Прогулка в лесу
Прогулка
Наверняка Вы часто все вместе ходите в лес: просто так, в поход, за лекарственными травами и т.д. Выход туда – это всегда событие, даже если лес находится в нескольких метрах от домика, в котором живут дета. Давайте попробуем совершить необычную прогулку.
А для этого:
- Можно начать прогулку еще до выхода в лес. Как? Устроить маленькое соревнование: в течение пяти минут вспомнить песни, в которых поется о лесе. Вспомнили? А теперь пусть каждый споет. Трое или четверо ребят, исполнивших большее количество песен, получают первые очки.
- В лесу можно поиграть в прятки. Вы идете впереди, а ребята – метрах в тридцати сзади. Они не просто идут, а стараются спрятаться. Изредка вы оглядываетесь и называете тех, кого заметили (кто не успел спрятаться). Он сразу выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех остался незамеченным.
- Привал. Но не просто так, а в форме увлекательного урока (к нему Вы подготовились заранее). Вы расскажете, как определить возраст дерева, сколько лет деревья могут прожить, почему осенью листья опадают, а елка всегда зеленая, и еще многое смогут узнать ребята. К примеру, если Вы научите их определять высоту дерева, это обязательно запомнится и понравится.
- Продолжаете гулять в лесу. Можно и поиграть. Где лес пореже, прикрепите на деревьях, стоящих недалеко друг от друга, номера – от 1 до 10-го (номера, разумеется, Вы захватили с собой). Пусть каждый из детей как можно быстрее обежит все деревья от первого до десятого, коснувшись рукой каждого из них. Попробуйте – это увлекательно!
- Наверняка вокруг много шишек. Придумайте, как их "пустить в дело". Можно так: за 2 (3-4-5) минуты пусть каждый поищет самую большую шишку. Победителю – очко.
- А если найти два сухих дерева, положить их на расстоянии около полуметра друг от друга (чтобы свободно можно было перейти от одного на другое ). Задача: пройти по двум бревнам с 10-ю (15-ю, 20-ю, 25-ю) шишками так, чтобы они не упали. Если шишка упала, надо начинать все сначала.
- Теперь соревнование на самого меткого стрелка. "Стрелять" можно шишками по неподвижной мишени (дерево, пень, камень). Как видите все эти игры с шишками очень просты. Но ребята играют с огромным интересом, причем азарт и эмоции мало чем отличаются у 7-летних и 14-летних. Всем весело!
- А в конце прогулки можно поиграть в "беличьи хвосты". Нужно разделиться на две группы. Каждая группа определяет себе "белку", выбирает для нее "хвост" определенного цвета. Задача: найти спрятанные заранее под кустом, корягой, на дереве, в дупле и т.д. отрезки ниток того цвета, в который должен быть окрашен "хвост белки". Найдя нитку, ее привязывают к "хвосту" (на палку") своей "белки". Побеждает группа, в которой к концу игры "белка" имеет более длинный "хвост".
- Давайте теперь посидим и послушаем лес. Можно просто послушать его музыку, а можно попросить запомнить, кто что услышит, а затем обменяться впечатлениями. Этим и закончить прогулку или придумать вместе с ребятами много увлекательных, умных, веселых соревнований, игр, забав. Они помогут Вам решить множество педагогических задумок. Но это возможно, если Вы продумаете все до мелочей. Следует помнить, что в работе с ребенком мелочей не бывает!
Прогулка к реке, озеру, пруду
- Заранее договоритесь с тем, кто знает толк в рыбной ловле. Пусть он со всей необходимой рыбацкой оснасткой встретит Вас у воды. Попросите рассказать о правах и обязанностях любителей – рыболовов, о защите вод, о рыбах, которые живут в этом месте. Пусть расскажет и покажет, как обращаться с рыболовными принадлежностями. Будет совсем здорово, если Вы вместе порыбачите, а потом сварите настоящую уху! Можете быть уверены – равнодушных среди ваших ребят не будет. А как благодарны они будут потом, когда сами захотят порыбачить. .
