Правила и особенности проведения бесед
Правила и особенности проведения бесед
Беседа — это форма умножения интеллектуальных возможностей ребят и выработки правильных путей управления вожатым подопечными. Почему же некоторые называют беседы одной из главных причин вечного дефицита времени? Обычно в таких случаях дело заключается в неумении проводить беседы. Вот и растягиваются они на долгие часы, и редкие ценные мысли тонут в болоте долгих словоизлияний. К сожалению, пока редко обучают будущих вожатых даже азам искусства проведения бесед. А ведь это действительно искусство, потому что, например, лишь очень искусный вожатый способен обеспечивать во время беседы конструктивное критическое рассмотрение выдвигаемых предложений, избежав при этом перехода критики на личности, личных обид и конфликтных ситуаций. Как же эффективнее и быстрее проводить беседы? Рассмотрим некоторые особенности этого вида общения.
I. Тип беседы
Многие беседы обречены на неудачу еще до того, как они начнутся. Почему? Потому что тот, кто будет вести эту беседу, забыл прежде всего подготовиться к нему сам. Он уподобился капитану, который желает управлять кораблем, не имея ясного представления о его курсе. Поэтому прежде всего необходимо четко определить характер этой беседы, которое вы намерены провести.
Выделяют следующие типы бесед:
- Учебное (конференция), цель которого дать участникам необходимые знания.
- Информационное, необходимое для обобщения сведений и изучения различных точек зрения на возникающие проблемы.
- Разъяснительное или мотивационное, в ходе которого вожатый стремится убедить своих подопечных в правильности проводимой программной политики и неизбежности предпринятых шагов.
- Проблемное, которое собирается для того, чтобы выработать метод решения существующих проблем.
II. Подготовка беседы
Для обеспечения высокой эффективности бесед с детьми вожатые должны придерживаться следующих пяти правил.
- Необходимо четко и однозначно определить для себя тему и желаемый результат беседы. Нередко тема определена так расплывчато, подразумевает столько аспектов, что после обсуждения у участников остается чувство неудовлетворенности. Кроме того, следует определить для себя, какой результат вам необходим: принять решение по тому или иному вопросу.
- Выберите место проведения беседы исходя из его целей. Условия размещения участников имеют очень большое значение для создания соответствующей обстановки. Помещение должно иметь нормальную температуру воздуха, хорошую вентиляцию и не слишком роскошную обстановку. Каждый из присутствующих должен иметь возможность без труда видеть и слышать вожатого или иного выступающего.
III. Начало беседы
Согласуйте с участниками беседы её правила. Поручите одному из участников подытожить позже результат.
IV. Организация дискуссии
Организовать дискуссию можно по-разному. Открытая и плодотворная дискуссия возможна лишь в атмосфере непринужденности. Советуем все время сохранять спокойный и дружеский тон, чрезмерная официальность способна задушить дискуссию.
Как же следует полемизировать, чтобы не обидеть и не унизить оппонента? Советуем вам придерживаться следующих правил.
- Несмотря на раздражение, говорите медленно и негромко.
- Обращайтесь не непосредственно к своему противнику, а ко всей аудитории. Благодаря этому возникает спокойная обстановка.
- В самом начале своей реплики подчеркните, что по некоторым вопросам взгляды ваши и вашего оппонента полностью совпадают. Можно даже подкрепить это каким-нибудь новым аргументом. И только затем можно переходить к контраргументам, формулируя их в виде конкретных вопросов.
Умелая постановка вопросов — самое верное средство управления дискуссией. Благодаря этому методу можно переключать внимание присутствующих с одной темы на другую; нацеливать внимание на те аспекты проблемы, которые еще остались в тени. Это дает возможность выяснить новые важные данные или заставить участников беседы занять более четкую позицию по тому или другому вопросу.
Одно из важнейших требований к ведущему беседы: не навязывайте с самого начала свою позицию остальным участникам. Помните, что должность вожатого придает вашим словам особый вес и те из присутствующих, которые придерживаются противоположных взглядов на рассматриваемую проблему, могут просто не решиться их высказать, чтобы не противоречить вам.
Кроме того, нейтральная позиция вовсе не исключает возможности высказать свое мнение. Только надо излагать его от третьего лица: «Недавно читал, что…» или сформулировать в виде вопроса: «А может быть, стоит…».
V. Завершение беседы
Заканчивая беседу, кратко суммируйте проведенное обсуждение и определите будущие мероприятия, которые планируется осуществить согласно принятому решению.
Беседу завершайте на позитивной ноте. Это позволяет добиться уверенности в том, что все присутствующие отчетливо понимают, о чем шла речь на беседе, у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс.
VI. Типы участников бесед
При проведении беседы следует исходить из того, что зачастую приходится иметь дело с одними и теми же характерными типами участников обсуждения. Ниже следуют советы относительно того, как с ними обходиться или как их нейтрализовать.
- Спорщик. Сохранять невозмутимость и деловитость. Предоставить группе участников опровергать его утверждения.
- Позитивист. Предложить ему подведение итогов, сознательно втянуть в дискуссию.
- Всезнайка. Призвать группу участников занять определенную позицию по отношению к его утверждениям.
- Словоохотливый. Тактично прерывать. Напоминать о регламенте.
- Застенчивый. Ставить несложные вопросы, укреплять уверенность в его силах.
- Негативист. Признать и оценить его знания и опыт.
- Не проявляющий интереса. Спросить его о чем-то. Привести примеры его сферы интересов.
- «Крупная шишка». Избегать прямой критики, применять технику «да, но…»
- Расспрашивающий. Адресовать его вопросы группе участников.
VII. Общие советы
Постарайтесь преодолеть неприязнь к беседам и научитесь извлекать из них максимальную пользу. Этого вам удастся добиться, если вы будете следовать следующим советам.
- Не пожалейте 10 минут на то, чтобы составить для себя хотя бы схематичный план предстоящей беседы. Наметьте, кому в какой очередности дать слово, на что обратить особое внимание присутствующих и чего от них надо добиваться.
- Приучитесь выделять в каждом выступлении основную мысль. Абстрагируйтесь от «словесного шума», который присущ многим, искренне полагающим, что кратко высказать свое мнение или предложение просто не клево, и поэтому старающимся полностью занять отведенное им по регламенту время.
- Подавляйте любые вспышки отрицательной или просто длительной эмоциональности в ходе бесед. Помните о том, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями, но зато сильно увеличивают продолжительность.
- Незамедлительно пресекайте попытки отдельных ребят заморочить голову остальным присутствующим, используя для этой цели крайне специфическую терминологию, понятную лишь им самим.
- Постарайтесь до самого последнего времени скрыть от участвующих в беседе ребят, то личное мнение, с которым вы пришли на эту беседу.