Рамочная игра
Описание рамочных игр
Рамочная игра представляет собой игровую оболочку, в которую вы можете загрузить свое содержание и быстро разработать соответствующую вашим требованиям обучающую игру.
Не путайте с правилами! Можно играть по одному шаблону с разным содержанием, от игры к игре слегка меняя правила. Обычно, разрабатывая очередной тренинг, тренеры ищут «готовые игрушки» на те или иные темы, приводящие к тому или иному результату.
Тренерские форумы пестрят запросами: «У кого есть игрушка на переговоры? На обработку возражений? На пятое? На десятое?»
Если приглядеться, то в общем-то, все игры и вообще тренинговые виды деятельности как будто составлены по одним и тем же шаблонам – да не как будто, а точно. Казалось бы – бери, вычленяй шаблон – и разрабатывай свое.
Тренеры не используют рамки по 3 причинам.
- Первая: не знают как (это новички).
- Вторая и более часто встречающаяся: лень.
- Правда, есть и третья причина, объективная: нет времени.
Простейший пример рамочной игры (framegame) – викторина между командами. Принципы викторины знают все. Ее можно легко модифицировать под любое содержание, любой сложности.
Разработайте свои собственные шаблоны
Вы можете использовать различные как содержательные, так и деятельностные шаблоны в разработке своих программ и таким образом ускорить процесс разработки. Вы также можете создать свои шаблоны на базе ваших любимых материалов и видов деятельности.
Например: Вам на тренинге понравилась игра. Отнеситесь к ней как к примеру наполнения некоего шаблона определенным содержанием. Игнорируйте содержание игры и проанализируйте ее структуру. Таким образом вы получаете шаблон, в который вы можете загрузить другое содержание и адаптировать его под свою ситуацию и группу.
Теперь – о типах игр и видах деятельности на тренинге.
Вы можете найти описание деловых игр, ролевых игр, организационно-деятельностных, имитационных, различные типы бизнес-симуляций и пр.
В добавление к этим видам, нам импонируют форматы: интерактивных лекций, текстовых игр, структурированных шерингов, метафорических имитационных игр, графических, матричных, классификационных карточных и командно-рефлексивных игр а так же джолтов и игр на пошаговую обработку.
- Рамочная игра – это шаблон для быстрой разработки обучающих игр. Шаблон рамочной игры позволяет легко выгрузить из него старое содержание и загрузить новое.
- Рамка – это обобщенные правила игры, ее общая структура. Это перечень действий, которые при любом изменении правил останутся неизменными.
- Матричная игра – это формат, использующий таблицу или доску в форме квадратной матрицы. Игроки соотносят друг с другом различные вопросы и предметы, сравнивают и противопоставляют друг другу различные понятия, определяют причинно-следственные связи между различными действиями, сравнивают преимущества и недостатки различных решений, исследуют разнообразные точки зрения.
- Игра с пошаговой обработкой – это формат, в котором обучаемые генерируют и организовывают в последовательность идеи, факты, вопросы, жалобы или предложения. Эти виды деятельности позволяют участникам выстраивать значимые категории и последовательности разрозненных единиц информации.
- Рефлексивная командная игра – это вид деятельности, в котором участники создают продукт, относящийся к теме командной работы. Игра строится таким образом, что в ее процессе участники вынуждены использовать принципы, отраженные в их продукте; затем они оценивают собственную эффективность с использованием созданного ими продукта.
- Игра с двойной демонстрацией – это формат, в котором участники смотрят видеозапись, а затем играют в одну или несколько игр, требующих обзора и применения новых концепций и навыков.
- Импровизационная игра – это формат, адаптированный из театра импровизаций. Актеры не пользуются сценарием, а создают диалог и действия по ходу действия. В качестве обучающей техники импровизационная игра помогает развивать навыки в таких областях, как креативность, сотрудничество, коммуникации и изменения.
- Текстовая игра – это формат, в котором участники читают определенный текст и играют в игру, требующую усилий и взаимной поддержки в целях усвоения и обработки прочитанного.
Импровизационная игра
Импровизационная игра – это рамочный формат, адаптированный из театра импровизаций. Актеры не пользуются сценарием, а создают диалог и действия по ходу действия. В качестве обучающей техники импровизационная игра помогает развивать навыки в таких областях, как креативность, сотрудничество, коммуникации и изменения. Четыре человека в ролевой игре разыгрывают беседу. Они заходят в комнату по одному в разном настроении. Каждый раз, когда в комнату заходит новый участник, все входят в это же эмоциональное состояние. Когда участники уходят, в обратном порядке, оставшаяся группа возвращается к предыдущей эмоции.
Темы импровизаций:
- Доверие
- Спонтанность
- Принятие других
- Слушание и осознанность
- Невербальное поведение
Цели
- Подъем энергии
- Тимбилдинг
- Коммуникация
- Эмоциональное присоединение
Материалы
- Стол и стулья
- Флипчарт и маркеры
Время
- 5-10 минут на группу
Ход игры
- Вызовите от 3 до 5 добровольцев.
- Скажите им, что они будут изображать беседу. Они будут заходить в комнату по одному, а затем уходить примерно через 5 минут.
- Каждому назовите эмоцию или настроение. (Это может предложить и группа. Стремитесь к разнообразию. Например: радость, гнев, страх, амбиции.)
- Скажите добровольцам, в каком порядке они будут заходить в аудиторию.
- Дайте группе знать следующее: когда в аудиторию будет заходить новый участник, они должны почувствовать и показывать ту же эмоцию, что и он.
- Затем объясните, что когда в комнате некоторое время побудет последний участник, он уйдет, а группа должны будет вернуться к предыдущей эмоции, пока не уйдет следующий участник, и так далее, пока не останется первый вошедший со своей эмоцией.
Начните игру.
Варианты проведения:
- Сыграйте в «Эмоциональное такси», в котором все члены находятся в одном автомобиле, подбирая людей по пути на работу и высаживая их.
- Играйте на тарабарском языке
- Играйте молча
Советы:
- В каждом раунде собирайте несовместимые эмоции.
- Будьте готовы к роли коуча со стороны по ходу игры. Напоминайте людям, если они забудут, с какой эмоцией они имеют дело.
- Будьте готовы к коучингу во время игры. Напоминайте ребятам эмоцию, которую они изображают, если они забудут, подсказывайте игрокам, когда нужно войти или уйти.
- Ожидайте бурного веселья.
Предлагаемые вопросы на дебрифинг:
- Почему было весело?
- Какой эффект производит присоединение к эмоциям других ребят?
- Как этот эффект можно использовать во благо?
- Можем ли мы контролировать наши эмоции? Как?
- Хотим ли мы контролировать наши эмоции? Почему?