Разговор у свечи

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 183b42c1m.jpg

Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту


РУС (разговор у свечи)

Форм рефлексии на самом деле много. Традиционно в конце каждого дня или один раз в несколько дней в лагерях проводятся свечки, огоньки или вечерний орлятский круг для того, чтобы ребята смогли высказать свои эмоции и главное проанализировать прошедший день. Часто на свечках рассказываются легенды, задается тематика. Иногда обсуждается проблема взаимоотношений, здоровья. Очень интересно разговаривать о мечтах, о цели в жизни, о любимых людях, о главных ценностях в жизни, в общем. На самом деле есть много методических материалов по проведению рефлексии. Однако же вожатый обязательно должен сам анализировать, что подойдет для того или иного дня смены, надо учитывать групповую динамику. Хорошо, когда вожатый рассказывает что-то на своем примере, из своей жизни. Тогда дети начинают больше доверять тебе, но тут надо быть аккуратным как бы не сболтать чего лишнего. Очень хорошо тихонько у свечки петь песни под гитару, рассказывать истории. Часто проводят черно-белый стул или воспоминания из детства. Но при этом нужно быть аккуратным, чтобы не задеть детскую психику.

Черно-белый стул: сначала все говорят, что им в тебе не нравиться, потом что нравиться. Помогает в будущем правильно воспринимать критику. А вообще самое главное - это ваша фантазия.


Рефлексию дня, недели, программы, смены проводить очень интересно... дело делается так - усаживаете своих красавцев в круг в средину круга ставите две свечи и на блюдо (желательно с голубой каемкой), раскладываете маленькие листочки. ВНИМАНИЕ - у детей закрыты глаза. Вожатый задает вопрос - Кто бы хотел задать вопрос или сказать комплимент кому-нибудь из сидящих в круге. Тот, у кого есть такое желание, поднимает руку не произнося слова вслух (вожатый дотрагивается до плеча, давая тем самым понять - ты можешь открыть глаза, взять листок и карандаш и написать, на листочке необходимо указывать имя адресата), такая вот своеобразная почта... в итоге, если у вас окажется ребенок, которую не написали - вы сами пишите ему вопрос или комплимент.

Цель - развитие коммуникативных способностей ребятишек... а если по жизни - это очень здорово... так и друзей находят, и конфликты решают, и стихи начинают писать... и конечно не забудьте о ней, о той, которая согревает и дарит тепло, которая дает поверить в волшебство, о той, которая тает для вас... в которой так же как в душе ребенка горит маленький огонек... а тепло всем :))


Ключ к успеху

Об успехе.

Иногда успеха добиваются те, кто этого хочет.
Чаще те, кто хочет и талантлив.
А всегда – те, кто не может жить без работы, в которой пытается добиться успеха.
Кто добьётся успеха в деле? Тот, кто любит и хочет трудиться.

Цель - совместно с детьми выработать условия успешной работы.

Материалы: нарисованные на листах бумаги большие ключи с семью зубчиками разной длины.

Ход упражнения. Упражнение делится на три этапа.

  • На первом этапе при помощи «мозгового штурма» выясняются возможные условия успешной деятельности по выполнению текущих задач отряда. Все высказывания записываются.
  • На втором этапе отряд делится на группы, и каждая группа выбирает 6-7 самых, на их взгляд, важных утверждений из записанных. Затем идет совместное обсуждение и выработка общего мнения всего отряда.
  • На третьем этапе работают группы, причем, лучше образовать новые. Каждая группа получает большой нарисованный ключ. На листке записаны семь утверждений, выбранных на предыдущем этапе. Чтобы подобрать ключ к успеху, необходимо расположить утверждения по степени важности: чем важнее, на их взгляд, утверждение, тем длиннее выбирается зубчик на ключе. У каждой группы получается свой ключ к успеху.


В общем, так! на листах бумаги пишутся имена всех ребят! складывается всё в одну так сказать шапку (можно в красивую шкатулку) и каждый ребёнок вытаскивает себе листик с именем! желательно чтобы мальчики вытягивали девочек и наоборот! Все на огонёк приходят со своими подушками и все ложатся на пол где кому удобно и закрывают глаза! Включается релакс и вожатый предлагает сделать что-либо приятное тому человеку - чьё имя ему досталось, например, погладить по голове по рукам, ну и так далее! Сам процесс

Вожатый подходит к ребёнку, трогает его за плечо, ребёнок встаёт и делает человеку приятное так сказать! после чего ложится на место! и так каждый ребёнок! чаще после первых минут 10 пол отряда уже спит! Всё действие можно сопровождать каким-нибудь рассказом... ну что-то в стиле... Представьте что вы на пляже... море чайки, волны, ветерок... закат... вы мечтаете... глаза закрываются... вы засыпаете... вам снится самый прекрасный день в вашей жизни! первая любовь, друг и т. д.! Рефлексия от 13 и выше.. средний уровень сплочённости!

