Подвижные игры 32

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
09-400m.jpg
034.jpg
X e2dafe9fm.jpg
X a598674am.jpg

Я – лучший пожарный!

Перед началом игры подготовь по три предмета одежды, которые участники должны хорошо запомнить. Одежда эта может быть нелепой – это сделает игру смешной. Когда все участники освоятся в новых костюмах, они начинают шагать под музыку вокруг стульев, стоящих спинками к центру. После того как музыка прерывается, «юные пожарные» снимают с себя по одному предмету одежды и кладут его на ближайший стул. Вновь звучит музыка, и движение продолжается до тех пор, пока не будут сняты все три предмета одежды. Все они, естественно, оказываются на разных стульях. Вот тут-то и начинается самое интересное. Ведущий кричит: «Пожар!», и наши «пожарники» начинают судорожно искать свои вещи и одеваться! Понятно, что победу одерживает самый расторопный.


Стульчик

Стульчики Очень популярная игра. Играли в нее с давних времен, называлась она по-разному. Да и сейчас существует много вариантов. Стулья поставьте в круг, игроки садятся лицом к центру, а водящий встает посередине. По команде «Пе-ре-ход!» все сидящие должны быстро пересесть на другой стул. В этот момент водящий тоже старается сесть. Кто остался без места, станет водящим или для всеобщей радости заплатит фант: исполнит шутливый танец, попрыгает на месте и т.д. Еще попробуйте сыграть так: ребят, сидящих на стульчиках, должно быть меньше, чем стульев. Одно место свободно. Водящий пытается занять его, но ему не дают это сделать, быстро пересаживаясь с места на место. Как только кто-то зазевается, водящий садится на свободный стул, а его сосед справа или слева становится водящим.


Чуткие турникеты

Раздели всех участников на две равные команды с четным количеством игроков. Одна команда – «турникеты», вторая – «безбилетники». Две равные по количеству конкурсантов шеренги становятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Получается несколько пар. Теперь этим парам надо разомкнуться так, чтобы расстояние между ними было приблизительно 1,5–2 м. Ведущий завязывает им глаза – они превратились в «слепые», но очень чуткие «турникеты». Если руки опущены – путь свободен. Но если они услышат какой-то шум, то тут же могут сомкнуть руки – путь закрыт. Все остальные пытаются пройти неслышно через «турникеты» и не попасться. Тот, кого ловят, выходит из игры. Когда все «безбилетники» попытаются пробраться через «турникеты», подсчитывают, скольким удалось дойти до финиша. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, в которой количество участников, прошедших все «турникеты», было большим.


Заяц без норки

Заяц без норки (вариант пятнашек) Эта игра хороша, когда участвуют не меньше 15 человек от 6 до 14 лет. Она требует свободного пространства, но можно играть и дома, если есть большая комната. Два участника – это бездомный «заяц» и «волк». Остальные ребята – «зайцы» и их «домики». Девять ребят встают группами по трое и берутся за руки. Получаются три «домика», в каждом из которых находится по одному «зайцу». По команде ведущего «заяц» начинает убегать от «волка». «Волк» пытается догнать «зайца», но тот прячется в чужом «домике». По условию игры в «домике» не должно быть больше одного «зайца». Поэтому, как только бездомный «заяц» заскакивает в «норку», бывший хозяин должен выбежать из него. «Волк» преследует новую жертву до тех пор, пока не поймает какого-нибудь «зайца». Тогда они меняются ролями.


Наседка и коршун

Это старинная классическая русская игра, в которую любили играть бабушки и дедушки, когда были детьми. В этой игре два главных действующих лица. «Наседка» охраняет «цыплят», которые выстраиваются за ней, крепко обхватив друг друга руками. Первый «цыпленок» крепко держится за пояс «наседки». Та, растопырив руки-крылья, не пускает «коршуна» к своим деткам. Задача «цыплят» – не отрываться друг от друга. «Коршун» должен обмануть «наседку» и «цыплят», неожиданно повернувшись, успеть запятнать последнего. Он может выиграть и в том случае, если цепочка разорвется. Запятнанный или оторвавшийся «цыпленок» становится «коршуном». Игра длится, пока не будут пойманы все «цыплята».


