Процессы адаптации детей в лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

«Как ты повзрослел, как ты похорошела, тебя совсем не узнать» - такие отзывы часто можно услышать о ребятах, вернувшихся из детских летних оздоровительных лагерей. Летний лагерь предоставляет ребятам возможность приобретения нового опыта, проверки своих возможностей, способностей, большой эмоциональный подъем, общение с новыми друзьями, расширение кругозора, знакомство с новыми местами.


Original8.jpg

Однако особенности организации летнего отдыха влияют на психологическое состояние детей неоднозначно. К таким особенностям относятся:

  • небольшая продолжительность лагеря (в среднем 21 день) и дети не всегда успевают адаптироваться;
  • насыщенная, в основном коллективная деятельность детей;
  • ребята не знакомы друг с другом или мало знакомы;
  • необходимость подчинения жестким требованиям режима дня и правилам поведения, а подростки в основном ехали с установкой на свободу и независимость;
  • непонимание частью детей, куда они ехали, и чем будут заниматься
  • ограничение пространства лагеря, как следствие – дисциплинарные нарушения;
  • контингент детей (от смены к смене может быть очень разным).


Проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу:

  • определенная растерянность детей в начале смены и непонимание, что от них требуется;
  • к середине лагерной смены (9-10 день) усталость и спад активности
  • возрастание количества заболеваний, как защитная реакция организма
  • психологические стрессы
  • личностные проблемы обостряются – проблемы лидеров;
  • погружение в интенсивную деятельность, в сочетании с необходимостью одновременного выстраивания внутригрупповых связей, может привести к переутомлению участников, возникновению внутригрупповых конфликтов, общей неудовлетворенности и негативной оценке происходящего
  • если дети младшего школьного возраста – еще большое ощущение одиночества, дискомфорта, т.к. многие из них впервые выезжают из дома.


ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Администрация лагеря начинает работу задолго до приезда детей. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период вожатые:

  • знакомятся с администрацией лагеря, педагогическим коллективом и техническим персоналом,
  • знакомятся с территорией, правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря,
  • по решению директора или его заместителя распределяются по отрядам,
  • составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей,
  • подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
  • принимают участие в благоустройстве лагеря.
  • Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.


1. Организационный период (оргпериод) длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «аутсайдер», «креативщик», «критик» и т.д.).

Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для вожатых. В первые дни перед вожатым стоит несколько задач:

  • познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы),
  • перезнакомить детей между собой, помочь адаптироваться к новым условиям познакомить с территорией, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда),
  • создать уютную атмосферу (красиво оформить палаты и корпус), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок),
  • включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены),
  • создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).

Работа вожатого с отрядом начинается с момента записи детей. Принимая документы, начинайте с ними общаться. Расспрашивайте ребят о том, бывали ли они в лагере раньше, чего ждут от этой смены, чем интересуются. Продолжайте активно общаться с детьми во время поездки в автобусе (поезде, самолете): устраивайте игры на знакомство, эстафеты, «шумовой оркестр», пойте песни. Возьмите себе на «заметку» тех детей, которые в этом лагере были неоднократно. Расспросите их о традициях лагеря, заручитесь их поддержкой — позже это пригодится.

Когда приедете на место, не спешите распаковывать вещи. Соберите ребят в холле, проведите первый отрядный сбор («Законодательное собрание»). Обсудите с ними правила, которые существуют в данном лагере, установите законы жизни вашего отряда. Позже, в течение дня обязательно дайте ребятам время на обустройство в своих комнатах и продолжайте знакомиться, выбирайте отрядную символику, начинайте подготовку отрядной визитки. Завершите первый день «Огоньком». Проведите его под девизом: «Каждый немного о себе». Второй, третий день можно посвятить оформлению отрядного места, изучению территории лагеря и т.д.

В оргпериод вожатому следует быть заботливым, справедливым и требовательным по отношению к детям. Особое внимание необходимо уделить организационным вопросам. В первые дни важно соблюдать режим, установленный в лагере. Сразу же объясните, как будет проходить тихий час (сон — для малышей; отдых с книгой в руках — для старшеклассников). Приучайте детей собираться всем отрядом в установленном месте перед едой или мероприятиями. Организуйте отбой в определенное время, ни минутой позже. Это потом, где-то в середине смены, в тихий час вы будете всем отрядом готовиться к конкурсу парикмахеров и визажистов, а ночью отправитесь на прогулку, но в первые дни будьте в организационных вопросах принципиальны и четко следуйте установленным правилам.

Обычно в оргпериод проводится «Открытие смены» - общелагерное мероприятие, в ходе которого детям представляют администрацию лагеря, вожатых, физруков, кружководов и других сотрудников, а каждый отряд показывает свою визитку (3 — 4 минутное выступление, раскрывающее идею названия отряда, и демонстрирующее, какие дети в нем собрались).

Первый пик трудности - кризисный период, когда отношения в отряде становятся очень напряженными, приходится, как правило, на третий день после приезда. Смена обстановки, обилие новых знакомств, эмоциональная загруженность - все это способствует нарастанию конфликтной ситуации в детской среде. Потому его еще часто называют «пиком эмоциональной усталости», Для выхода из данной ситуации мы предлагаем на третий или четвертый день использовать экспромтно – творческую форму работы. Суть такой формы работы состоит в том, что она является для участников экспромтом (безусловно, хорошо подготовленным вами - вожатыми) и, самое главное, здесь присутствует заранее запланированный успех. Провести мероприятия, которые снимают напряженность у детей, дают им ощущение успеха и заряд бодрости на ближайшие дни.


