Работа с собственным эмоциональным состоянием

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Bmpl38m.jpg

Цель — показать способы снятия внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды и других негативных эмоций, а также умения уменьшать преувеличенную значимость страха для человека, которую он высказывает.

Эмоции — особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Нередко накал негативных эмоций вызывает не поведение других, а раздражение на самого себя. Наверное, каждый порой корил себя за то, что какие-либо качества помешали ему в той или иной ситуации. Подобные внутриличностные конфликты отнимают время и энергию, нарушают эмоциональное равновесие. На преодоление этих конфликтов и направлены предложенные упражнения.


1.«Два барана»

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, наклонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Можно издавать звуки « Бе –е –е ».


2. «Ругаемся овощами»

Предложить участникам поругаться, называя друг друга овощами:

Ты — огурец!

А ты — редиска.

Ты — морковка!

А ты — тыква! И так далее.


3. «Хорошее и плохое»

Упражнение лучше выполнять под соответствующую музыку. Ведущий просит участников закрыть глаза, расслабиться и в этом состоянии вспомнить несколько своих положительных качеств, ситуации, в которых они помогали. Затем просит подумать, об отрицательных качествах и ситуациях, в которых они мешали.

Ведущий просит участников подумать о ситуациях, в которых отрицательные качества сыграли роль положительных, помогли чем-либо. Обсуждение


4. «Что мне мешает»

Это упражнение каждый делает для себя, оно не будет демонстрироваться группе. Ведущий просит участников нарисовать то, от чего они хотят избавиться, на рисунке может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. На это дается время, после чего ведущий просит описать изображенное словами (письменно) . Затем он говорит участникам, что они могут сделать со своим листочком все что угодно, например, смять, разорвать, выбросить и т. д. Потом происходит обсуждение.


5. «Заземление»

Тренер просит участников вспомнить ситуацию, вызвавшую обиду или иные отрицательные эмоции. Нужно представить эти эмоции как пучок отрицательной энергии (исходящий от человека, конфликтной ситуации), которая входит в них, проходит через них, как через проводник, не причиняя никакого вреда, и спокойно уходит в землю. Затем происходит обсуждение.


6. «Уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев»

Тренер просит подумать о таком человеке и представить общение с ним. При этом такой человек делает именно то, что больше всего раздражает (не слушает, кричит и т. д.). Затем нужно представить, что этот человек начинает уменьшаться в росте. Голос его ослабевает. С каждым мгновением человек становится все меньше, голос все тише.... Тренер просит участников ощутить, как ослабевают страхи, негативные эмоции, которые он вызывал, а сам человек становится менее значительным. Затем происходит обсуждение.


7. «Лучевая пушка»

Вспомнить конфликтную ситуацию, которая вызывает злость, гнев. Затем представить себя подобным лампе, излучающей негативные эмоции и проецирующей их на экран. После этого предлагается мысленно взять лучевую пушку и стрелять в проецированные эмоции. Прислушаться к своим чувствам. Затем происходит обсуждение.


8. Приемы снятия напряжения

Предоставление партнеру возможности выговориться.

Сообщение об эмоциональном состоянии (своем, партнера).

Проявление интереса к проблемам партнера.

Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

Обращение к фактам и т. д.


9. «Мышь и мышеловка»

Все участники встают в круг, крепко взявшись за руки, близко друг к другу. Водящий становится в центр круга. Его задача — любым способом вылезти из мышеловки: отыскать дыру, раздвинуть играющих, уговорить кого-то, но выбраться из создавшейся ситуации.


10. «Сбрось усталость»

Инструкция: Встаньте, широко расставив ноги, согните их немного в коленях. Согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще.


11. «Гора с плеч»

Инструкция: Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставив ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Повторите 5 — 6 раз, и вам сразу станет легче.


12. «Путешествие на голубую звезду»

Инструкция: Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи ? Сейчас помечтаем и мы...

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы — команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох, три раза. Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Сейчас важно ровно дышать: вдох — выдох, три раза. Хорошо. Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох — выдох, два раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель — Голубая Звезда...

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох — и выдох, два раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды — Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и... чув­ствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.


13. «Позитивная фантасмагория»

На первом этапе инструктор предлагает участникам выбрать не очень приятного человека в кругу и с закрытыми глазами, используя местоимение «он», рассказать о том, что в нем не нравится.

Вдох-выдох, открыть глаза. Как вы себя чувствуете?

Далее ведущий просит найти человека, самого приятного в кругу, и тоже рассказать о нем с закрытыми глазами. Вдох — выдох. Как вы себя чувствуете?

На третьем этапе участники становятся в круг, берутся за руки. Поднимают руки вверх и резко опускают их вниз со словом «хватит».

Обсуждение: как вы себя чувствуете ?


14. «Полет птиц»

Инструкция: Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо — это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых — лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Вып­рямите спину, расправьте плечи. Закройте глаза.

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая.

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох — выдох (3 раза). Вдох — выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох — выдох... (Зраза).

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох — выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шею, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательный был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!


15. «Передача эмоций»

Участники игры рассаживаются в крут. Первому предлагается вызвать в себе максимум отрицательных эмоций и, называя их, перебросить мяч другому частнику, постаравшись вложить максимум темперамента. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший мяч, переходит в благодушное настроение и делится своим хорошим настроением с другим участником, перебрасывая ему мяч и подбирая самые нежные и теплые слова. До тех пор, пока цепь положительных эмоций не иссякнет. Затем происходит обсуждение.