Ребенок невидимка
Ребенок-невидимка
Говорунов и будущих лидеров отряда видно с начала смены. Всеобщие любимчики, они купаются в одобрительных улыбках и обречены на место фаворитов в отряде. Бунтари и забияки тоже не останутся без внимания: обсуждения и порицания, выговоры и постоянные приключения, в которых оказываются «трудные» дети, делают их уважаемыми персонами среди сверстников и непременной темой для обсуждения среди всего персонала. Что же делать тем, про кого говорят «ниже травы, тише воды», а зачастую и вряд ли запоминают даже имя?
«Замкнутый — отчужденный, сдержанный, отдаленный». Таким образом, замкнутый ребенок — это ребенок интроверт, стремящийся уйти от слишком болезненного для него мира».
Замкнутый ребенок может разговаривать только в случае необходимости или вообще не разговаривать. Он может держаться в стороне от всех, бояться присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое. Он часто одинок, у него нет друзей или их слишком мало.
Такие дети всё таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами (слишком много было кем-то когда-то сказано, и они усвоили этот урок). Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с ребенком, который замолчал? Вы можете говорить, но ребенок не будет принимать в этом участия.
Таких «детей в ракушке» психологи называют «интровертами». Это дети, ориентированные на свой внутренний мир и имеющие трудности с самовыражением. В педагогике угрюмых и молчаливых, застенчивых и осторожных принято объединять в группу трудных ребят с нарушением социального компонента развития и затруднениями коммуникативных навыков. В лагере же такие дети с самых первых дней вызывают весьма двойственные чувства. Кто-то, поняв, что подружиться не получится, старательно обходит их стороной, а кто-то, догадавшись, что сдачи можно и не получить — смело задирается и использует «молчунов», заставляя выполнять неприятную работу или намеренно обижая, пытаясь повысить собственную важность.
В любом случае, живется замкнутым в себе детишкам в отряде не сладко. А если и удастся избежать косых взглядов сверстников и вожатых, то мечтать о первых ролях в отряде не придется. Да они и не пытаются. Так называемые «замкнутые» дети, по природе своей действительно стараются смотреть на мир как бы изнутри своей «ракушки», через свое, зачастую сформировавшееся раньше одногодок, личное «Я».
Бывает, замкнутость путают с застенчивостью, что приводит к ошибкам в решении проблем общения и еще больше усложняет отношения в отряде. В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Застенчивые к концу смены становятся веселыми и, порой, шаловливыми ребятами. Замкнутость — природное свойство характера, особенность темперамента, а потому не стоит ждать, что такой ребенок вдруг превратиться в активиста.
Ребенок в ракушке
В лагере замкнутые дети ищут поддержки у взрослых, и если не поддержать ребят, не научить общаться, можно навсегда оставить их в своей «ракушке». Таким детям нравится общество взрослых, они могут долго, «с открытым ртом» слушать их разговоры. Эту черту стоит использовать, назначив замкнутого молчуна ответственным за порядок или отдав ему полномочия по разработке сценария, плана предстоящего отрядного мероприятия. Будьте уверены — никто не отнесется к делу с большей ответственностью, чем такой ребенок. Кроме того, он настойчивый, упорный и всегда доводит дело до конца. Ребенок «в ракушке» в любой ситуации будет протестовать против соблюдения формальных правил. Они отчаянные борцы за справедливость! Отличный пример для других ребят в отряде.
Абсолютно не стоит игнорировать их, не давая поручений и стараясь не давать «ролей» в отрядных мероприятиях. Такие ребята хорошие аналитики и стратеги: вряд ли кто-то лучше их сможет придумать, как обыграть противника в Зарницу или завоевать первенство по шахматам в межлагерном турнире. Кроме того, малыши-интроверты неконфликтны, отзывчивы, ответственны и потрясающе доверчивы. К сожалению, многие из них с трудом решаются на какое – либо действие, но уж если начинают, то непременно не смогут ничего делать, пока не выполнят задание безукоризненно. Среди минусов этого типа ребят присутствует излишняя мнительность и злопамятность, способность к резким, непредсказуемым действиям. Кроме того, замкнутые ребята плохо переносят неудачи, теряют пpи этом уверенность себе и своих способностях, а потому постоянно нуждаются в стимулах и позитивном отношении к себе.
