразить с помощью клякс, а потом преобразовать их в красивое или симпатичное.
  • Превращение Людоеда в то, с чем можно справиться.
  • Галерея Страшилок.


Обучение навыкам общения

Цель: сформировать коммуникативные навыки, отсутствующие у застенчивых детей. К таким навыкам относятся:

  • умение заводить друзей (одного пола или противоположного, старшего и младшего возраста, общительных и застенчивым): «Привет! Будешь со мной играть? Как тебя зовут? Меня зовут… »;
  • умение поддерживать разговор на свободную тему;
  • умение задавать открытые вопросы (как, почему, расскажи мне…);
  • умение громко и четко произносить свое имя и повторять имя собеседника (ребенка или взрослого);
  • умение начинать и заканчивать разговор с помощью стандартных выражений (здравствуйте – до свидания, привет – пока, рад видеть тебя – было приятно поболтать с тобой, как дела – надеюсь, скоро увидимся…);
  • умение рассказывать анекдоты развивает чувство юмора;
  • умение вежливо перебивать (извините, но…, простите, но вы говорите…, позвольте мне высказать свое мнение…);
  • умение быть внимательным и благодарным (мне понравилось, как ты это сделал…);
  • умение делать комплименты (тебе очень идет такая прическа, мне нравится проводить с тобой время);
  • умение решать проблемы с помощью компромиссов, а не ультиматумов и обид;
  • умение реагировать быстро и спонтанно (шуткой, вопросом, замечанием).

Все эти умения хорошо формируются в ходе ролевых игр, которые рекомендуется приближать к возрасту и условиям жизни детей.


Разыгрывание конфликтных ситуаций Цель: научить детей разрешать конфликты без ссор. С детьми обыгрываются ситуации, которые наиболее часто являются причинами недопонимания и ссор.

  • «Дай мне…» – ребенок не умеет вежливо попросить, а грубо и громко требует;
  • «Ты не так играешь…» – ребенок навязывает свои правила другому;
  • «Я хочу и буду главным…» – ребенок не умеет обосновать свои притязания;
  • «Я хочу с тобой играть…» – ребенок пытается войти в игру, не учитывая мнений и желаний других игроков;
  • «Я обиделся…» – ребенок не умеет справиться с фрустацией;
  • «Я не хочу…» – ребенок не умеет правильно отказаться от того, что ему не по душе, так, чтобы не обидеть.

Выполнение этого упражнения желательно фиксировать на пленке.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»

Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.