Жмурки наоборот

Все мы прекрасно знаем этот вариант игры, где одному игроку завязывают глаза, а остальные разбегаются по комнате, поддразнивая, а иногда и подталкивая несчастного водящего. Поймав наконец кого-нибудь, он с радостью передает ему черную повязку. В «Жмурках наоборот» только водящий без повязки, а у всех остальных глаза завязаны. У водящего в руках колокольчик. Иногда он звонит, и ребята пытаются поймать его, определяя, откуда доносится звук. Сколько веселья и неразберихи в этой игре! «Слепые» зачастую ловят «слепых», думая, что это водящий. Выигрывает тот, кто наконец поймает «звонаря». Но теперь еще надо определить, кто это. Только если удастся его опознать, можно снимать повязку и брать колокольчик. Водящий с завязанными глазами сидит на стуле. Игроки («разбойники») с разных концов комнаты неслышно подбираются к заветному «сокровищу». «Сторож» очень внимательно слушает. Как только ему кажется, что с какой-нибудь стороны возникает опасность, он тут же указывает рукой в этом направлении и говорит: «Стоп!» «Разбойник» должен немедленно остановиться. Другие игроки в это время продолжают подбираться. Те, кто оказываются в метре от стула, попадают «на двор», и тут они должны быть особенно внимательными. Если здесь их остановит «слепой сторож», то придется возвращаться на место, где они начинали игру, и продолжать. «Сторож» тоже должен ответственно относиться к своим действиям. Ведь если он беспричинно, по мнению ведущего (а он в этом конкурсе судья), будет останавливать игроков, ему придется водить еще раз. Побеждает тот, кому первым удастся добраться до приза.


Капканы

Одна из самых любимых детских подвижных игр. Игру «Капканы» любят дети от 5 до 13 лет. Желающим поиграть мамам и папам обычно достается роль ворот. Два человека встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх, образуя ворота. Дети бегут по кругу и пробегают под воротами. Ворот должно быть несколько, одни ворота на 4–6 детей. Располагаются они на одинаковом расстоянии друг от друга. По команде ведущего «Побежали!» дети бегут под воротами. Ведущий говорит: «Стоп!», и ворота превращаются в капканы, родители опускают сомкнутые руки и ловят одного или двух детей. Пойманные ребята теперь сами становятся ловцами, берутся за руки с родителями, образуя маленькие капканы. Теперь хоровод детей пробегает сквозь них. Постепенно капканы растут, пойманных ребят становится все больше. В конце концов, пойманными оказываются все, а если есть непопавшиеся ловкачи, их можно наградить призами.


Безумная карусель (пятнашки)

Очень увлекательная и красочная игра в «пятнашки». Все встают в хоровод и расходятся так, как позволяют им вытянутые руки. Ведущий мелом проводит перед игроками черту. Все оказались на внешней стороне круга. Теперь надо опустить руки и повернуться направо. По команде: «На старт, внимание, марш!» игроки бросаются вдогонку друг за другом по внешней стороне круга, не забегая в круг и стараясь запятнать впереди бегущего. Тот, кого запятнают, сразу же выключается из игры. Когда в соревновании останется 2–3 участника, его надо прекратить и объявить этих ребят победителями. Не бегайте долго в одном направлении, чтобы не закружилась голова. По команде ведущего «Кругом!» «карусель» начинает кружиться в противоположную сторону.


Котя-котя, продай дитя!

Участники этой старинной игры представляют, что каждый имеет у себя по ребенку. А часто даже приглашают маленьких детей и сажают их перед собой. Если же играют без детей, то ставят у ног большие игрушки или подушки. Все садятся в круг. Водящий подходит к первой паре и говорит: «Котя-котя, продай дитя!» Мальчик (или девочка) не соглашается отдать и потому отвечает: «Сходи за реку, купи табаку». Водящий уходит и обращается к другому игроку с такими же словами. Игрок отвечает: «Продал!» и бежит по кругу в одну сторону, а водящий – в другую. Кто прежде прибежит к проданному, т. е. обнимет его или схватит за руку, тот садится, а опоздавший снова начинает покупать.