Как ему помочь
Только лишь обратив внимание на ребенка «в ракушке» уже можно помочь ему стать активной единичкой отряда. Хотя есть еще несколько эффективных приемов социализации замкнутых детей. Для того ,чтобы ребенок чувствовал себя всю смену уверенно:
- Создайте у него ощущение стабильности. Все задания давайте в одно и то же время. Не создавайте новых, неожиданных ситуаций. Затем постепенно приучайте его к небольшим отклонениям от привычного графика.
- Сообщайте ребенку о том, какие события ждут его в течение дня. Можете говорить перед сном, о мероприятиях на несколько дней вперед. То, что вы делитесь с ним как со взрослым, придаст ему уверенности и позволит не бояться общения с вами.
- Расширяйте круг общения, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми за рамками отряда. Пусть он все время будет рядом с вами. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте, что нового и интересного можно узнать, выполняя то или иное задание. Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
- При этом не стоит настаивать на сближении такого ребенка со сверстниками, это может привести к еще большей замкнутости. При обучении «замкнутого» ребенка необходим индивидуальный подход. Если же ребенок замкнулся, самое главное — не впадать в истерику и оставить ефрейторские замашки. «Ну-ка быстро рассказывай, что у тебя происходит. Почему ты молчишь? Быстро отвечай!» — подобный разговор ни к чему хорошему не приведет. Вы добьетесь лишь обратного эффекта: ребенок замкнется еще больше.
- Такой малыш не станет заниматься тем, что ему неинтересно. А потому постарайтесь заранее выяснить его хобби. Огромной ошибкой будет «загонять силой» такого человека на общественные мероприятия и сборы. Интроверт должен делать всё по своей воле, иначе вы рискуете нарваться на ненависть, которую ребёнок пронесёт на годы вперёд, вместе со своей неуверенностью в собственных силах.
- Такому ребёнку иногда полезно предлагать игрушки, предполагающие игру с ними нескольких человек, но не стоит усердствовать — ведь замкнутый ребенок куда больше обрадуется игрушке, в которую можно играть одному.
- Аккуратность — вот главный принцип в общении с интровертами. Будьте аккуратны и относитесь к ребёнку с пониманием. Впрочем, не стоит огорчаться ввиду того, что у него немного друзей. Как показывает история, именно интроверты чаще экстравертов совершают революционные прорывы и достижения. Зачастую, спустя годы интроверсии человек стремительно врывается в общественную жизнь, сохраняя свою обособленность, и, благодаря «независимости» от общества, достигает значительных успехов, яркий пример интроверта — Наполеон Бонапарт.
В любом случае, важно помнить — чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить ежедневно. И только тогда можно будет удовлетворенно сказать, что попавший в отряд замкнутым, ребенок смог, оставшись собой, стать выше, перебороть свои страхи и комплексы и научиться выражать свое спрятанное до сих пор «Я»
Советуем поиграть:
- "Незнайка". Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов. Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
- "Закончи предложение". Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...).
- Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.
- Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
- Любые сюжетные игры. "Как будто" (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу "Смак").
10 Мифов об интровертах
Миф №1 — интроверты неразговорчивы. Это не так. Просто они не говорят, если им нечего сказать. Они не любят пустую болтовню. Если заговорить с ними о чём-то, что их интересует, их невозможно будет остановить.
Миф №2 — интроверты стеснительны. Стеснительность не имеет ничего общего с интроверсией. Интроверты не обязательно должны бояться людей. Но для контакта им нужна причина. Они не общаются только ради общения. Если хотите поговорить с интровертом, просто заговорите с ним. Не бойтесь показаться невежливыми.
Миф №3 — интроверты грубы. Интроверты часто не видят причин для церемоний и обмена любезностями. Они хотят, чтобы все были естественны и честны. К сожалению, это в большинстве окружений неприемлемо, поэтому интровертам стоит иногда больших усилий приспособиться, и это для них утомительно.
Миф №4 — интроверты не любят людей. Наоборот, интроверты очень ценят тех нескольких друзей, которые у них есть. Они могут сосчитать близких друзей по пальцам одной руки. Если вам повезло быть другом интроверта, у вас есть верный союзник на всю жизнь. Как только вы заслужили его уважение как содержательный человек, он с вами.
Миф №5 — интроверты не любят выходить в общество. Чушь. Интроверты не любят выходить в общество слишком надолго. Также они избегают осложнений связанных с общественной деятельностью. Они очень быстро усваивают информацию, и поэтому им не нужно проводить много времени в обществе, чтобы быть "в теме". Они готовы уединиться, чтобы перезарядиться и переварить полученные впечатления. Собственно, перезарядка для интровертов абсолютно необходима.