На последнюю свечку-огонёк можно взять тарелочку или ещё что-нибудь с конфетками и после того как все как обычно выскажутся, начать, скажем, с себя и, держа в руках блюдо с конфетами сказать: "Я хочу подарить конфету тому-то за то, что ... (здесь вы говорите за что именно)" Затем передаёте конфету и блюдо с остальными конфетами этому человеку и так далее. Главное объяснить, что два раза одному человеку конфету не дарим. Очень тепло и приятно, и в обиде никто не остаётся. Можно дать блюдо с конфетками и сказать возьмите столько конфет, сколько как вы считаете - заслужили и пусть каждый ребёнок рассказывает про свои заслуги за день :)

Так вот.. рисуется на ватмане какой-нибудь незамысловатый рисунок (смайл, сердечко, звездочка)... Вы, например, нарисовали человечка из клипа моби... с задней стороны Вы поделили рисунок на такое количество частей, сколько ребят и вожатых в отрядике, и написала мини-опросник... такие банальные вещи, как "как провел день??? как дела" - не писала... писала всякие серьезности - "что в лагере для тебя самое замечательное, какие отношения в отряде, с вожатыми, что бы он тут изменил (и в лагере и в отряде и вообще в жизни), чувствует ли он в каком-то виде досуга свой авторитет или лидерство"... НО!!! этот огонек для детей 14-18 лет, очень долгий (но скорее тут время не играет никакого значения).... плюсы: раскрывается душа ребенка, можно в его "пробеле" помочь ему.


Горячий стул!

Горячий стул или роза и чертополох (Примерно одно и то же) Горячий стул - садишься на стул в центре комнаты и тебе говорят - какой ты, рассказывают о тебе всё: и хорошее и плохое. А роза и чертополох - там ты сам выбираешь пусть - о тебе скажут только хорошее или только плохое. (роза - хорошее; чертополох - плохое)

Или так... В центр круга ставится стул! Каждый по очереди садится на него. Пока человек на нем сидит, он обязан ответить на все (абсолютно все) вопросы правду! Желательно проводить в середине смены. Повышается уровень доверия. Главное дать обещание, что дальше этого огонька обсуждение прекратится, и никто никогда об этом не будет никому напоминать!


Черно-белая свеча! Говоришь о каждом плюс и минус. Тоже очень интересно!


В своем отряде (старший отряд) с утра в уголке вывешиваете тему. Детишки в течении дня пишут вопросы или свои мысли на эту тему. Всё складывается в "почтовый" ящик, а вечером - обсуждения. Вот где страсти разгораются! А о том, как провели день, они отмечают в таблице настроения.


Ближе к концу смены можно проводить Карту жизни (уже все сплотились, доверяют друг другу). Все рассказывают такие истории из жизни.... Узнаёшь такие вещи, которые дети не затрагивают в обычной жизни. Ты - неотъемлемая часть процесса, тоже рассказываешь свои истории из жизни. После такого все становятся намного роднее...


Свечка - «Песчинки смены»

Участников: до 20 (+12) Реквизит: цветное солёное тесто (цветной пластилин), цветной бисер (цветной песок), музыка, гирлянда, свечка, ящик (коробка), красивая ёмкость, бутылочки на каждого участника. Время проведения: 1 час Цель: развитие навыков объективного оценивания прошедших событий Задачи: Оценка и анализ прошедшей смены, выявление позитивных и негативных аспектов смены, осознание негативных моментов и поиск решений по их устранению (в дальнейшем).

