Разминочные упражнения

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2436187747 17a277bf06.jpg

Любая деятельность всегда начинается с разогрева (разминки). Спортсмены разминают мышцы, оперные певцы – распеваются. Для того чтобы детей плавно включить в какую-либо деятельность (чаще игровую), необходима разминка. Задача разминочных упражнений — подравнять функциональное состояние группы, которая только что собралась вместе, ввести участников группы в игровую атмосферу, помочь им почувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, начать притирку каждого члена группы к группе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника. Необходимое количество разминочных упражнений определяется ведущим. Для разминок используют два подкласса упражнений — психогимнастику и упражнения с мячом. Особенностью первых является то, что группа начинает день тренинга стоя, а особенность вторых — группа уже сидит на стульях, поставленных в круг.

Психогимнастика

Рукопожатие

Группа игроков произвольно делится ведущим на две примерно равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название. Еще лучше, если у ведущего уже заготовлены два броских общепонятных названия команд, типа «Команда забияк», «Молодые драчуны», «Львы» и «Пантеры» и т.д. Подгруппы становятся напротив друг друга. Ведущий встает во главе одной из них и объясняет упражнение. Его команда, выстроенная в затылок друг другу, подходит к «соперникам» (другой подгруппе) и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие-рукопожатие; две цепочки (команды-соперницы) движутся навстречу друг другу. Эта процедура напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд. Возможно использование следующих вариантов усложнения:

а) необходимо поздороваться левой рукой;

б) похлопать соперника по плечу;

в) одновременно с рукопожатием и похлопыванием необходимо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например: «Мы сегодня выиграем», «Что-то ты сегодня плохо выглядишь», «Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем» и т.п. Члены второй подгруппы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам. Поскольку ведущий идет первым в своей команде, он и демонстрирует все необходимые образцы поведения. Упражнение, естественно, заканчивается, когда каждый «поприветствовал» всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных позициях.

Наш камень в ваш огород

Это упражнение можно проводить сразу после «Рукопожатия», когда подгруппы еще стоят друг против друга. Ведущий предлагает участникам своей подгруппы представить, что перед ними находится «большой и тяжелый камень (кусок скалы, спиленное дерево, бочка, бревно и пр.)». Он предлагает своей команде поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», или даже в сторону «противников», как бы демонстрируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов своей группы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руководя «подниманием камня» и пр. «Кинув камень», он вместе с членами своей подгруппы побуждает «противников» ответить каким-либо образом на свой вызов: «бросить» камень обратно или еще дальше, сделать что-то другое для демонстрации силы их команды. Вполне возможен еще один цикл «устрашающих действий». Пусть их форму предложат сами участники игры.

Ловля моли

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

Изобрази предмет

Тренер движениями рук и тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т.п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т.д.

Гимнастика

Ведущий просит всех участников игры встать перед ним так, чтобы всем было удобно и его видно. Далее он предлагает всем повторять его действия. Начинает ведущий с простейших движений — поднятия руки, наклона корпуса, кивков головы. Затем движения усложняются: он изображает умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по карманам и пр. Можно выполнять и мимические действия: показывать язык, мигать, гримасничать и пр. Представляется уместным в какой-то момент передать свою роль ведущего одному из игроков, потом другому. Длительность выполнения каждого действия не должна быть чрезмерной: необходимо все время поддерживать интерес к этой гимнастике. Здесь, как и в других упражнениях, стоит побуждать к участию в действиях всех членов игры, но никакого требования — «обязательно участвовать» — здесь быть не может.

Бегущие огни

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставаний и повторений бежит по кругу, как по трибунам во время первенства мира по футболу. Просите выполнять это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится. Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем (после 7 ходов) очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее. Остановите игру, когда членам тренинговой группы придется повторять по пять-шесть движений и столько же фраз. Помимо обще пробуждающего действия, игра заставляет участников напрягать память и концентрировать внимание, не говоря уж о ее несомненной пользе в борьбе с гиподинамией.