Миф №6 — интроверты всегда хотят быть одни. Интровертам вполне комфортно наедине со своими мыслями. Они много размышляют. Они мечтают. Им нравится, когда есть проблемы, над которыми они могут работать, задачи, которые они могут решать. Но они также могут чувствовать себя очень одинокими, если у них нет кого-то, с кем они могут поделиться своими открытиями. Им требуются искренние чистосердечные отношения только с ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ одновременно.
Миф №7 — интроверты странные. Большинство интровертов — индивидуалисты. Они не идут за толпой. Они предпочитают, чтобы их ценили за их необычный образ жизни. Они думают своей головой и потому часто бросают вызов тому, что считается нормой. Они не принимают большинство решений исходя только из того, что популярно и модно.
Миф №8 — интроверты замкнутые чудики. Интроверты — это люди, которые прежде всего сосредоточены на внутреннем и уделяют большое внимание своим мыслям и эмоциям. Не то что бы они неспособны обращать внимание на происходящее вокруг, просто их внутренний мир гораздо более интересен и полезен для них.
Миф №9 — интроверты не умеют веселиться и отдыхать. Интроверты как правило отдыхают уединенно в комнате или на природе, но не в шумных тусовках. Они не любители острых ощущений и не адреналиновые наркоманы. Если вокруг слишком много разговоров и шума, они закрываются. Мозг интроверта слишком чувствителен к нейромедиатору, который называется дофамин. У интровертов и экстравертов доминируют разные нейронные проводящие пути, поищите в Интернете.
Миф №10 — интроверты могут исправиться и стать экстравертами. Мир без интровертов был бы миром, в котором мало талантливых в чем-то ребят. Исходя из этого, есть много приёмов, которые может освоить экстраверт для общения с интровертами. Интроверты не могут "исправиться" и заслуживают уважения за свой врожденный темперамент и пользу, которую они могут принести своей детской группе.
Сложный? Интересный!
Почему все так сложно с замкнутым ребенком? Наверное, потому, что в поисках друзей за пределами себя он ищет "доброе зеркало", в котором его отражение было бы максимально приближено к тому, что он привык видеть. Вынужденный проводить много времени среди "беспощадных" зеркал, он не выдерживает и ломается, а расположить к себе других он просто не умеет. Найти друга, в конечном счете, означает самому создать такое зеркало в руках другого человека, в которое хотелось бы смотреться, не испытывая отвращения к себе.
Одни психологи полагают, что общительность — наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство "доверия к миру", которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д. В любом случае, замкнутость — способ ребенка изучить этот мир своим, уже известным ему способом, и очень важно помочь ему в этом.
Что делать, если у ребенка не получается влиться в коллектив?
Ребенку в этом случае надо постараться разглядеть в массе сверстников отдельных людей с созвучными ему индивидуальными особенностями. Выделить одного или двух людей, которые ему кажутся более симпатичными, чем другие. Подойти к этому человеку (людям) и подружиться: расспросить о нем, самому рассказать о себе. А потом поделиться тем, что немного одиноко себя чувствуешь и предложить держаться в лагере вместе.
Если это не получается, нужно рассказать о ситуации всем взрослым, которые вызывают симпатию: вожатому, повару, руководителю кружка, родителю по телефону.
Взрослым необходимо отреагировать на ситуацию и придумать, в какую деятельность включить ребенка (предложить роль в спектакле, участие в кружке, в спортивной команде). Хорошо бы доверить ребенку дело, предполагающее контакт с другими детьми (общелагерный опрос, сбор информации и т.д.)
Эффект социальной фасилитации, или почему важно работать в группах?
Сам факт присутствия других ровесников может значительно активизировать деятельность ребенка и положительно влиять на его состояние успеха. Это явление получило название эффекта социальной фасилитации. Суть в том, что подопечные показывают лучшие успехи, когда соревнуются друг с другом, а не «с секундомером», и присутствие других побуждает ребенка к более энергичным действиям. В настоящее время термин «социальная фасилитация» рассматривается и как усиление в присутствии других людей доминантных реакций человека , и как усиление мотивации человека к решению поставленной перед ним задачи.
Помогайте каждому воспитаннику стать жизнеспособным участником группы, побуждая их делиться своими идеями и мнением с остальными ребятами. Добивайтесь того, чтобы все высказывали свои точки зрения. Приветствуйте каждого, кто своим предложением или высказыванием поддерживает и подкрепляет мнение других.