Правила и ход мероприятия: свечка состоит из 2 частей

1 часть: участники должны рассказать о любом негативном моменте со смены, они отщипывают кусочек цветного соленого теста (или пластилин) и во время своего рассказа лепят абстрактную фигурку, олицетворяющую негатив (что угодно, хоть шарик). Затем они кидают эту фигурку в ящик. После того, как все участники выговорятся, ящик запирается и больше никогда не открывается, чтобы все плохое ушло. (Ящик можно закопать вместе с детьми)

2 часть: участники должны рассказать о любом веселом и счастливом моменте со смены. Они берут щепотку бисера, и после своего рассказа сыплют его в общую емкость. После того, как все выговорятся, мы получим емкость с перемешанным цветным бисером. Каждый участник получает бутылочку и насыпает туда бисер, олицетворяющий позитив на все будущие смены. Эту бутылку забирает с собой на память (или можно поставить эту ёмкость с бисером в отрядный уголок).


"Карта жизни"

На бумаге (на самом деле размер не очень важен, был и А4 и ватман) рисуется подобие карты и каждое место подписывается (сокровищница дружбы, озеро слёз, лес страха, небеса любви, долина разочарования, тропинка будущего, дом семьи, гора успеха). Всё зависит от вашей фантазии и то что бы вам хотелось, возможно, узнать. Далее на эту карту дети кидают м0нетку (все, что может быть у вас под рукой). Но, когда карта большая, дети стараются попасть на какое-то определённое место, поэтому мы взяли ракушки, на них написали номера и эти же номера поставили на карте местности, и дети вытаскивали их из мешочка или шляпы. Им выпадает какая-то местность, например тропинка будущего, тогда они рассказывают, о чём мечтают, кем хотят стать.

Самое важное из сам процесс... то есть, как было уже сказано, либо свечка либо какой-то предмет, чтобы был передан по кругу (обязательно круг), в тишине, соблюдение золотых правил ( не перебивать, слушать. понимать. принимать и так далее) если в процессе детям захотелось похлопать ( ну вот мероприятие важное, либо что-то такое случилось хорошее) не хлопаем громко, а просто в тишине.... И в процессе смены проводились такие игры на сплочение. Командообразование, и релаксация просто иногда была необходима, например, после игры (бип, квадрат, и еще некоторый), игры которые заставили детей сплотиться, думать и просто вытрясти из них много эмоций)


Дети садятся паровозиком в круг. Рисуют "картину" на спине впереди сидящего. Это расслабляет. С утра до обеда, тот, кому рисовали набросками (кто как мог) нарисовать на бумаге своё восприятие, т.е. попытаться воспроизвести то, что ему нарисовали. Тот, кто рисовал на спине, подписывал в углу листа, что он рисовал. Иногда было смешно, когда совсем не совпадал рисунок и название. Делается это карандашом (тупым концом) или ручкой в колпачке. Но большинству нравилось просто пальцем. Наверное, соприкосновение с телом давало больше позитивных эмоций и тем и другим.


Тепло свечи.

Все стоят в кругу, вы со свечой в руках стоите в центре и говорите о том, что этот огонь - это тепло вашей души, и сейчас вы молча подойдёте и отдадите кому-то в кругу эту свечу, даря тем самым тепло своей души (объяснить лучше поподробнее, спокойным, проникновенным голосом, чтобы создать настрой), встаёте на место этого человека, а он передаёт её тому, кому он хочет подарить тепло своей души. Общение только глазами. Максимум - одно слово. Игра - супер. Она, как правило, всегда удается. Всегда абсолютно. Без таких штучек вообще трудно обходиться, Они очень помогают и детям нравятся :)


Письмо своему лучшему другу

Обычно используется это во время серединки смены (кризис). Для снятия напряжения, ребята поочереди пишут письмо своему лучшему другу, не обязательно его называть и все ему рассказывают, главное правильно объяснить и эмоционально насторить... потому что чем открытей, тем полезнее.

Вы вместе с детьми мастерите подсвечник из палочек и веточек (складывали колодец) украшали его листочками и потом на РУСе ставите свечку в этот подсвечник, детям это очень нравиться.

Хорошо прокатывает в итоговый период "1 откровенный вопрос", когда каждый может задать один вопрос любому в отряде, а тот должен честно ответить. Естественно, вожатый контролирует вопросы с позиции этичности. Но обычно дети уже усваивают правила свечки. Разговор получается очень задушевный, и на насущные темы!

Со страшенькими проводите тренинг Карта знакомства, со младшенькими 5 спасибо (5 человекам говоришь спасибо за день, следовательно у остальных появляется стимул, чтобы на следующий день тоже получить спасибо)

Темы: письмо себе, и через год вожатый рассылает письма этим детям, в принципе можно больше, чем через год:)) (но внимание – возможны накладки, в одном случае ребенок умер, а его родители через 2 месяца получили от него письмо…), Карты - на каждую масть вопрос, ребята, вытягивая карту, рассказывают на данную тему; семь ступеней откровения; маски...