Кошки и мышка

Игра-беготня в просторном помещении для ребят разного возраста. Предложи ребятам сыграть в один из вариантов широко известной игры «Кошки–мышки». Все, кроме двоих игроков, берутся за руки, незамкнутый круг – это воротца, через которые бегают «кошки». Их двое, а «мышка» одна. «Кошки» должны догнать «мышку». Это не так просто, ведь у «мышки» есть преимущество – она может свободно пробегать между всеми игроками, а ее преследователи – нет. Если «кошки» ее догоняют, то все втроем становятся в круг, а им на смену выбираются новые «кошки» и «мышка».


Где твое гнездо?

В эту игру любят играть дети от 3 до 12 лет. Ребятам очень нравится играть с родителями. Да и многие родители не откажутся поиграть – они только и ждут приглашения. Ведущий станет «совушкой». Мамы и папы в этой игре получают роль деревьев. Они замирают в разных позах, соответствующих характеру или внешним признакам деревьев: стройная елочка, корявый вяз, могучий дуб и т.д. Получается замечательный лес. Ребята получают роли зверей и птиц. Все они равными группами по 3–4 человека распределяются под деревьями. Там их гнезда. По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» звери и птицы покидают гнезда. Они бегают, прыгают, радуются солнышку. Но звучит команда: «Ночь наступает – все замирает!», и все должны моментально вернуться. «Деревья» строго следят, чтобы под ними прятались только свои обитатели. Тот, кто замешкался и потерял свое «гнездо», выбывает из игры. Проигрывает и тот, кто, находясь под своим «деревом», «ночью» пошевелился. Его тут же заметит хищная птица – «совушка». Во втором туре игра усложняется: после команды «День наступает – все оживает!» «деревья» двигаются по всей площадке, меняются местами, изменяют позы. Теперь ребятам надо быть очень внимательными, чтобы не потерять свои «гнезда».


Дракон-самоед

Очень энергичная и жизнерадостная восточная игра, по степени веселья и всеобщего азарта сравнима лишь с перетягиванием каната. Массовые праздники в Китае, Корее, Вьетнаме проходят очень ярко и эмоционально, и дракон всегда является одним из главных действующих лиц. Понадобится свободное пространство. Чем больше людей принимает участие, тем лучше. Все игроки встают друг за другом, руки кладут на пояс или на плечи стоящего впереди и очень крепко держатся. Тот, кто оказывается первым, получает роль головы дракона, а последний, конечно же, становится «хвостом». По команде ведущего под громкую, ритмичную музыку (на Востоке это барабаны) «голова» бросается в погоню за своим «хвостом». Колонна игроков подвижна как ртуть, «тело дракона» извивается. Задача участников – при любом повороте, при резком ускорении или остановке не оторваться от партнера. Тот, по чьей вине цепочка распалась, выходит из игры, и соревнование продолжается. Для поимки «хвоста» «голова» пускается на всевозможные хитрости: резко меняет направление, ритм. Когда «голове» все же удастся поймать «хвост», тот станет «головой», а игрок, теперь оказавшийся последним, – «хвостом».


Перетягивание каната

Эта веселая, шумная игра нравится всем. Для соревнования нужен крепкий канат: в спортивном, туристическом, автомобильном магазине обязательно найдется страховочный или буксировочный канат подходящей толщины. Посередине привяжи яркую ленточку. На полу отметь контрольную линию. Все разбиваются на две команды. Каждая команда берется за свой конец веревки. По знаку ведущего участники тянут канат в свою сторону, чтобы перетянуть узелок с ленточкой за контрольную линию. Бывает, что игроки так входят во вкус, что устраивается настоящий чемпионат по перетягиванию каната между семьями; папами и мамами; девочками и мальчиками. Чтобы уравнять силы, один мальчик выступает против двух девочек, а один взрослый – против двух-трех малышей.


Берегись!

