Работа над ошибками в оргпериод

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
R7scAbuMJ2k.jpg

Homo sum, erarre mihi est. (Я – человек, и мне свойственно ошибаться)


И вот ты – новоиспеченный вожатый, вооруженный багажом материальным (вожатской копилкой, разработками отрядных дел, костюмами, аудио - и видеозаписями будущих танцев, мячом, красками, игротекой...) и нематериальными (копилкой вожатских занятий, разнообразных советов и наставлений директора лагеря, заместителя директора, методистов, бывалых вожатых, родной мамы и всех родственников; инструктажей по технике безопасности и охране труда...), уверенный в себе, молодой, активный-инициативный, талантливый, начитанный, энергичный и готов к усмирению высочайших пиков педагогических Гималаев... И даже если ты лишь частично подподаешь под это описание (ну скажем, не очень уверен в себе или забыл дома аудио записи или краски), ты уже написал в заявлении «Прошу принять меня...на должность вожатого...», приехал, расположился, дети заезжают завтра и путей к отступлению нет.


Склоняюсь перед людьми, у которых не «Первый блин комом». В которых с первого раза все пошло как по маслу, как по написанному, как надо. Стопроцентно запомнили все мудрые советы и сумели точно воплотить их в жизнь и воспроизвести их на практике. В которых дети ни разу за смену не обгорели на солнце, не попали в медпункт, не пожаловались родителям, не отказались от порции борща или супа в столовой, не открещивались от мытья рук перед завтраком или ног перед сном, не отказывались танцевать со всем отрядом, не ударили товарища, не оставляли вещи разбросанными по комнате, не потеряли на пляже панамки или плавок, не, не, не... Если ты принадлежишь к этой счастливой «породе» людей (или просто не едешь в лагерь работать отрядным вожатым), то, конечно, ни одна из вышеуказанных неприятностей с тобой и детьми твоего отряда не случится. А если нет, и ты все-таки не обладаешь феноменальной памятью и абсолютной собранностью в любых ситуациях и при всем этом собрался работать в лагере отрядным вожатым первый раз? Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. То есть, будь готов к тому, что даже делая все правильно (как тебе кажется), замечаешь: результат не совсем тот, на который ты надеялся.

Не претендуя на всеобьемность информации, попробуем рассмотреть несколько типичных случаев из лагерной жизни, начиная с дня заезда детей ( все примеры не придуманы, а взяты из реальной жизни вожатых и детей младших отрядов).


Ситуация первая. Обычно распределение детей происходит в зрительном зале. Ты пересчитал детей своего отряда 5 раз, потом еще раз для уверенности (точно 15!!!), вывел их из зала, они взяли все свои вещи и ты гордо ведешь их к отряду. Приводишь на свой этаж (успевая поднять по лестнице тяжелый чемодан маленькой Дюймовочки), садишься в холле, считаешь – 14. Считаешь еще раз – таки 14. Где еще одно дитятко? Оставляешь всех с другими вожатыми, сломя голову бежишь обратно и где-то на середине пути замечаешь ребенка, который растерянно хлопает глазками ( или уже откровенно плачет), потому что она вернулась обратно, чтобы забрать забытый пакет (или уже в отряде Петя или Света замечают нехватку какой-либо вещи). Кто виноват в этой ситуации? Очень легко скинуть вину на ребенка, мол, другие же ничего не забыли, а ты почему такой невнимательный? Но ребенку очень просто растеряться в незнакомом месте среди большого количества незнакомых людей, поэтому вожатому стоит еще только выйдя из зала напомнить детям, чтобы еще раз проверили все вещи они забрали и только потом идти. Кроме того предупредить, чтобы никто не отставал, не задерживался, а если возникли срочные дела, предупредил вожатого. Идти медленно, иногда оглядываясь назад и контролируя тех, кто идет позади, а в идеале лучше идти вдвоем – первый вожатый впереди, второй – сзади).


