Практические подходы к изобретательности и генерированию идей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Jkl33m.jpg

Изобретательность и смекалка — необходимые условия для возникновения новых идей. Они базируется на различных подходах, среди которых можно выделить следующие основные:

  1. Морфологический анализ и синтез.
  2. Метод контрольных вопросов.
  3. Матричное структурирование.
  4. Синектический метод.
  5. Метод фокальных объектов.
  6. Метод инверсии.
  7. Метод «мозгового штурма».
  8. Метод свободных ассоциаций.
  9. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).


1. Морфологический анализ и синтез.

Сущность метода состоит в том, что проводится структурный (морфологический) анализ объекта: выбираются несколько его составных частей (элементов) и для каждой из них находятся альтернативные решения. Далее проводится синтез: анализируются все возможные сочетания признаков, так как каждая комбинация представляет собой потенциальное решение.

При выделении 10 составных частей и разработке для каждой из них по 10 альтернативных решений общее количество вариантов будет равно 10 млрд. На практике некоторые из комбинаций могут быть уже известны, некоторые могут быть отвергнуты как нежелательные, тогда как некоторые могут обнаружить новые возможности.

Морфологический анализ часто описывается как метод прогнозирования, так как позволяет определить будущие достижения.


2. Метод контрольных вопросов (анализ характеристик). Процесс выработки новых идей основывается на использовании списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме. Например, можно использовать такие контрольные вопросы:

  • Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?
  • Можно ли это адаптировать?
  • Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее? Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Что можно скопировать? В чем можно превзойти?
  • Можно ли это как-то модифицировать: изменить цвет, вид движения, запах, форму, силуэт? Что еще можно изменить?
  • Можно ли это увеличить? Если «да», то что именно: частоту, мощность, размер? Можно ли придать этому новую ценность, добавив новое свойство или включив в состав дополнительные компоненты?
  • Можно ли это уменьшить? Если «да», то как это сделать: уменьшить размеры, повысить концентрацию, сделать миниатюрный вариант? Сделать ниже? Короче? Легче? Убрать какой-то компонент?
  • Можно дли вообще все поменять местами? Заменить плюс на минус? Двигаться не вперед, а назад?
  • Можно ли это скомбинировать? Объединить цели, силы, преимущества, идеи?


3. Матричное структурирование. Матричное структурирование проблем представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам идеи, а строки — отдельным аспектам этих идей, записанных в виде вопросов. Например:

  • Какое применение может найти данный предмет?
  • Где его можно использовать?
  • На кто его может использовать?

Ответы по каждому предмету записываются в соответствующие клетки матрицы.


4. Синектический метод. Техника синектики основана на аналогиях, помогающих членам группы взглянуть на проблему по-новому. Замечено, что новые важные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни.

Выделяются четыре вида аналогий:

  • прямые — проведение прямого сравнения между объектами или процессами, обладающими некоторыми общими характеристиками. Природа, в том числе растительный и животный мир, художественная литература дают много аналогов для творчества;
  • личные (метод ассоциаций) — «вхождение в образ». В процессе генерирования идей может оказаться полезным поставить себя на место придуманного образа и представить возможное поведение (состояние) в этих условиях;
  • символические, основанные на выражении проблемы в символах или образах, воображении наиболее оптимального решения, независимо от того, насколько невозможным оно окажется, а затем адаптации его к реальности;
  • фантастические — в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи, или какие-нибудь фантастические средства (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. д.)


5. Метод фокальных объектов. Данный метод заключается в том, что свойства одних объектов переносятся на другие. Для поиска слов (объектов переноса) обычно пользуются книгами и словарями.

Например, свойства помидора (круглый, сочный, вкусный) переносятся на подводную лодку: круглая лодка — подводный дом, сочная — со смазкой наружной поверхности для уменьшения трения, вкусная — в длительном плавании ее мебель и перегородки съедаются, поскольку сделаны из муки со специями.


6. Метод инверсии. Метод инверсии означает противоположный обычному взгляд на проблему и ее решение. Сопряженные части мысленно меняются местами: то, что внутри, ставят наружу, «вверх дном», «вывернутым наизнанку».


7. Метод «мозгового штурма». Метод «мозгового штурма» (брейнсторминг) представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками. В основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы участника нужно вырвать его из привычной обстановки и поместить в необычные условия, например сделать участником игры или дискуссии с элементами игры.

Данный метод не устраняет беспорядочных поисков, но он отражает важный механизм взаимодействия и развития идей: участник штурма А высказал первую идею, которую тут же видоизменил участник В, в результате возникла вторая идея. Теперь А видит свою идею иначе, что позволяет продолжить ее развитие и таким образом образуется цепь идей.

Подготовка к «мозговому штурму» начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6-12 ребят) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Любые, даже самые абсурдные, идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценки высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях.

Практика показывает, что метод «мозгового штурма» рационально использовать в тех случаях, когда предполагается получить:

  • развернутое представление о том, в каких направлениях может пойти развитие обсуждаемой темы;
  • широкий набор возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы;
  • круг факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения.


8. Метод свободных ассоциаций. Метод свободных ассоциаций — один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при выработке совершенно нового взгляда на проблему. На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.


9. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ — эвристическая программа, позволяющая путем последовательных операций шаг за шагом приходить к наиболее эффективному решению задачи без перебора всех возможных вариантов.

В процессе разработки новой идеи часто приходится иметь дело с «балансировкой» многих взаимосвязанных аспектов идеи, определяющих основные и вспомогательные характеристики идеи. Попытки улучшить значения одних аспектов часто приводят к ухудшению других.

АРИЗ базируется на системном подходе, основу которого составляет специальная программа (алгоритм). Цель — выявление в системно обсуждаемой идее недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия. При этом реализуется стратегия логического направленного поиска.

АРИЗ позволяет перевести задачу уровня высокого порядка в задачу первого уровня, решаемую перебором нескольких вариантов. Алгоритм содержит концентрированную информацию, списки типичных приемов и список способов их применения и т. д.