Прыгательные игры
Скакалка
Инвентарь: скакалка. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 3. Вид: индивидуальная. Координацию, выносливость, прыгучесть, воображение. Игры со скакалкой заключаются в последовательном безошибочном выполнении определенного набора движений. Например, пять прыжков надо совершить на правой ноге, потом пять на левой, затем в прыжке развернуться на 180 градусов и т.д. Участники могут выполнять одну или несколько "классических" схем, или демонстрировать личную. В последнем случае сложность схемы влияет на определение победителя. Если игрок ошибается, то прыгает следующий по очереди.
Прыгающий может вращать скакалку сам или это могут делать два других игрока, взявшись за ее концы. В усложненном варианте вращают сразу две скакалки.
Резиночка
Инвентарь: бельевая резинка длиной в 2-3 метра. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 3-4 . Вид: командная, индивидуальная. Развивает: координацию, выносливость, прыгучесть, воображение. Используется обычная, связанная за концы в кольцо. Резинка натягивается между ногами двух играющих, третий выполняет прыжки. Играют, как правило, втроем или вчетвером. Если меньше, то используют любые подручные средства (пенек, забор, столб), натягивая резиночку между ними. Бывает 6 высот-уровней сложности: по щиколотку, по колено, по бедра, до талии, до груди, до шеи. Цель игры, как и при прыжках через скакалку выполнить определенную комбинацию прыжков. Игрок, безошибочно выполнивший комбинацию на одной высоте, переходит к другой. В случае ошибки он меняется местами со "столбом" При игре втроем играют каждый сам за себя, вчетвером - две команды. Прыгают, пока не ошибутся. Игра начинается с самых простых прыжков и постепенно усложняется. Каждая комбинация прыжков отрабатывается на всех высотах. Количество прыжков определяется возрастом участников по количеству лет. Каждая фигура в комбинации носила свое название: "карандаш", "березка", "тяпы" и т.д. Комбинация могла выглядеть например, так:
- 1. Обе ноги с внешних сторон резиночек.
- 2. Прыжок внутрь резиночек.
- 3. Одну ногу переставить так, чтобы одна резиночка оказалась между ногами (одна нога внутри резиночек, вторая с внешней стороны).
- 4. Перепрыгнуть, чтобы вторая резиночка оказалась между ногами (теперь другая нога внутри резинок).
- 5. Выпрыгнуть.
"Прыганье начиналось с "простых". Это когда прыгающий сам себе фигуру придумывает, вводились правила сложности первой фигуры. чтоб народ не наглел совсем. "Тяпы" были и одной ногой наступать, потом двумя, перепрыгивать с одной резинки на другую, чтоб нога не соскочила, галстучки делали одной ногой на резинку, другой под, напрыгнуть на вторую, ногу переставить чтоб получился бантик. Еще прыганье сопровождали комментариями: "столбик, столбик, за одну, за две, в центр" и так далее. Еще вспомнила - фигура "цветочки". это когда начинаешь прыгать из центра за обе резинки, потом в центр и опять за обе и так сколько лет прыгающему. Мы с подружкой были одной из лучших прыгающих пар во дворе, потому что прыгали все свободное время без устали до ночи!" – вспоминает, одна из выросших уже "девчонок 80-ых".
Веревочка
Инвентарь: бечевка длинной не менее 1,5м. Место проведения: без ограничения. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная. Развивает: воображение, моторику рук. Два игрока по очереди наматывают друг-другу на руки веревочку. Задача наматывающего запутать веревку таким образом, чтобы второй игрок не смог от нее освободиться, или потратил на это больше времени. Узлы и протаскивание веревочки между петель запрещены.
Классики
Инвентарь: специальная таблица (см. картинку), деревянный или пластиковый биток диаметром 10-15 см. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная. Развивает: прыгучесть, выносливость, координацию. Очень древняя игра в настоящее время хорошо известная во всем мире. Английское название игры - Hopscotch. Изначально применялась для повышения выносливости солдат римской армии. Наблюдающие за упражнениями дети подражали солдатам, и постепенно превратили тренировку в игру с определенными правилами. Игра имеет множество разновидностей. Но основная суть ее в следующем: На асфальте мелом рисуется табличка в два столбца (есть варианты, когда два столбца попеременно чередуются с одним и т.д.) с последовательно расположенными в них числами, например, от одного до 10. Сверху к таблице пририсовывается полукруг, внутри которого написано "огонь". При попадании на это поле игрок "сгорает", то есть его попытка считается неудачной. Для игры необходим так же биток – может подойти легкая пустая изнутри шайба для детского хоккея или баночка из-под крема. Задача игрока – проскакать все поля таблицы, в определенной последовательности, толкая при этом перед собой ногой биток, так, что бы он тоже останавливался на нужном поле. На границы между полями наступать нельзя, как и попадать на поле "огонь". Через некоторые поля надо перепрыгивать, не останавливая на них биток и не останавливаясь самому. Во французском варианте, называемом "улитка", таблица имеет спиральную форму. Так же играют в классики и без битка. Смысл игры пропрыгать всю таблицу определенным образом без ошибок.
Заключение
Жизнь ребенка, в какой бы стране он ни жил, не мыслима без игры. Сложные и яркие игрушки, конечно, нравятся детям, но игры, для которых достаточно палочки, камня и прочего незатейливого инвентаря все рано никогда не исчезнут, так как детству свойственна фантазия, и совсем несложно с ее помощью вообразить, например, что старый деревянный ящик – это океанский лайнер, а поросший травой пустырь – настоящий олимпийский стадион. Ребенок вырастает, вступает во взрослую жизнь, у него появляются своя семья, свои дети. Потом и эти дети вырастают и у них, в свою очередь появляются свои дети и т.д. Меняется общество, меняются устои, законы, эволюционирует и сам человек, приобретая новые, ранее недоступные знания. Но человечество никогда не вырастет из "коротких штанишек", пока у людей есть дети, ежечасно напоминающие нам, взрослым, что и мы сами были когда-то детьми, и так же азартно гоняли мяч (не важно, "фирменный" или тряпичный), строили замки из кучки кирпичей, приходили с синяками и ободранными коленками. И хочется порой, плюнуть на все дела, достать со шкафа старую клюшку, выйти во двор и вновь почувствовать вкус детства.