Ситуация вторая. Наконец все потерянные дети и вещи счастливо собрались в холле. Лучше сразу сообщить, что сначала мы расселяемся в комнатах, раскладываем вещи, а потом соберемся и расскажем о последующих действиях. Но до расселения, не вставая с диванчиков, говорим о сохранность мобильных телефонов и ценных вещей и денег. Все это можно сдать вожатым на хранение в сейф и брать ежедневно в определенное время, удобный как детям, так и вожатым. Если не сдаете, сами несете ответственность за свои ценности. Сразу звоним родителям и сообщаем, что у нас все хорошо, мы доехали, будем расселяться и в следующий раз позвоним уже завтра, ибо сдаем телефоны на хранение вожатым ( не забываем сообщить время связи и объясняем, что это для удобства и чтобы не потерять мобилки). Рассказываем о так называемую «линию СТОП», (видимо, это более актуально для детей младшего возраста, и все же...): линию, за которой начинается лестница на другой этаж и ее не следует пересекать, не предупредив об этом вожатых. Интересуемся, никто не хочет до туалетной комнаты, показываем, где она находится и при необходимости проводим туда детей.

Наконец поселение. Объясняем назначение шкафчиков и какие вещи куда стоит положить и в каком объеме ( если у вас есть 10 шорт или юбок, выложите только 2, а остальные пусть останутся в чемодане, который вы положите в камеру хранения, что будет ежедневно открываться в определенное время и вы будете менять вещи – а иначе рискуете потеряться во множестве вещей ).

После обеда у Наташи начал болеть живот: расстройство желудка. Ела она только свежие блюда из столовой. На четвертый из камеры хранения, где хранятся детские сумки и чемоданы, начал доноситься неприятный запах испорченной пищи. Что общего в этих случаях? Возможно, вожатые забыли провести операцию «Ватрушка» в момент поселения. Итак, проведя детей в комнату в момент поселения просим выложить ВСЮ еду, которая у них есть. Зачем? Чтобы осмотреть ее вместе с ребенком и выявить те продукты, что за время пребывания в жарком поезде без холодильника могли испортиться; их лучше всего (подробно объяснив детям ПОЧЕМУ) утилизировать. Вторая категория пищи (условно): и, что ее стоит съесть к вечеру или поделиться с друзьями - фрукты или печенье с начинкой, что-то шоколадное и тому подобное. Третья категория - пища, в которой срок хранения дольше: сухое печенье, леденцы, ими можно лакомиться в течение смены. Есть еще и четвертая категория – сухие завтраки, пакетики чая, кофе (остатки дорожного меню); их сразу вкладываем в чемодан на обратный путь (если, конечно, не хватит сухого пайка, которого дают для такой цели).


Ситуация третья. Вроде бы все основные инструктажи и беседы проведены, выводим детей на пляж. Рассказали о том, что купаемся по 10 человек, в воде не ныряем, за буйки не заплывают. Свисток.

- Саша, ты нарушил правила купания. Нырять запрещено.
- Я не знал...
- Как это не знал, мы же всем рассказывали!
- Мне не рассказывали, я приехал позже всех...

Не все дети заезжают одновременно. Только расселишь первых детей, заезжают следующие. Едва успеешь провести вступительные беседы для первых восьми, нужно опять то же самое повторять для следующих пяти. И так в течение дня. Первый день в лагере является едва ли не самым сложным как для детей, так и для вожатых. Обычно дети заезжают группами в прогнозируемое время, но есть и так называемый самоход, они приезжают не с группой и заранее неизвестно время их прибытия. И когда почти всем детям сообщили основные лагерные законы и обычаи, важно не упускать из вида тех, кто заехал позже и лишний раз переспросить все ли знают ЧТО будем делать дальше, КОГДА и КАК. Также важнейшим первого дня является контроль количества детей в отряде, лучше всего распределить работу таким образом, чтобы детей встречал один вожатый и каждый раз обязательно передавал коллегам сколько детей доехало и сколько детей в отряде на данный момент.


Ситуация четвертая. Золотая середина. Не секрет, что отрядные вожатые должны успевать выполнять не только режимные моменты с детьми отряда, но и так называемые заморочки, на которые отдельного времени в распорядке дня не отводится: дооформить холл (работа над которым велась еще с весны), упорядочить герб из песка, нарисовать газету , создать и отрепетировать отрядный клип или танец, изготовить новогоднюю игрушку и тому подобное.

