Праздничное настроение в Новый Год
Предновогоднее занятие с подростками
Особенно хорошо такое занятие пройдет с небольшой группой детей (13–15 человек), сидящих в кругу. На него потребуется около одного часа. Психолог, располагающий другим временем, может сократить или дополнить план занятия по своему усмотрению.
1. АССОЦИАЦИИ
Для того чтобы «разогреть» детей и прикоснуться к праздничной атмосфере, нужно попросить их по очереди ответить на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Новый год»? Это могут быть любые части речи, главное, чтобы ответы не повторялись».
Как правило, никаких затруднений это упражнение не вызывает. Многое здесь лежит на поверхности — мандарины, елка, салат «оливье», семейный праздник и т.п. Поэтому в небольшой группе можно предложить каждому высказаться несколько раз, для того чтобы услышать необычные ассоциации. После окончания упражнения вожатый благодарит детей и отмечает самые неординарные или забавные ответы (можно спросить у ребят, чем они вызваны).
2. МЕЧТА
Ведущий обращается к группе с небольшой речью, рассказывает о том, что люди всех возрастов любят Новый год и с детства ждут от этого праздника изменений в собственной жизни, сюрпризов и т.п. Можно рассказать о собственном отношении вожатого к празднику или о своих детских представлениях о нем. Важно только, чтобы это настраивало детей на предновогодний лад. Кроме того, вожатый может попросить высказаться желающих: какие яркие впечатления детства, связанные со встречей Нового года, есть у ребят, как сейчас они относятся к празднику. Надо быть готовым к тому, что мысли подростков будут не слишком радужными, прозвучат нотки разочарования или равнодушия. Однако в какой-то момент разговор придется прекратить и подытожить, высказав мнение, что, несмотря на все вышесказанное, каждый из нас в глубине души продолжает ждать от этого праздника чуда и радости. Потом ведущий раздает всем специально заготовленные заранее одинаковые листы бумаги и просит написать ответы на два вопроса:
1. Что (какую вещь) я мечтаю получить в новом году?
2. Какое качество характера я мечтаю приобрести в новом году?
Подписывать свою фамилию не надо. Необходимо предупредить, что ответы будут зачитаны вслух. Листы собираются и ждут до конца занятия. Вожатый может вместе со своими детьми выполнять задание.
3. МИНИ-КОНФЕРЕНЦИЯ
Вожатый делит группу на три подгруппы и объявляет начало шуточной конференции, посвященной проблеме Нового года. Каждой из подгрупп необходимо подготовить сообщение на одну из предложенных тем и ответить на вопросы остальных учащихся после выступления.
Темы заранее пишутся на карточках, и ребята вытягивают одну из них:
1. Каким должен быть идеальный Дед Мороз (внешность, характер, привычки)?
2. Какими обычаями можно заменить имеющиеся в России традиции встречи Нового года (например, что сделать вместо елки или традиционного обращения президента)?
3. Человек не чувствует приближения Нового года, у него нет ощущения праздника. Что можно сделать для возвращения предпраздничного настроения?
На подготовку «доклада» отводится 5 минут, после чего группы по очереди выступают, а остальные ребята и вожатый задают им вопросы. Когда все выступили, ведущий благодарит и объявляет конференцию закрытой.
4. МЕЧТА (окончание)
Вожатый напоминает о том, что в начале занятия все отвечали на вопрос, что они желают получить в будущем году. Ответы тщательно перемешиваются, и ведущий по очереди зачитывает их вслух. Получается что-то вроде портрета группы — какие материальные запросы у ее участников и какие пожелания к собственному характеру есть у ребят. Желательно не комментировать эти ответы и пресекать оценочные суждения со стороны подростков. После прочтения всех ответов вожатый благодарит учащихся и желает им выполнения их желаний, подчеркивая при этом, что во втором вопросе успех зависит исключительно от них самих.
5. НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА
Все участники делятся на пары, которые усаживаются рядом (желательно, чтобы в них не оказались лучшие подруги, которые обычно все делают вместе). Если одному подростку не хватило пары, то к нему должен присоединиться вожатый. Каждая пара получает чистый лист бумаги А4 и несколько цветных карандашей. Задание простое: нарисовать вдвоем открытку «С Новым годом!». Ведущий подчеркивает, что художественные достоинства произведения оцениваться не будут. Главное, чтобы это было совместное творчество и в итоге получилась именно поздравительная открытка. Можно попросить отойти при выполнении задания от привычных образов и штампов (символ наступающего года, елка), однако и это не важно. Подписывать работы не обязательно, но при желании можно. Необходимо предупредить, что получившиеся шедевры будут представлены на всеобщее обозрение. На выполнение дается 5 минут, после чего вожатый собирает открытки, перемешивает их, благодарит авторов и пускает произведения по кругу, чтобы каждый мог их рассмотреть. Обычно это проходит весело и комментарии подростков бывают скорее забавные, чем злобные. Вожатый может повесить эти открытки в своей вожатской.
6. ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Ведущий благодарит всех участников занятия за работу и поздравляет с наступающим Новым годом. Неважно, заранее это приготовленная речь или экспромт, главное, чтобы подростки услышали, что вожатый искренне желает им удачи в новом году и с нетерпением ждет новых встреч. Есть надежда, что дети ответят ему взаимностью.
По следам Деда-мороза.
Станционка, по заданному маршруту устраивать всем сюрпризы и поздравления.
ПОДАРКИ
Делите на несколько команд (Снегурочки, тигры и Дед Морозы), разные эстафетки, так как все посвящено новому году, то это были ассоциативные конкурсы (елка, снежинки, подарки, хоровод...) так вот подарки - на листе А4 впечатаны слова - подарки, далее встаете позади команды, один из команды впереди и читает эти слова, потом должен с подсказкой (но не называя слова) говорить что это. команда слова не видит, конкурс на время ,надо как можно больше слов угадать ( или 1 минута или 2), я как только слово угадали быстро показываете второе )))