Психоэмоциональный тренинг «Общение с природой»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
47gbfbm.jpg

Использование в работе упражнений психоэмоционального тренинга «Общение с природой» требует от психолога (и от самих ребят) особого настроения. Упражнения, при грамотном их проведении, позволяют улучшить настроение, освободиться от эмоциональной усталости или даже вылечить легкую боль. Они не представляют особой сложности. Но прежде чем приступить к их выполнению, необходима небольшая предварительная подготовка. Во-первых, психолог, заранее настраивает своих ребят, ведь через мысленное выстраивание ярких образов мы учим их и учимся сами управлять своим состоянием. Каждый участник выполняет упражнения индивидуально.


Упражнение 1. «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ». Станьте так, чтобы солнце было впереди вас и над вами. Лучше стоять босыми ногами на песке или на земле. Почувствуйте себя спокойно, расслабьтесь. Разведите руки в стороны или вытяните вперед ладонями вверх. Представьте, что кончики ваших пальцев лучиками или солнечными ниточками соединяются с солнцем.

По этим ниточкам в кончики пальцев бегут солнечное тепло и сила и разливаются по всему телу, наполняя его. Когда почувствуете, что тепла и силы достаточно, поблагодарите солнце и опустите руки. Если ощутите избыток энергии, попросите солнце забрать ее. Для этого пошлите мысленно энергию по тем же лучикам вверх солнцу.


Упражнение 2. «БУДЕМ ЗДОРОВЫ» Во время прогулки встаньте босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на одну-две минуты. Вдохните через рот несколько раз воздух и пожелайте мысленно себе и всем людям здоровья. Лучше, если это будет связано с купанием в море или реке (перед ним или после него, а возможно и во время купания).


Упражнение 3. «ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ» Подойдите к воде и поздоровайтесь с морем или рекой. Это можно сделать про себя или вслух. Можно коснуться воды ладошкой. Главное будьте доброжелательны и искренни.


Упражнение 4. «СЕМЬ ВОЛН» Вы хотите обратиться к морю (реке) с просьбой? Выберите место, где будите чувствовать себя комфортно. Вслушайтесь в шум воды. Почувствуйте ритм, представив, как на вас накатывает волна за волной. С набегающей волной обратите просьбу к морю (она должна быть заранее четко сформулирована). Представьте, что эта набегающая волна проходит сквозь ваше тело и голову и принимает вашу просьбу. С каждой новой волной повторяйте все заново. Это нужно сделать 7 раз. Можете при этом представлять себя в воде, а не на берегу. А если хотите помочь своему воображению, войдите в воду по щиколотку или по колено (если это будет приятно и не переключит внимания).


Упражнение 5. «МОЕ ДЕРЕВО» Спокойно походите между несколькими деревьями, прислушиваясь к своим ощущениям.

Почувствуйте, к какому из деревьев вас больше всего тянет, подойдите к нему. Дерево можно обнять или просто приложить ладошки. Поздоровайтесь, познакомьтесь и попросите дерево поделиться с вами той жизненной силой и энергией, которой оно обладает. Не забудьте поблагодарить своего зеленого друга.


Упражнение 6. «ПОЛЕТ ПТИЦЫ» Станьте так, чтобы чувствовать себя свободно и устойчиво, расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Дышите равномерно, спокойно. Попробуйте «отпустить» руки – они начнут медленно подниматься вверх, как будто с легкостью преодолевая земное притяжение. Вам будет проще, если вы попытаетесь представить себя птицей, которая медленно и плавно машет крыльями. Можно подключить счет: на «1.2,3» поднять руки до уровня плеч, на «4,5,6» опустить. Второй вариант: на «1-6» поднять руки вверх, сомкнуть ладони над головой, на следующие «1-6» опустить. Старайтесь не отвлекаться от своих внутренних ощущений. Во-вторых, нужно правильно настроить ребят на выполнение такого специфичного задания: вряд ли им уже приходилось участвовать в подобных занятиях. Обязательно нужно объяснить ребенку, что ему необходимо перед началом упражнения поздороваться с той стихией, к которой он собирается обратиться, подружиться с ней, пожелать ей доброго утра, дня или вечера. А после завершения упражнения сказать спасибо, поблагодарить за приятные минуты. Грамотное объяснение участникам того, что и как нужно делать, также является залогом удачной работы. В-третьих, немаловажно быть искренне заинтересованным в успехе. За один сеанс можно использовать одно-два, максимум три упражнения. Особая рекомендация: упражнение 5 используется отдельно.


Упражнение 7. «ВДОХ ЖИЗНИ» Чистый воздух, вдох и выдох – это самое быстрое, мгновенное пробуждение нервной системы. Понятие воздух с высоты, сверху, через гортань, с мыслью, что он падает на вас. Затем как бы проглотите его, задержите дыхание. После этого «выбросите» воздух через рот с мыслью, что «выбрасываете» болезнь из себя. «Вдох жизни» проделайте три раза. При «проглатывании» воздуха можно мысленно направить его в больное место и «окружить» им его, а можно «дышать» через место, где болит.



Правила проведения упражнений психоэмоционального тренинга «Общение с природой»

  1. До начала занятий психолог или вожатый должен обязательно настроить ребят на выполнение таких необычных для них упражнений.
  2. Если ребенок не хочет участвовать в тренинге, заставлять его не нужно.
  3. Иногда во время выполнения упражнений у детей наблюдается непроизвольный смех или слезы. Необходимо спокойно вывести ребенка из состояния выполнения упражнения. Для педагога такая реакция ребенка является своеобразным показателем внутреннего неблагополучия. Может быть, этот ребенок больше нуждается в вашей поддержке и в дружеском совете. Чем в подобных упражнениях. Будьте внимательны!
  4. Не рекомендуется выполнять упражнения при явном физическом недомогании. Лучше обратиться к врачу, чтобы во время остановить наступление болезни.