Путешествие на незнакомую планету
Игра-тренинг для детей и подростков
Цель работы: высвобождение творческой фантазии и энергии, расширение сферы эмоциональных переживаний, развитие сенситивности, коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат: коррекция линейности мышления, улучшение навыков невербальной коммуникации, проживание различных эмоциональных состояний, расширение понятийной лексики в области чувств, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, получение опыта решения проблемных ситуаций.
ИНСТРУКЦИЯ
Российские ученые-астрономы получили сигнал бедствия с далекой планеты под названием Синеглазка. Специально подобранный экипаж полетел на эту планету. И этим экипажем будем мы с вами.
Мы долго летели, и вот, наконец, наш корабль совершил посадку. Мы увидели удивительную планету. В небе весело и ярко светили два солнца, одно голубого, а другое розового цвета. Воздух, слегка лиловый, прозрачный, годился нам для дыхания и своим ароматом напоминал чудесные земные весенние запахи.
На планете было много синих озер с чистейшей бирюзовой прохладной водой. В ней весело ныряли забавные животные, похожие на наши большие заварные чайнички.
То, что походило на носик чайника, было на самом деле очаровательной живой ручкой с тонкими изящными пальчиками. А в том месте, где на земных чайничках была крышка, удивленно смотрел на мир прекрасный синий глаз в обрамлении пушистых ресниц. Они не разговаривали привычным для нас способом, но зато очень выразительно и музыкально мурлыкали.
Деревья на планете тоже были необычайными: с глазами и ласковыми руками, они умели разговаривать и напевать песни. Но самым поразительным было то, что они могли подпрыгивать и красивыми изящными прыжками передвигаться по планете.
Вся поверхность планеты была покрыта мягкой голубой травкой, среди которой сверкали огромные цветы необычайной расцветки и формы. (Какой расцветки, какой формы, какой у них был запах и какие кружились над ними насекомые? Расскажите, пожалуйста.)
Жителями планеты были маленькие добродушные существа. (Как они выглядели? Были ли у них нос, рот, руки, ноги, голова, волосы? Какие? Какую одежду они носили? По характеру они были... какими? Чем занимались? Как они себя называли? Чубарики? Малярики? Синеглазки? Или по-другому? В каких домах они жили? Форма, размер, материал, окна, двери и т.д.)
Иногда на этой планете шел дождь, он был тоже необычный... (цвет, вкус, другие признаки). В отдельные прохладные дни с розовато-лиловых облаков на планету сыпались разноцветные круглые снежки, которые по вкусу очень напоминали наше земное мороженое со взбитыми сливками. И тогда на планете объявлялся праздничный день, и все ее обитатели начинали (кто именно и что начинал делать?).
Что же произошло на этой удивительной планете? Почему жители Синеглазки послали в космос сигнал бедствия и просили помощи у землян? Варианты бедствий придумывают участники тренинга. Например, много съедали снежков из мороженого в праздничные дни (сколько?). И все слегли с ангиной, а лечиться не умели. Возможны другие варианты.
Посланцы планеты Земля поняли, что случилось с жителями Синеглазки, и догадались, как оказать им помощь.
Варианты помощи придумывают участники тренинга. Детям младшего возраста в затруднительных ситуациях ведущий оказывает помощь, обращаясь к имеющимся у детей жизненному опыту и знаниям. Например: «Ребята, давайте вспомним, как лечит нас мама или бабушка, когда мы болеем ангиной...»
Роли
- 1. Рыбки-чайнички.
- 2. Деревья.
- 3. Цветы.
- 4. Жители планеты.
- 5. Космонавты-земляне.
- 6. Другие персонажи, определившиеся в ходе чтения текста и придуманные участниками тренинга.
ХОД ИГРЫ
1. Чтение инструкции
2. Представление ситуации
Усложнение и дополнение ее в процессе чтения новыми образами, красками, деталями.
3. Рефлексия
Рефлексия по поводу не только внешней детализации, но и максимальное углубление в характер, личностные качества, привычки, переживания каждого объекта. Рефлексия по поводу сложившейся проблемной ситуации и способов ее решения.
Возможные вопросы:
- Какие чувства вы испытали, когда совершили посадку на планету и начали изучать ее (удивление, восхищение, восторг, оцепенение, страх, беспокойство)?
- Что вы почувствовали, когда поняли, какие милые (могут быть и другие варианты) существа здесь живут (радость, приятное удовольствие, спокойствие, удовлетворение)?
- Как вы сумели понять, что случилось с жителями Синеглазки (использование невербальных техник)?
- Какими были ваши чувства и переживания, когда вы поняли, что они болеют и умирают (жалость, сочувствие, сопереживание, печаль, грусть)?
- Что вы почувствовали, когда подумали, что, наверное, не сможете им помочь (бессилие, беспомощность и т.д.)?
- Как вы догадались о способе помощи, к кому решили обратиться за этой помощью? (Вариант: мы нашли такие деревья, цветы, которые давали плоды, сок, мед и т.п.)
- Что вы почувствовали, когда догадались обратиться к деревьям (цветам, чайничкам) за помощью?
- Как вы сумели договориться с деревьями (цветами, чайничками)?
- Что вы почувствовали, когда сумели помочь жителям планеты?
4. Распределение ролей
Максимальное использование невербальных средств. Поддержка дополнительных деталировок, акцентов, личностных черт.
5. Ролевая игра
Игра основывается на инструкции с учетом всех внесенных дополнений, изменений, деталей.
6. Обмен впечатлениями
По завершении игры все обмениваются впечатлениями, переживаниями, чувствами: что хотелось бы изменить, в какой еще роли хотелось бы побывать? При необходимости проиграть ситуацию или фрагмент еще раз в измененном варианте.
7. Выход из ролей
Поддержка ведущего: «Мы помогли этой прекрасной планете и подружились с ее жителями. Нам грустно покидать ее. Но мы помним, что далеко-далеко отсюда нас ждет наша родная голубая планета Земля, по которой мы уже успели соскучиться. Нас ждут друзья, родные, близкие люди, которых любим мы и которые любят нас. И мы возвращаемся!»
При необходимости обсудить, кто нас ждет, как они переживают за нас, какие чувства мы будем испытывать в момент возвращения на Землю, какими добрыми и нужными делами мы займемся на Земле.
8. Заключительная общегрупповая рефлексия
Обмен впечатлениями: что было трудно, легко, что самое важное, кто помогал, кто мешал, что понравилось и тронуло больше всего? Какой общий вывод?
9. Завершение
Ведущий благодарит всех за работу.
10. Рабочая рефлексия ведущего
Личностные проблемы, внутригрупповые взаимоотношения, прогноз конфликтов, необходимость и формы дальнейшей коррекции.