Посмотрите направо
Данная игра проводилась в районном лагере для вожатых и подростков в первый день заезда. Ребят и взрослых необходимо было познакомить друг с другом, сдружить лагерь, узнать, из каких мест собрались люди.
Игра прошла довольно живо и позволила, кроме всего прочего, проявить таланты, что очень актуально в первые дни. Ребята увидели, что другие могут с уважением говорить об их родине, что даже самой маленькой деревушке есть чем гордиться, если ее кто-то любит и помнит о ней.
Игра проводилась для аудитории в 53 человека. Организаторы увидели наиболее активных, творческих, раскрепощенных участников лагеря. На память нам осталась «карта», по которой проводилась наша заочная экскурсия.
Ребята и вожатые познакомились друг с другом. В финальном упражнении сказали, что даже не знали о существовании некоторых деревень, о том, что есть такие достопримечательности в нашем районе, совсем рядом, хотя были, к счастью, и те, кто знал все, о чем говорилось. Кроме того, все вместе посмеялись, поиграли, попели, почувствовали свою значимость и определенный уровень доверия.
Цель игры: знакомство участников лагеря друг с другом, с родным районом.
Материалы: 4 листа ватмана, карандаши, фломастеры, клей, журналы, фотографии, ножницы.
Время: 1 час.
ХОД ИГРЫ
Введение в тему
Ведущий. Здравствуйте, ребята и взрослые! Мы собрались здесь, чтобы совершить экскурсию по родному краю. Всего за один час мы должны побывать во всех местах ... района. Посмотреть на все достопримечательности, познакомиться с интересными людьми ваших сел, поселков и деревень, попить необыкновенной воды, пособирать грибы и ягоды, да мало ли что еще предложат нам наши экскурсоводы! Вам не терпится узнать, кто же будет нашими экскурсоводами? Рады вам представить: экскурсоводами... будете вы сами. Никто не сможет рассказать о своей местности лучше, чем тот, кто там живет, кто любит и знает там каждую улицу, каждое дерево...
Итак, вашим первым заданием будет объединиться в группы в зависимости от того, откуда вы приехали. Снизу на стульях написаны названия мест, из которых вы приехали. Вам нужно сесть в круг возле «своего» стула.
Но мы не можем начать экскурсию, не определив маршрута движения. Посмотрите, карта путешествия пока совершенно чиста. Вы должны сейчас подойти к карте, написать на ней название места, из которого вы приехали, и нарисовать или наклеить картинку, которая бы как-то характеризовала ваш населенный пункт.
Например, я приехала из ... Я подхожу к карте, пишу на ней название своего села и приклеиваю фотографию ...
Маршрут определен. Пора отправляться в дорогу. Но нам нужно определить вид транспорта, на котором мы поедем.
Игра «Кто на чем добирается»
Каждая делегация, представляясь, называет вид транспорта, на котором поедет. Вид транспорта должен начинаться на ту же букву, что и населенный пункт, из которого приехали участники. Фраза может быть такой: «Мы из ..., мы поедем на «Ниссане». Говорить каждой делегации придется хором.
Ведущий. Сейчас в течение 10 минут вам нужно рассказать о своей местности тем, кто сидит с вами в подгруппе. Вы можете рассказывать о достопримечательностях, об интересных людях, о традициях села, о предприятиях, об интересных случаях, связанных с вашими односельчанами. Задача подгруппы: внимательно выслушать выступающего (может быть, записывать, запоминать), а затем подготовиться пересказать услышанное так, будто вы проводите экскурсию.
Постарайтесь, чтобы было интересно, познавательно, эмоционально. Может быть, вы предложите нам искупаться в потрясающе красивом озере или реке, обхватить руками вековой дуб, который растет у вас, а может быть, расскажете прибаутки или споете песни. Порядок выступлений вы оговорите внутри подгруппы сами. На сочинение текста экскурсии вам дается 5 минут, каждый выступающий говорит не более 3 минут. Итак, приступаем к работе.
Предлагаю начать нашу большую экскурсию по родному району. Сначала мы поедем в сторону ...
Игра «Скачки»
Ведущий произносит текст, а участники выполняют действия, соответствующие тексту.
Ведущий. Поехали (хлопки по коленям, изображающие топот копыт), едем быстрее (темп ускоряется). Перед нами кочка (руками показывают волну вперед со словами «вау»), еще одна, болото (тянем то за одну, то за другую щеку), скачем дальше. Песок (потираем руки). Маленькая кочка (вау!), кочка побольше (вay!), высокая кочка (Вау! Чем выше кочка, тем громче произносится слово). Продолжаем скачки (хлопки по коленям), проезжаем мимо компании девушек (девочки машут руками, восторженно кричат «А-а-а!»), песок, кочка, большая кочка. Проезжаем мимо компании юношей (мальчики кричат «Эге-гей!»).
Посмотрите направо, мы подъезжаем к ... (Участники начинают рассказывать о своих селах, поселках и деревнях.)
Подведем итог нашей экскурсии. Пусть каждый из вас закончит предложение: «Оказывается...», сказав, что нового узнал за эту игру.
Человека всегда тянет в то место, где он родился и прожил много лет своей жизни. Даже если это самая маленькая деревушка, где живет всего десяток человек, все равно это место для любого остается самым родным, потому что это его Родина. Именно эти деревья, эта земля, эта дорога, эта скамейка дают человеку силу, насыщают его энергией.
Если хорошо подумать, оказывается, что совсем близко с нами так много интересного, а порой и чудесного, что нет смысла ехать за тридевять земель, чтобы увидеть мир. Сначала важно увидеть и узнать свой маленький мир, познать себя, узнать как следует историю своего села или поселка, своего района, своей республики. Вы сами смогли убедиться, что у нас есть чем гордиться, есть на что посмотреть, есть за что любить свой район. Ведь если есть на свете хотя бы один человек, который тебя любит и помнит, значит, ты нужен. Если есть на свете хотя бы один человек, который любит и помнит о своей родине, значит, она жива и нужна.
Пусть наша лагерная смена поможет каждому из вас лучше узнать себя, найти в себе сильные качества, узнать много нового, найти добрых друзей.
По своему усмотрению ведущий может либо добавить что-то, либо включить игру, которая в той или иной степени иллюстрирует экскурсию. Это могут быть, например, такие игры.
«Кольцо песен», в которых есть слово «дорога», «путь», «путешествие». Каждая подгруппа по очереди исполняет хотя бы по строчке из песни. Главное, чтобы там были эти слова.
«Нетрадиционное приветствие». Все участники хаотично ходят по комнате и приветствуют друг друга любым способом (спинами, коленками, стопами и пр.).
«Пропасть». Натягиваются две нитки, которые образуют «тропинку». Ширина тропинки должна быть равна примерно длине стопы. Группа делится пополам. Одна половина стоит на одной стороне, другая — на другой. Подгруппам нужно поменяться местами. Для этого по тропинке одновременно навстречу друг другу идут два игрока.