Зеркало хлопков

Повторить движения за вожатым движения-хлопки в зеркальном отражении. Причём промежуток времени между хлопком ведущего и детскими хлопками должен быть минимальным.

Ассоциации вслух

Участникам говориться какое-либо слово-существительное. Первый участник вслух говорит ассоциацию (первую пришедшую на ум) на услышанное слово. Второй даёт ассоциацию на слово соседа, третий – на слово второго и т.д.

Встреча взглядами

Помимо разминки игра развивает навыки социальной перцепции. I. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача - встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг. II. Отличается противоположной постановкой задачи - ни с кем не встретиться взглядом.

Запрещенные движения

Ведущий, встаньте перед участниками игры. Участники, следите за ведущем и повторяйте все его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении – руки вверх. Как только руки ведущего пойдут вверх вы должны подпрыгнуть. Все другие движения ведущего повторяйте. Как только кто-нибудь ошибется он будет выполнять обязанности ведущего. Итак, копируйте движения ведущего, кроме одного движения вниз.

Упражнения с мячом

Здравствуй

Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся». В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его». Комплименты Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».

Рекорд группы

Тренер подсчитывает количество участников тренинга и предлагает группе поставить рекорд — перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное — ни разу не уронить мяч на пол, т.е. стараться ловить его. Опыт показывает, что в группе в 20—25 человек это не так легко.

Если же группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 25 (например) раз за полторы минуты. Сможем ли мы это сделать за одну минуту и 15 секунд. Помните, что главное — кидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали».

У этого упражнения есть любопытное продолжение, но уже за пределами собственно разминки. Понятно, что перекидывать мяч в группе из 25 человек, сидящей в кружок, быстрее чем за 50 секунд, будет чрезвычайно трудно. Если все же группа добилась этого результата — примерно 50 секунд на 25 перекидываний, тренер может ввести креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 25участников тренинга перекинут друг другу мяч всего за 25 секунд».

Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кругу соседу. Пусть это решение найдут сами подростки. На это обычно нужно некоторое время. Но когда решение найдено, тренер вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд: я гарантирую, что можно перекинуть мяч друг другу в группе из 25 человек всего за 5—7 секунд».

Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное количество подростков сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладони. Самое трудное в этом решении: последний в серии — а ведь 25 подростков просто не смогут встать рядом друг с другом, чтобы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому придется делать две или даже три такие «этажерки», — быстро передает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол.

Два мяча

Если группа достаточно легко перекидывает мяч, не роняя его на землю, тренер может ввести второй мяч. Пока группа перекидывается, он вводит инструкцию: «Будьте внимательны! Сейчас я начну одновременно с первым перекидывать и второй мяч. Постараемся и его тоже ловить надежно». Два мяча перебрасывать друг другу, не роняя его на пол, чрезвычайно сложно. Это возможно, только если группа догадается сначала резко сбавить темп перекидывания, а потом, только очень медленно, наращивать его. Возможен и вариант с тремя мячами, но он принципиально не отличается от предыдущего.

Приведем пример серии с мячом для иллюстрации плавного перехода от разминки к другим, более содержательным упражнениям.

Группа перекидывает мяч во время разминки. Тренер выбирает себе пару из группы и предлагает перекидываться мячом в паре «как жонглеры», но ловить одной левой рукой. Обычно это удается если не с первого раза, но довольно быстро. Тренер достает второй мяч и предлагает своей паре перекидываться мячами одновременно, по-прежнему ловя его одной рукой (уже любой). Это упражнение повторяется со вторым подростком, с третьим (сразу с перекидывания одновременно двух мячей). В какой-то момент тренер доверяет партнеру самому выбрать себе пару из группы, чтобы «проверить совместимость». Для усложнения можно побудить пару подростков передвигаться внутри круга и одновременно перекидываться мячом, и т.п. Так, в течение минуты-двух поработает несколько пар.