- Научите ребят:
- воду надо беречь. К примеру, один литр нефти (после, казалось бы, безобидного мытья машины в реке) загрязняет несколько миллионов литров воды!
- Чистоту воды можно определить по личинкам некоторых насекомых. У чистой воды под камнями будут личинки поденок и веснянок. Даже при небольшом загрязнении эти личинки исчезают, а появляются личинки ручейника, плоских червей и пиявок. А там, где вода загрязнена еще больше, можно найти лишь пиявок, да и то не всегда. Попробуйте во время прогулки к воде поднять с
ребятами камни, лежащие на мелководье. По наличию там насекомых Вы определите чистоту воды. А дальше?… Все зависит от Вас. Если Вы неравнодушный человек и этому учите своих ребят, можно поискать виновников загрязнения воды. А найдя, выписать им Удостоверение "Загрязнителя воды".
Научите детей входить в воду постепенно
В воду нельзя входить разгоряченным, сразу после приема пищи, после бега. Обязательно расскажите всем ребятам об их действиях на случай, если кому-то в воде станет плохо. Помогите ребенку полюбить воду, он будет благодарен Вам за это всю жизнь.
Шарикиада
Перед этой прогулкой Вам надо раздать каждому из детей мешочек с шариками (их можно выточить из дерева, можно взять теннисные). Разумеется, дети спросят, зачем они. Вы объясните, что будет не просто прогулка, а большая шарикиада!
Во время прогулки Вы вбиваете в землю небольшой колышек. Задача детей – с определенного расстояния бросать шарики так, чтобы они упали как можно ближе к колышку. Следующее задание в шарикиаде может быть таким: забросить шарик как можно дальше. Можно разбиться по парам: один бросает другому, постоянно меняя расстояние. Победит пара, "покорившая" самую длинную дистанцию.
Расставляете шахматные фигуры, а ребята с определенного расстояния катят по земле шарики и по очереди сбивают поставленные фигуры. Выигрывает тот, кто собьет все фигуры наименьшим количеством шариков.
А можно так: вырыть в земле или песке ямку, и пусть ребята с определенного расстояния постараются забросить в лунку как можно больше своих шариков.
Шарикиада продолжается!
На ограниченном пространстве разбросайте 25-30 шариков. Тот, кто за определенное время соберет больше всех шариков, становится победителем.
Игра на внимание. На площадке разложите 10-15 разноцветных шариков (в один ряд). Ребята стоят спиной к шарикам. По Вашей команде они должны одновременно повернуться к шарикам, внимательно их рассмотреть и запомнить, как они расположены. На это дается 10-15 секунд. Затем шарики надо прикрыть, а детям предложить вспомнить цветовую последовательность их расположения. Будет очень весело, если Вы устроите минигольф из шариков.
Для этого нужно: вырыть 10 лунок, пронумеровать их (т.е. рядом поставить цифру), найти импровизированную клюшку (как правило, палка). Вот и все. Задача состоит в том, чтобы забросить все шары в десять пронумерованных лунок при минимальном числе ударов импровизированной клюшкой. А это очень – очень просто и знакомо: любой желающий может отгадать, в какой руке у Вас шарик. Кто не отгадывает, выбывает из игры. Играть можно до тех пор, пока останутся 2-3 победителя.
Если во время прогулки на Вашем пути оказался высокий камень, это здорово! Очень интересно катить с него шарик. Если же при этом удастся задеть чужой шарик, то он останется Вашим, а кативший получает право катить шарик снова.
Большая шарикиада
Начертите небольшой кружок, а в него положите 4 шарика. Сверху – еще один. Получается пирамида. Задача играющего – с определенного расстояния так кинуть свои шарики в пирамиду, чтобы все составляющие ее шарики вылетели из круга.
А попробуйте забросить шарики в кружку, подвешенную за ветку! Это очень нелегко! Попробуйте с определенного расстояния попасть шариком в трехсантиметровые воротца. Получилось? Молодцы! Понравилась большая шарикиада? Дело за Вами: играйте вместе с ребятами, придумывайте новые игры и забавы.