Вожатые, сбиваясь с ног и обливаясь потом, до полуночи дорисовывали, доклеивали, цепляли плакаты, готовясь к осмотру холлов и гербов. На предложение детей помочь отвечали отказом, мотивируя его тем, что вы, мол, еще маленькие, у вас не получится, мы сами все сделаем. Именно перед осмотром Роман пририсовал рожки зайчику, а Оля неосторожно задела плакат. Вожатые, мягко говоря, расстроились: мы так старались для вас, а вы... Или даже получили 1 место, а дети почему-то не так высоко прыгают от радости, как хотелось бы вожатым. В чем же дело? Все, что вы делаете в лагере должен быть для детей. Конечно, всем хочется получить заветное призовое место, но не стоит забывать, что выигрыш – не самоцель. Выполнять все самостоятельно, не допуская детей к общему делу – игра в одни ворота. Поэтому не лишайте детей такой желаемой радости – делать что-то вместе с отрядом и с вами, обязательно заранее продумайте, какую долю работы ( хоть маленькую, которую вы потом Доделаете или Переделаете) поручить детям. Ибо только тогда, когда Роман поможет вам раскрасить зайчику ушко, а Оля – приладить плакат, в них никогда не поднимется рука что-то уничтожать, а радость от 1 места будет полностью разделена вашими детьми. Противоположная ситуация – не совсем художники от природы вожатые дали задание ребенку-художнику нарисовать плакат, толком не объяснив что к чему, а потом скажут: «Почему-то не очень красиво у тебя получилось, эх ты, а мы на тебя надеялись...». Поэтому выбирайте золотую середину в общих делах отряда, заранее планируйте роль каждого вожатого и детей, тогда и победа будет слаще, а в случае получения II или III места вы всегда сможете утешиться тем, что прекрасно провели время вместе с детьми.


Ситуация пятая. Чтобы дети не скучали на пляже во время перерыва между купаниями, вожатые предложили поиграть детям во всем известную игру «Платочек». Вожатая собрала детей, завела первый круг, а за три минуты отошла к другим детям. В это время из круга доносится крик: «Ты куда через круг побежал, так нельзя!» - «Нет, можно, но на одной ножке!». Что упущено? Устраивая любую игру (даже, как вам кажется, известную всем) обязательно напомните игрокам правила игры, ведь в разных регионах правила могут быть разными, а дети младшего и среднего возраста остро реагируют на проявления несправедливости в коллективе.


Ситуация шестая. Объявлено соревнование по футболу между отрядами. Ребята лихорадочно советуются кого взять в команду, подыскивают удобную обувь, девушки придумывают речевки для поддержки. После ожесточенных соревнований игроки команды-победительницы начинают насмехаться над теми, кто проиграл или обратная ситуация: те, кто проиграл, решили на кулаках доказать свое превосходство соперникам. Конечно, каждому вожатому хочется, чтобы его дети стали победителями, но перед игрой, настраивая их на успех, все же не исключаем и момента возможного поражения и готовим до толерантного отношения к соперникам ( при любом завершении игры), болельщиков – на вежливое боления за свою команду, а не против другой команды. Будьте готовы разделить с детьми как сладкий вкус победы, так и не очень приятный проигрыш, особенно в последнем случае напомните им, что не стали их любить меньше и еще будет много конкурсов, где можно реабилитироваться.


