Рекомендации по общению с тревожным ребенком
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Работа с тревожными детьми может проводиться в малых группах или индивидуально.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки
Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Снятие мышечного напряжения
«Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
«Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.
«Подарок под елкой» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. «Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и сделаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
«Штанга» Цель: расслабить мышцы спины. «Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штанги на пол, отдохните. Попробуем еще раз»
«Сосулька» Цель: расслабить мышцы рук. «Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет – гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первую фразу, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на вторую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»
Обучение детей умению управлять своим поведением
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. На примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя, учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок). Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
Работа с детскими страхами
В зависимости от возраста используются разные приемы преодоления страха: малышам от двух до пяти требуется «защита» (присутствие рядом взрослого), дошкольникам помогает фантазия (преобразование страшного в нестрашное или в сюрприз), дети постарше используют моделирование ситуации, чувство юмора.
Этапы работы со страхом:
- изображение страха помогает его конкретизировать, важно расспросить ребенка о содержании рисунка;
- моделирование выхода из сложившейся ситуации; для этого используются приемы:
- дорисовка «защитного объекта»;
- закрашивание «страшного»;
- уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
- дорисовка интересных деталей («сюрприз»);
- превращение «страшного» в «смешное»;
- дорисовка развития ситуации с возможным ее решением;
- преобразование мрачного в красивое;
- «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).
Примеры:
- Если ребенок боится животного, то его можно «посадить» в клетку и сделать несчастным и безопасным. Для этого надо взять линейку, ручку и нарисовать вокруг зверя клетку.
- Если ребенок боится потеряться, то сначала можно нарисовать одинокого ребенка, а потом дорисовать взрослого, который его нашел. В процессе рисования надо проговаривать переживания ребенка в начале и конце истории.
- Если ребенок боится нападения, можно разыграть сказку «Три поросенка», нарисовать очень крепкий дом.
- Ночные страхи можно изобразить с помощью клякс, а потом преобразовать их в красивое или симпатичное.
- Превращение Людоеда в то, с чем можно справиться.
- Галерея Страшилок.
Обучение навыкам общения
Цель: сформировать коммуникативные навыки, отсутствующие у застенчивых детей. К таким навыкам относятся:
- умение заводить друзей (одного пола или противоположного, старшего и младшего возраста, общительных и застенчивым): «Привет! Будешь со мной играть? Как тебя зовут? Меня зовут… »;
- умение поддерживать разговор на свободную тему;
- умение задавать открытые вопросы (как, почему, расскажи мне…);
- умение громко и четко произносить свое имя и повторять имя собеседника (ребенка или взрослого);
- умение начинать и заканчивать разговор с помощью стандартных выражений (здравствуйте – до свидания, привет – пока, рад видеть тебя – было приятно поболтать с тобой, как дела – надеюсь, скоро увидимся…);
- умение рассказывать анекдоты развивает чувство юмора;
- умение вежливо перебивать (извините, но…, простите, но вы говорите…, позвольте мне высказать свое мнение…);
- умение быть внимательным и благодарным (мне понравилось, как ты это сделал…);
- умение делать комплименты (тебе очень идет такая прическа, мне нравится проводить с тобой время);
- умение решать проблемы с помощью компромиссов, а не ультиматумов и обид;
- умение реагировать быстро и спонтанно (шуткой, вопросом, замечанием).
Все эти умения хорошо формируются в ходе ролевых игр, которые рекомендуется приближать к возрасту и условиям жизни детей.
Разыгрывание конфликтных ситуаций
Цель: научить детей разрешать конфликты без ссор.
С детьми обыгрываются ситуации, которые наиболее часто являются причинами недопонимания и ссор.
- «Дай мне…» – ребенок не умеет вежливо попросить, а грубо и громко требует;
- «Ты не так играешь…» – ребенок навязывает свои правила другому;
- «Я хочу и буду главным…» – ребенок не умеет обосновать свои притязания;
- «Я хочу с тобой играть…» – ребенок пытается войти в игру, не учитывая мнений и желаний других игроков;
- «Я обиделся…» – ребенок не умеет справиться с фрустацией;
- «Я не хочу…» – ребенок не умеет правильно отказаться от того, что ему не по душе, так, чтобы не обидеть.
Выполнение этого упражнения желательно фиксировать на пленке.
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.