Интересный вариант огонька - звонок домой. "Звонишь" кому угодно и делишься впечатлениями.

Еще. Если бы я был волшебником,то........


Разговор об огне.

Начинаешь с рассматривания, задаешь много вопросов "почему?" (такой цвет, такая форма, враг-друг и т.п.), потом предлагаешь мысленно слиться с огнем и посмотреть на всех со стороны, подумать, почему они на тебя смотрят, и что думают и т.п., предложите подумать о себе... Не забудьте после этого вывести детей из этого состояния. А потом, кто хочет, сам скажет, что он чувствовал, о чем думал, какое открытие сделал - а вы только умело ведите этот разговор. Такой огонек идет минимум минут 40-50, а то и больше.


7 ступеней

Про 7 ступеней: имитируется лестница, лучше если настоящая. На следующую ступень может пройти тот, кто ответил на вопрос на предыдущем этапе. Вопросы на откровение... чем дальше, тем откровеннее

Можно поиграть в игры, например:

  1. в начале смены - расскажи мне о себе. (ребята передают по кругу свечу и рассказывают о себе). Что они хотят сделать за 21 день и вообще, зачем приехали в лагерь.
  2. игра - расскажи мне обо мне. (в конце смены ребята рассказывают впечатления друг о друге, своих друзьях и товарищах). Что понравилось, что нет.

После этого все обычно рыдают.(


Обсуждаем прошедший день. Пускаем игрушку по кругу (или еще какой-нибудь предмет) и рассказываем - что сегодня понравилось, а что наоборот вызвало отрицательные эмоции.

Подарить розу - даришь розу виртуальную, конечно, тем людям, которым благодарен за что-то или они тебе просто нравятся, может они как-то себя хорошо проявили.

Тайный друг. Проводить нужно после нескольких дней знакомства с отрядом, чтобы все друг друга узнали и примерно выучили как кого зовут. На 3 или 4 день. Вожатый пишет на бумажках все имена ребят из отряда и помещает их в какую-нибудь емкость (например, в кепку). Затем вожатый к каждому ребенку подходит с этой кепкой и ребенок вытаскивает бумажку с именем - это и будет его Тайный друг (тот, кто написан на бумажке). И вот у каждого появился Тайный друг, которому до конца смены нужно дарить подарки, делать какие-то сюрпризы, но не светиться. Нужно, чтобы твой Тайный друг не понял кто это. Нельзя никому говорить кто твой Тайный друг. А в конце смены каждый предполагает кто, по его мнению, ему дарил эти подарки. Ну и там самое интересное))) Эту игру проводят обычно со старшими детками, младшие не будут этим заниматься.


Малыши-карандаши и свечка (огонек).

Огоньки-рисовалки, дети рисуют свое настроение, а потом рассказывают... Или мои очень любят, когда обсуждаем прошедшее лагерное мероприятие... Им нравится, когда они объективно выступают лучше старших...

Малыши тоже любят огоньки, когда порассуждать можно. только мы им проблему в форме сказки подавали: или сами сочиняли, или из книжек брали - потом обсудить хорошо. или как вариант: предложить закончить историю, переписать ее - и креативность развивает, и группу!

Еще берешь не очень сложную тему, и в процессе пока ребенок говорит пусть он делает фигурку, когда завершает говорить он может например сказать: а я леплю колобка, потому что он такой везде бегает и я сегодня везде участвовал и т.д.. в конце у вас получится пластилиновый город.

С малышами необязательно обсуждать насущные проблемы. Можно обсудить книгу, фильм - здесь уж точно может выговориться каждый (что способствует развитию речи), и выдумывать не надо (а то они любят пофантазировать на тему "а вот у моего друга"...)


«Я – город» Цель: знакомство, развитие творческого воображения, рефлексия прожитого дня. Ведущий предлагает участникам закрыть глаза на одну мин. и почувствовать, каким городом или страной они в данный момент являются. Представить сам город, его культуру, людей, природу и тд. вплоть до запахов. Тем, кто четко представил, уже можно открывать глаза и подождать пока все закончат. После этого, начиная с ведущего каждый участник по часовой стрелке рассказывает о своей стране. Время не ограничено. Ведущий может задавать вопросы, основная его задача – создать теплую, благожелательную атмосферу. Потом ведущий говорит: «У каждого города есть две дороги – две руки» и предлагает каждому участнику по очереди эти дороги проложить к городам и странам, которые по его мнению будет лучше всего взаимодействовать с его городом, страной. Участники должны объяснить свой выбор.