Летом темнеет поздно, но один раз можно вместе с детьми пойти на свидание со звездным небом. Далеко уходить нет необходимости. Сядьте тесным кружком, посмотрите на звездное небо. Расскажите детям о созвездиях – самых известных, легко узнаваемых: Большой и Малой Медведице, Кассиопее, Лебеде. Пусть потом каждый найдет эти созвездия.
Чрезвычайно интересно наблюдать за метеоритами. С 27 июля по 17 августа на летнем небосклоне, когда не светит луна, можно увидеть и успеть сосчитать большое количество метеоритов (иногда до двадцати в час!)
Разговоры у костра
Разведите небольшой костер, расскажите ребятам древнегреческие мифы, связанные с названием отдельных созвездий. Расскажите о сегодняшнем космосе, о космических экспедициях. Пусть помечтают Ваши ребята, вообразив себе бесконечные просторы макромира. Вы поведете этот час или два не напрасно, поверьте. Свидание со звездным небом может стать одним из самых запомнившихся событий смены.
Интересных прогулок, путешествий, экскурсий может быть великое множество. Немного фантазии, небольшая предварительная подготовка, грамотная педагогическая трактовка – и происходят чудеса.
А теперь несколько игр.
Игра "Веселая кругосветка"
Игра дает возможность ребятам в процессе веселого соревнования проявить свои творческие способности, сплотиться, почувствовать себя коллективом, а взрослым – ближе и полнее узнать ребят.
Правила игры.
- Каждый отряд делится на 2 (3) группы по 12-15 человек.
- Каждая группа в определенной последовательности проходит этапы игры, на которых выполняет различные шуточные творческие задания.
- На прохождение одного этапа отводится ограниченное время – 15 минут.
- Каждой группе выдается маршрутная карточка, в которой указаны последовательность прохождения этапов и место их проведения.
- В маршрутных карточках ведущие этапов проставляют каждой группе оценку по двухбальной системе ("1" или "О").
- Итоги игры подводятся по сумме баллов, набранных группами.
Содержание этапов игры
- Этап "Ассоциации". Ведущие этапов заготавливают несколько различных предметов (можно построить из них какие-нибудь композиции) и показывают их участникам игры. Те, в свою очередь, должны говорить слова, обозначающие действие, предмет, цвет, образ и т.д., которые ассоциируются у них с показываемым предметом. Отвечают команды по очереди. На размышление дается 30 секунд. Если желающих ответить за это время не нашлось, слово предоставляется другой группе. Выигрывает команда, у которой в ответах было меньше пропусков и повторений.
- Этап "Буриме". Для проведения этого этапа ведущие заготавливают несколько рифм и предлагают участникам написать стихотворение. Побеждает группа, справившаяся с заданием быстрее или, при равном времени, написавшая более интересное стихотворение.
- Этап "Знатоки". Для проведения этого этапа нужны шахматные часы. Они ставятся на небольшой промежуток времени (5-7 минут), как при блиц-игре. Каждая команда по очереди произносит название какой-нибудь газеты или журнала и переключает часы. Название не должно повторяться. Проигрывает группа, у которой первой упадет флажок на часах.
- Этап "Интервью". Каждая группа представляет собой какие-либо предметы (лампочки, столы, батареи парового отопления, кроссовки и т.п.) и готовит ряд вопросов для другой группы. Затем организуется как бы пресс-конференция, в которой принимают участие обе стороны. Например, за стол садятся две "лампочки" и две "лопаты". Все остальные начинают задавать им вопросы, соответствующие принятому образу. Выигрывает та команда, чьи вопросы и ответы окажутся наиболее оригинальными и интересными.