Ситуация седьмая. Наконец первая (или уже не первая) лагерная дискотека. Раздается громкая музыка, все отряды радостно тусуются, а из ваших деток танцует несколько, все остальные сидят на скамейках или считают количество плиток на танцплощадке. В чем дело? Извините, а что в это время делаете вы, вожатые? Ну мы, это, не очень-то умеем танцевать, а дискотека для детей, мы их привели, пусть танцуют...Так, не всем людям от природы достался чудесный дар – владеть собственными движениями под любую музыку. Но если вам, взрослым, сложно (или стыдливо, к примеру), представьте как детям ( особенно меньше) впервые среди большого количества незнакомых людей! В таких случаях пример вожатого играет исключительную роль для детей; не умеете танцевать сами – включайте фантазию: создайте круг ( квадрат, треугольник, главное – собрать детей в одном месте), объявите конкурс «Повтори за лидером», пригласите танцоров своего отряда (а они обязательно найдутся!), они показывают – все повторяют. Танцуют только руки, танцуем как первобытные люди, танцуем по кругу, движемся задом наперед, предлагаем шуточные движения с утренней зарядки или пародируем известных артистов – вариантов множество, если вы не будете равнодушными и продумаете это заранее.


Конечно, таких ситуаций можно привести множество, есть среди них типичные, повторяющиеся часто, другие – уникальные. Всего не предусмотришь, ко всему не подготовишься, но если есть горячее желание, а желание – еще и желание его реализовать, тогда все получится. Хотя, возможно, и не с первого раза. Но получится обязательно. Попробуем подытожить вышесказанное:

  1. Старайтесь как можно больше сделать в плане подготовки еще в городе ( сбор вожатской копилки и рюкзака: игры, аудио - и видеозаписи, элементы костюмов, темы для интересных бесед).
  2. Перед каждым режимным моментом проводим небольшую мотивирующую беседу: что делаем, как, когда и зачем
  3. Давая какое-то задание, проводя игру или праздник, обязательно четко объясните условия, правила, распределите роли, контролируйте, поощряйте, хвалите за малейший успех.
  4. В середине и в конце смены старайтесь не съехать на рутину в выполнении режимных моментов, детям надоедает делать то же самое каждый день, выдумывайте какую-то «изюминку».
  5. Понимая, что у вас в отряде 30-40 детей, находите время для индивидуальных бесед по потребности (иногда то же самое, сказанное наедине, действует на некоторых лучше, чем сказанное в группе).
  6. Планируйте каждый следующий день еще вечером, распределяйте время и обязанности.
  7. Настроение вожатых прямо пропорционально передается детям, поэтому старайтесь придерживаться бодрого, оптимистического настроя, постарайтесь быть собранным, внимательным ко всем и всему и не забывайте про улыбку.
  8. Чаще вспоминайте себя в детстве, представляйте себя на месте ребенка, старайтесь понять, почему она так поступила; обращайте внимание на замкнутых или слишком раскованных – попробуйте протоптать тропинку до каждого детского сердца.
  9. Во всем подавайте положительный пример: сами «рекламируйте» и ешьте горячие, полезные блюда в столовой, мойте руки с мылом перед едой, танцуйте на дискотеке, бодро выполняйте упражнения утренней зарядки, одевайте шляпку на пляже, не покупайте и не ешьте на глазах у детей того, что запрещаете им – вареную кукурузу, дошик... не употребляйте грубых слов, будьте приветливыми, расчесанными, опрятно одетыми – и вашим детям захочется быть похожими на вас.
  10. А когда вдруг что-то не получилось впервые ( второй, третий), не опускайте рук. Проанализируйте, что именно не получилось, почему, что можно было сделать, чтобы избежать ошибки. Если можно, переделайте, если нет – сделайте выводы на будущее. И пусть в вашей вожатской жизни будет поменьше ошибок, а искренняя любовь к детям и своей работе ( хочется написать «увлечения, хобби») перевесит мелкие неудачи и подарит истинное наслаждение от избранного пути.


И чтобы смена прошла на высоте, вот Вам несколько простых советов:

  • Помните, что первый день в лагере задает тон всей дальнейшей смене, ведь то, как вы себя поставите зависит отношения руководства и детей к Вам!
  • Вожатый не должен действовать в одиночку! Очень важно наладить доверительные отношения с напарником. Помните, что вы одна команда и должны работать как один механизм.
  • Как бы вам не было тяжело, как бы вы не устали, всегда излучайте оптимизм и радость. Не ходите хмурой тучкой, всегда улыбайтесь!

Предусмотрительность, чувство юмора, ответственность и харизма - отсутствие этих черт делает вожатого уникальным.