«Машина» Цель: развитие творческого воображения, анализ распределения ролей, сплочение отряда. Свечка начинается с объяснения правил тренинговых занятий: Все люди разные, и хотя у каждого человека своя манера поведения, в разных группах он может вести себя по – разному. Сегодня мы вместе и каждый для себя в отдельности решим кто кем себя чувствует. Сегодня мы будем одним общим механизмом – одной машиной. У каждой машины есть двигатель, руль, бензобак, удобные сиденья и т.д. Представьте что наш отряд – машина. Какая деталь Вы в ней? Расскажите какие функции эта деталь выполняет, где находится, довольна ли она своим положением. Участники высказываются по желанию, ведущий и участники могут задавать вопросы. Заканчивается свечка анализом ведущим машины.


Свечка уникальная возможность для ребёнка(и вожатого) сказать и быть услышанным.

Цели которые может выполнять свечка:

  1. Рефлексия. Что сегодня(за 3 дня) понравилось, что не понравилось? Что хотелось бы изменить? Имеет смысл напоминать какие события прошли за этот день(дни).
  2. Сплочение отряда. Создание доверительной атмосферы. Уважение к чужому мнению, к чужим чувствам, эмоциям ...
  3. Обратная связь для вожатого.
  4. Голосование, как прошёл день ...
  5. Вскрытие и разрешение конфликтов.
  6. Воспитание личностей коллективом.(Вася, ты был не прав ...)

Свечка зависит от возраста. Для малышей чувство в 1 слово, имя .., сказки .. Свечку можно прерывать песнями(особенно если подобрать их в атмосферу).

Рассадка вожатых:

  1. Через круг по диаметру.
  2. Рядом, чтобы начать и закончить.

Правила свечки рассказывают на перывой свечке(или перед ней). Игрушка для передачи по кругу.

Ритуальный конец свечки ... ритуальное начало ...

Резюме: свечка это богатая форма, которую можно напалнять разными смыслами в зависимости от ваших желаний, возраста отряда, потребностей ...

X c761ad3542m.jpg
Opisanie-5m.jpg

Еще оргмоменты, которые хорошо бы учесть:

  • «Здесь и сейчас» – всё что говорится на огоньке (свечке) никуда и никогда не выносится. Обсуждается только в конкретное время и в конкретном месте, то есть на свечке.
  • «Пас» – у ребят настроение часто меняется, и если вдруг они не хотят говорить на свечке, они всегда могут сказать «пас».
  • «Активность» – активность ребят на огоньке очень важна, так как именно благодаря активности: во-первых, вожатый сможет узнать больше о детях; во-вторых, если дети выговариваются им становится намного легче и в-третьих, если все дети вашего отряда смогут высказаться вы добьетесь большей эффективности в решении возникших вопросов.
  • «Я – позиция» – необходимо объяснить своим ребяткам, что на свечке мы говорим только свою позицию и только о себе, никого никогда не осуждаем.


В общем где-то так… Вожатый напоминает детям, что сегодня было за день и объявляет тему

  • легенда о своем имени.
  • самое яркое впечатление за день
  • три слова, которые характеризуют сегодняшний день
  • какого цвета был этот день?
  • попроси прощения, скажи спасибо тому, кто это сегодня заслужил
  • если бы у тебя был фотоаппарат и на нем 3 кадра, что бы ты сегодня сфоткал?
  • идеальный человечек (назовите качества, которые вы хотите видеть в ребятах нашего отряда)
  • провести социометрию
  • самый-самый (пишется много бумажек с прилагательными "самый красивый", "самый везучий" и тд.. Вожатый вытаскивает бумажку, читает, отдает тому, кто есть этот "самый...". Тот достает следующую бумажку, читает, отдает. В конце все зачитывают свои бумажки
  • что понравилось, что не понравилось за день
  • и т. д. …


Еще варианты...

  • Музей любимых вещей - Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребен-ка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
  • Письмо другу - 2 этап (середина смены). Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.
  • Разговор с игрушкой - Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.
  • Разговор с попутчиком - Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. У/о любой.
  • Ситуативный - Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характе-ристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
  • Отряд для меня - Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.
  • Живой уголек - Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. -- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается тому, ко-му очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
  • Расскажи мне о себе - (Финальный огонек) О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.