- Этап "Рассказ с продолжением". На этом этапе члены команд рассаживаются по кругу через одного. Ведущие дают вступительную фразу-заявку. Затем участники по кругу добавляют по одному предложению так, чтобы получался логически связный рассказ. На обдумывания дается 10-15 секунд. Непридумавший продолжения выбывает из соревнования и выходит из круга. Побеждает команда, в которой к концу контрольного времени остается больше человек.
- Этап "Художественная эстафета". Для этого этапа нужно разметить дистанцию длиной 30-40 метров и посередине поставить столы с листами бумаги и фломастерами. Первая пара по сигналу ведущих начинает забег. Добегает до столов и рисует несколько штрихов, а затем завершает забег на другом конце дистанции. По достижению финишной линии первым участником стартует второй и т.д. Когда вся команда пробежит дистанцию, можно повторить забег в обратном направлении. Побеждает команда, нарисовавшая более осмысленный рисунок и первая закончившая дистанцию.
Игра "Кто самый зоркий"
На расстоянии, на котором еще можно различить простые движения, один из игроков через произвольные промежутки времени быстро выполняет различные движения: чистит зубы, поднимает руки и т.п. Остальные игроки должны запомнить каждое его движение. Выигрывает тот, чьи наблюдения окажутся наиболее точными.
Игра "Чего здесь не должно быть"
На определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там быть не должно. Например, к пихте крепится веточка сосны, к лиственнице – еловая шишка и т.п. Побеждает тот, кто заметит все несуразности.
Игра "Ползком"
Выбираем площадку на краю редкого леса на ровной местности. В очередном квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьев становится водящий. На одном из деревьв висит свисток. Остальные игроки, спрятавшись, подкрадываются к дереву со свистком. Если наблюдающий замечает кого-либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот, кому удастся свистнуть раньше, чем его заметят.
Игра "Слепой сторож"
На пень кладем несколько небольших предметов. Одному из игроков "сторожу"- завязываем глаза и ставим его на расстоянии двух шагов от пня Остальные игроки должны незаметно взять какой-либо предмет с пня. Того, кто при этом выдаст себя шумом, "сторож" выводит из игры.
Игра "Бесконечное слово"
Дети садятся за стол. Водящий с помощью свистка называет первую букву, играющий с правой стороны от него – вторую и т.д. так, чтобы буквы создавали какое-то слово. Тот, кто закончит слово, получает штрафное очко. Принцип игры состоит в том, что каждый должен стремиться продолжить слово.
Игра "Кто быстрее"
С помощью свистка Вы называете через короткие интервалы пять букв. Задача играющих – угадать буквы и в течение минуты написать названия пяти городов, начинающихся на них. Через минуту по команде все перестают писать.
Игра "Запомни букву"
Встаньте перед детьми и с помощью свистка назовите любую букву по собственному выбору. В течение десяти секунд все участники игры, в имени которых имеется эта буква, должны поднять руку. Тот, кто поднимет руку позже, не поднимет вообще или неправильно отгадает букву, выходит из игры. Подсказки – советы про то и про это…
Паутина стелется по растениям – к теплу.
- Если листья березы начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
- Журавли летят высоко, не спешат и "разговаривают" – к хорошей осени.
- Ласточки и стрижи летают высоко в небе – завтра будет хорошая погода, низко – к ненастью.
Среди дня вдруг закрылись одуванчики – к дождю. Любите ли ВЫ – лично – походы? Если "да", то непременно "заразите" этим увлекательным делом и ребят. Если Вы бывалый турист, то Вас не удивишь.
Простенький поход
Итак, идем в поход (с ребятами одного ли возраста, разных возрастов). А картину подготовки к походу мы рисуем для отряда в 30 человек 12-14 лет.
I. Прежде чем отправиться в поход с отрядом, необходимо определить цель похода. Это может быть : дойти до озера, устья реки, провести разведку муравейников и т.д. Вместе с детьми нужно разработать маршруты путешествия:
- начало и конец пути,
- определить дневные переходы, места для ночлегов.
После этого составляется план похода по дням. Число Маршрут Расстояние Место ночлега. Этот план нужно сдать администрации.