Далее, если позволяет размер мяча (он должен быть чуть больше теннисного; подойдут для этих целей и достаточно крупные апельсин или яблоко), можно перейти к упражнению «Передать мяч подбородком». Мяч зажимается между подбородком и плечом, и партнер должен без рук, только своим подбородком забрать его и передать следующему. Встык или вместо предыдущего возможно упражнение: «Кто пронесет мяч на голове?». Вообще говоря, для этого упражнения лучше использовать апельсин или яблоко, но и для мяча найдутся подростки с густой шевелюрой, в которую мяч можно поставить на голову так, чтобы он не скатился. Дополнительную мотивацию этому упражнению может дать лицо противоположного пола, которое стоит в трех-четырех метрах от испытуемого. Именно эти три-четыре метра — всего-то! — и надо преодолеть с мячом (яблоком, апельсином) на голове. Больше двух попыток давать одному и тому же подростку не стоит, к тому же всегда готов и следующий. Это тот, кто был целью «прогулки с яблоком на голове».

Для более младших групп возможно и упражнение «Функции мяча». Тренер подходит к каждому участнику тренинга и спрашивает: «Сколько функций мяча мы сможем назвать? Давайте назовем каждый хотя бы по одной функции, что можно делать с мячом? Давай ты, но готовьтесь и следующие». Нормальная группа позволит тренеру сделать не менее трех кругов! Разумеется, и он сам может называть еще не названные, более латентные функции, как можно использовать мяч. В конце этой серии можно перейти к упражнению «Найди мяч». Из группы выбирается «сыщик» и два-три «контрабандиста». «Сыщик» закрывает глаза (отворачивается), а тренер на ком-то из трех прячет мяч. Искать мяч можно с открытыми, а потом, в следующих прогонах, и с закрытыми глазами. Возможна модификация этого упражнения, когда пара подростков с закрытыми (лучше—с завязанными) глазами одновременно ищет мяч друг на друге.

Упражнение «Найди мяч» легко превратить в еще более содержательное упражнение «Наблюдательность». Начинается оно так же, как «Найди мяч», правда, лучше использовать пять-шесть «контрабандистов». «Сыщик» сначала внимательно смотрит на сидящих в ряд в центре круга «контрабандистов». Тренер дает инструкцию так: «Сейчас я у одного из сидящих спрячу мяч. Этот человек не может не измениться, когда на нем будет спрятан мяч. Он немного изменит позу, чуть побледнеет, станет чаще дышать. В общем, с ним обязательно что-то произойдет. Посмотри внимательно на эту шестерку и запомни как можно лучше, какие они сейчас. Это поможет тебе потом быстрее найти контрабанду (мяч)». «Сыщик» отворачивается, мяч прячут, но тренер не разрешает сразу искать его. Он просит «сыщика» сначала высказать устное предположение, у кого мяч, и обосновать это: «Что тебе подсказывает, что мяч у него?». Упражнение «Наблюдательность» можно повторить с двумя-тремя «сыщиками». Потом можно сделать всю группу «сыщиками». Группа закрывает глаза, а тренер последовательно подходит к каждому и как бы прячет у него мяч, т. е. шуршит одеждой, возится, прикасается, но прячет мяч только у одного. Затем глаза открываются, и тренер побуждает выдвигать версии, у кого мяч. Лучше их набрать побольше, каждый раз предлагая мотивировать их. Только затем тренер просит любого из выдвинувших версии «обыскать» предполагаемого «контрабандиста», но с условием, что, если мяч не будет найден, с ошибившегося — фант.

Если группа большая, то упражнение «группа — сыщик» лучше сделать сначала только с юношами, а потом только с девушками. («Я буду прятать мяч только на юношах, но ищут контрабандиставсе»). Если упражнение понравилось группе, логично передать функцию «прячущего» самому наблюдательному «сыщику» как бы в награду за его успехи или просто тому, кто готов спрятать мяч так, что «его никто не найдет».