В эту игру могут играть от 5 до 100 человек. Сыграй в нее с одноклассниками или вместе с ребятами параллельного класса. Для игры нужна веревка длиной от 3 до 10 м. Протяните веревку возле стены, привязав ее на высоте не выше коленей, а в длину от 5 до 20 шагов (смотря по числу играющих). Между стеной и веревкой в ряд становятся все игроки, кроме того, который начинает игру. Он становится за веревку и, бегая по всему ее протяжению, кричит: «Берегись – раз! Берегись – два! Берегись – три!» При последнем слове он, перескочив через веревку, ударяет кого-нибудь и с криком «Пойман!» хватает его за руку, быстро перепрыгивает вместе с пойманным обратно через веревку. Затем оба, держась за руки, кричат три раза: «Берегись!», перепрыгивают, ударяют третьего и с ним возвращаются за веревку. Игра продолжается до тех пор, пока половина не будет поймана. Воспрещается выбегать за веревку, а ловцы во время «охоты» крепко держат за руки своих товарищей. Они должны перепрыгивать через веревку все разом. Не разрешается ловить, если веревка нечаянно порвется или упадет на землю. Если ловцы разорвут веревку, то они разбегаются, а находящиеся за веревкой стараются их поймать. Каждый пойманный должен нести на своей спине поймавшего к веревке. Если ловимые разорвут веревку, то ловящие преследуют их, и пойманные несут их на себе.


Салат

Игра похожа на «Стульчик». Приготовьте стулья на один меньше, чем будет игроков. Все садятся, один остается в круге. Он «раздает» каждому и себе тоже названия фруктов, овощей. Например, получилось так: 3 яблока, 3 груши и 4 банана. Стоящий в кругу выкрикивает одно название: «Груша!» Те, кто получили название этого фрукта, должны встать и поменяться местами. Ведущий тоже старается занять место. После перемещений остается один лишний. Он выкрикивает название одного фрукта или сразу двух. Если же звучит слово «салат», то все игроки должны поменяться местами. Игра может продолжаться до бесконечности.


На унос

Эта игра очень древняя, немного напоминает регби. Для игры выберите обширную поляну или любую свободную просторную площадку. Сначала прочертите центральную линию, делящую поле пополам. На равном расстоянии от центральной линии, параллельно ей, справа и слева начертите линии, за которыми располагаются «города» противников. Расстояние от центра поля до «города» зависит от возраста играющих, оно должно быть не меньше 15 м. Играющие делятся на две команды. Один из игроков в центре поля бросает мячик вверх, а остальные стараются поймать его, унести и положить в своем «городе». Одна партия уносит в свою сторону, другая – в противоположную. За унесшим гонится команда соперников, старается отнять мяч и унести в свою сторону. Однако уносящий, если его атакуют, может быстро перебросить мяч товарищу. Тот – следующему, и т. д. Победа фиксируется тогда, когда мяч прижат рукой к земле в своем «городе». Команда, у которой унесли мячик, считается проигравшей.


Перетяни за линию

Отличное соревнование для большого количества школьников. Лучше проводить его на природе, хотя оно хорошо проходит и в зале. Все ребята становятся в шеренгу, рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера поворачиваются кругом. Все берут друг друга под руки. Получились две команды, смотрящие в противоположные стороны, но сцепленные между собой. Вдоль шеренги, с той и с другой стороны, на расстоянии 2–4 м (в зависимости от возраста и физической силы участников) проводятся две параллельные линии. Задача команд – по сигналу ведущего перетянуть соперников за свою линию. Победа фиксируется, когда хотя бы один из участников противоборствующей команды затянут за линию.


Водяной

Для игры приготовь длинную веревку (не менее 3–4 м). Свяжи ее кольцом. Все игроки берутся за веревку двумя руками и растягивают так, чтобы она нигде не провисала. Водящий, он же Водяной, стоит в середине круга, как в омуте, окруженный веревкой. Ребята встряхивают веревку в такт словам: «Водяной, водяной, поиграй-ка ты со мной!» Поддразнивая водящего, они могут эти слова повторить несколько раз. Водяной неожиданно бросается к одному из игроков и двумя движениями правой руки пытается коснуться обеих рук игрока, держащего веревку. Если ему это удается, Водяным становится запятнанный игрок. Но если водящий успел коснуться только одной руки, то он продолжает водить. Таким образом, для того чтобы спастись от Водяного, достаточно успеть убрать одну руку. Мастерство игрока состоит в том, чтобы перебросить веревку из руки в руку, не уронив, бросать веревку запрещается. Во время игры, до и после атаки водящего, игрок обязан держать ее двумя руками. Если он трижды уронит веревку, сам становится водящим. Если водящий – маленький ребенок, ему разрешается пятнать игроков двумя руками.