Перед походом следует провести с детьми занятие по нескольким темам, например:
- Основа безопасности.
- Права и обязанности участника похода.
- Начальная медико-санитарная подготовка.
- Практические занятия: а).укладка рюкзака, б).ремонт снаряжения (палатки, рюкзака), в).оказание первой помощи, г).установка палатки.
Списки личного и группового снаряжения. IВ отрядном уголке заранее вывесить списки личного и группового снаряжения.
Личное (для похода с ночевкой): рюкзак,
- ботинки или кроссовки, кеды (2 вида обуви), носки: шерстяные 2 пары, х\б 2 пары,
- трико х\б 2 шт., футболки 2 шт., свитер шерстяной 2 шт.,
- нижнее белье 2 комплекта, накидка – плащ (полиэтилен), панама,
- блокнот, ручка, карандаш, миска, ложка, кружка, нож,
мыло, расческа, щетка, паста, полотенце, спички в герметической упаковке.
Групповое (общественное):
палатки (по количеству участников) и для хозяйственных нужд, накидки полиэтиленовые на палатки, бельевые прищепки, костровое хозяйство:
- топор 2-3 шт., рогульки, перекладины, тросы и т.д.,
- ведра, кастрюли, спички, свечки, кусочки пленки, поварешки 2 шт., верховки для дежурных,
- скатерть (клеенка, полиэтилен),
- ножи столовые,
- компасы, карта, схема,
- ремнабор,
- аптечка,
- фонари, фотопринадлежности, спальные мешки (или сшитые одеяла).
Вес рюкзака для похода
Вес рюкзака определяется следующим образом:
- общий вес группового снаряжения + 1 кг продуктов на каждый день, на количество участников
т.е.: если вес общего снаряжения будет 60 кг, то вес у участника (в трехдневном походе): .60 кг + 3 кг продуктов – +3-4 кг 30 чел.
- личного снаряжения = 7-8 кг. Общий вес продуктов для группы в 33 человек на 3 дня – 90 кг.
Список походной аптечки
- бинты стерильные (узкие л широкие)» 10 шт.,
- термометр 2 шт.,
- липкий пластырь,
- жгут резиновый,
- ножницы,
- пинцет 1 шт,
- вата стерильная, мазь Вишневского,
- сода питьевая, крем от ожогов, йод 2 фл.,
- спирт нашатырный 1 фл., марганцовка,
- перекись водорода 100т, валерианка 1 фл., корвалол 1 фл.,
- зубные капли 1 фл.,
- анальгин 2 ст.,
- синтомициновая эмульсия 1 фл.,
- зеленка 1 фл.,
- нафтизин 1 фл.,
- аспирин 2 ст.,
- таблетки от кашля 2 ст.
Что надо иметь с собой.
Ремнабор: иголки, нитки, пуговицы, кусочки веревок для оттяжек., проволока, клей "Момент" и т.д..
Распределение обязанностей в группе-:
- руководитель,
- заместитель руководителя,
- завхоз по питанию (составляет меню, делает раскладку).
- завхоз по снаряжению ( руководит ремонтом, распределяет вес, следит за состоянием снаряжения),
- ремонтный мастер (комплектует и хранит ремнабор), фотограф,
- санитар (собирает, хранит аптечку, оказывает помощь),
- летописец( ведет дневник похода), выпуск газеты,
- обсуждение внутри отряда.
Подведение итогов похода
Многие туристические игры родились в походах. Они не сложны, но вносят оживление, развивают наблюдательность. Труппа ребят может заранее отобрать наиболее подходящие для маршрута.
Например:
- "Куда мы идем?" (юг, север). Во время движения руководитель внезапно спрашивает: "Куда мы идем?" Пользоваться компасом нельзя. Игра проводится в течение дня несколько раз. Точный ответ – 3 балла. Ответ с ошибкой до 45 – 2 балла и т.д.
- "Что осталось позади?". В этой игре надо ответить перечислением деталей и предметов, встреченных на пути. Каждая деталь – 1 балл.