2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам-лидерам.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). Привыкнув к определенному образу жизни, ребята начинают скучать, их мало что интересует. В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми. Для преодоления пика привыкания мы предлагаем (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Праздник нечистой силы», «Зарница», встреча рассвета, поход с ночевкой и т.д. Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».


3. Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к отъезду, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.

Чтобы не омрачать интересные события предотъездной суетой, необходимо сделать следующее:

  • сдать книги в библиотеку, спортивный инвентарь - физруку и хозяйственный инвентарь — завхозу,
  • собрать чемоданы,
  • собрать постельное белье,
  • провести генеральную уборку корпуса.

Учтите, что в течение смены дети теряют многие вещи и придется приложить некоторые усилия, чтобы найти весь инвентарь, полотенца и личные вещи. Стоит сначала провести операцию «Розыск», а потом «Аукцион потерянных вещей». Впрочем, суета все равно будет.

Заключительный период не всегда проходит гладко. Как правило, в последние дни дисциплина стремительно ухудшается. Применяемое в случае серьезного проступка наказание «отправка домой задолго до окончания смены», в заключительный период теряет свой смысл и дети, прекрасно это понимают, чувствуют свою безнаказанность. Кроме того, некоторые ребята, осознавая, что смена заканчивается, и скоро контроль над ними возьмут родители, стремятся осуществить план под названием «оторваться на всю катушку». Часто это выражается в организации детьми «Королевской ночи», убегании ночью из отряда, тайном принятии изрядной дозы алкоголя перед последней дискотекой.

Не стоит паниковать. Вожатым нужно просто мобилизовать свои внутренние ресурсы и усилить контроль над детьми, т.е. проводить с ними все возможное время и легализовать некоторые шалости (договориться, что в последнюю ночь никого не намажут пастой, зато «украсят» корпус гирляндами из одежды, а утром быстро все уберут).

На эти дни приходится третий пик трудности - «пик усталости». С одной стороны, ребята устали жить в большом коллективе, соскучились по своим родным и хотят поскорее вернуться домой. С другой стороны, не хочется расставаться с яркой лагерной жизнью. Не улучшает настроения и предчувствие скорого расставания с друзьями. Но ведь грусть может быть светлой. В последние дни проведите отрядные «свечки», на которых вспомните все хорошее, что было в этой смене, и запланируйте следующие встречи.

Также успешно проходят встречи рассвета, отрядные и общелагерные костры со стихами и песнями, которые можно организовать в непривычном для ребят месте за территорией лагеря. Пусть в начале смены каждый ребенок напишет письмо со своими пожеланиями, а на последнем «огоньке» Вы зачитаете эти письма. Настройте ребят на лирический лад. И не забудьте обменяться с детьми адресами и телефонами, чтобы обязательно встретиться вновь!


Еще раз кратко рассмотрим основные этапы лагерной смены

Деятельность ребят и их вожатых в загородном центре проще планировать разбив её в 3 периода смены. Это оргпериод (организационный), основной и завершающий. Рассчитывая собственную работу, вожатому необходимо исходить из задач данных этапов, так как это несомненно поможет ему наиболее отчетливо установить, какие же формы деятельности подбирать в конкретном обстоятельстве.


Оргпериод

Задачи:

  1. Обеспечение ребятам ощущения безопасности, самодостаточности;
  2. Знакомство детей между собой, со взрослыми и с критериями проживания;
  3. Принятие в коллективе ровесниками и взрослым;
  4. Установление статуса в коллективе;
  5. Развитие искусства обнаруживать цель между удовлетворением личных надобностей и реализацией общественных увлечений;
  6. Создание чувства «Мы» (семья, вместе, особые), доверия между собой;
  7. Создание групповых норм, ценностей и обычаев.


Представляемые формы работы:

  1. Экскурсия по лагерю;
  2. Различные игры на знакомство;
  3. Конфигурации работы с группами неустойчивого состава;
  4. КТД;
  5. Отбор названия и остальных характерных особенностей отряда;
  6. Установка традиций в отряде.


Основной

Задачи:

  1. Прогнозирование ситуации успеха;
  2. Обеспечение свободы выбора;
  3. Организация позитивного психологического настроения;
  4. Организация критерий для инициативности ребенка;
  5. Поддержание позитивного психологического настроения;
  6. Поддержка групповых норм.


Представляемые формы работы:

  1. Разнообразие предлагаемых форм деятельности с разнообразным составом участников;
  2. Общее планирование, исполнение дел;
  3. Организация полноправного диалога с детками;
  4. Совместная дискуссия появляющихся проблем.


Завершающий

Задачи:

  1. Формирование подведения результатов смены;
  2. Укрепление обретенных знаний и умений (общаться, помогать и т. д.);
  3. Осуществление перечисленных выше знаний и умений;
  4. Учреждение личной рефлексии;
  5. Учреждение групповой рефлексии.


Представляемые формы работы:

  1. Выставки творческих работ;
  2. Формы подведения результатов смены: забор, награда, вечерний разговор;
  3. Гала-концерты, фестивали (награда по разным творческим номинациям).