Веселое путешествие

Игра особенно хороша тем, что дает возможность непоседливым малышам пробежаться по всем комнатам, а если праздник происходит в школе, то по школьным залам и даже лестницам. В теплую погоду можно выбраться на улицу. Возьми на себя роль ведущего. Ведущий: Мы превращаемся в поезд. Если я – паровоз, то вы кто? Ребята: Вагоны! Ведущий: Становитесь за мной! Все становятся позади ведущего. Под веселую музыку поезд, извиваясь, движется по комнатам. Ведущий (резко тормозит): Стоп! Красный свет! Машинист доволен или нет? Ребята: Нет! Ведущий: Верно! Он от возмущения и нетерпения топает ногами – вот так! Ведущий вместе со всеми топает ногами. Ведущий: А если желтый, хлопает в ладоши: скоро поедем. Вот так! Все хлопают в ладоши. Ведущий: А если зеленый, кричим: «Ура! Поехали!» Веселая езда на поезде сопровождается сердитым топотом, если ведущий объявляет: «Красный свет!»; аплодисментами, если объявлен желтый; громким криком «Ура!», если объявлен зеленый. Вдруг ведущий объявляет станцию. А название у нее необычное – «Прыгалкино»! Значит, здесь все прыгают – кто выше. Начинаются самозабвенные прыжки. Ведущий командует: «Поехали!» Путешествие продолжается. Станции сменяют одна другую: «Хохоталкино», «Кружилкино», «Обнималкино». Можно придумать и другие станции.


Самый выносливый

Эта игра хороша для спортивных праздников или привалов во время турпоходов, там, где ребятам хочется побегать, помериться друг с другом силами. Для нее не надо очень много места, достаточно 20–50 м свободного пространства, в зависимости от возраста и физической готовности участников. Такова длина дистанции, по которой они побегут. Прочерти две линии: линию старта и линию промежуточного финиша – либо поставь два флажка или две метки. В этом конкурсе главное – не прибежать первым, а так распределить свои силы, чтобы «перебегать» всех. По команде все участники в удобном для них ритме, в среднем темпе, устремляются к промежуточному финишу. Когда все достигают его, останавливаются, а потом бегут обратно, к линии старта. Постепенно ребята начинают сходить с дистанции. Главное условие: нельзя бежать через силу, устал – отдохни. За этим внимательно следит ведущий. Сошедшие с дистанции становятся зрителями, начинают активно болеть за оставшихся участников. Побеждает самый выносливый, оставшийся единственным на дистанции. Если ведущий видит, что на дистанции осталось несколько равных по силам игроков, он может объявить всех победителями. Главное, чтобы дети получили удовольствие от бега, а не надрывались ради победы.


Рыбалка-догонялка

Очень любимая детьми веселая, энергичная, подвижная игра. Ее хорошо проводить, когда детей много. Сначала ограничьте площадку, если дело происходит на улице. Это делается для того, чтобы убегающие игроки не могли разбежаться очень далеко. Тогда их будет просто не поймать, и игра потеряет смысл. Вся площадка называется «озеро», все участники, кроме двух «рыбаков», – это «рыбки». «Рыбаки» встают напротив «рыбок», берутся за руки и по сигналу ведущего бросаются вдвоем на ловлю. Их задача – догнать, окружить «рыбку» и поймать ее в свои объятия. «Рыбка» считается пойманной, если «рыбаки» сомкнули руки вокруг нее. Теперь она становится «рыбаком». «Рыбаки» берутся за руки и образуют «сеть», а потом, когда вновь пойманные игроки присоединяются к ним, – огромный «невод». Очень забавная и радостная картина, когда ватага ребят, взявшись за руки, носится по школьному двору с криками и визгом. Обычно выигравшими считаются две последние непойманные «рыбки», в следующей игре они становятся «рыбаками».