Подборка конкурсов
КОНКУРС
Конкурс - это соревнование на лучшее выполнение задания. В нем мо-гут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть от-дельным самостоятельным мероприятием. Конкурсы обеспечивают условия, в которых каждый участник может проверить свои знания, умения, способности. В коллективной борьбе за по-беду формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепля-ются положительные установки на овладение теоретическими и практиче-скими умениями, вырабатывается потребность в самовоспитании. Эффективность этой формы зависит в значительной мере от продуман-ных программ, их продолжительности и направленности, тесной связи с дру-гими формами воспитательной работы. В программу конкурсов должно вхо-дить не только сообщение определенной информации, но, главным образом, отработка наиболее важных интеллектуальных и практических умений. Программу, творческие задания, перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения конкурса, разрабатывает оргкомитет. Для оценки выполнения участниками конкурса каждого элемента тео-ретического и практического задания создается жюри. При оценке учитыва-ется время, затраченное на выполнение задания, качество его выполнения, умение рационально. организовать свои деятельность. выбрать оптимальные средства и методы решения стоящих задач. Для этого разрабатывается сис-тема оценок по каждому элементу конкурса. Перед началом конкурса пред-седатель жюри знакомит его участников с условиями, проводится жеребьев-ка. В конце конкурса подводятся итоги. Конкурсы могут проводиться письменно или устно, могут быть испол-нительскими и творческими. Существуют различные виды конкурсов.
КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ ПЕСНИ
Исполнение какой-либо песни может сопровождаться ее инсцениров-кой с элементами декораций и костюмированием. При подготовке к этому конкурсу учащимся могут быть даны задания следующего характера: - прочитать книги, отражающие историческую обстановку периода соз-дания песен, которые коллектив избирает для исполнения на конкурсе; - подобрать отрывки из художественной литературы, стихи для иллю-страции песен; - подготовить рассказ об истории создания избрании песен и инсцени-ровку одной из них; - составить альбом фотографий, репродукций, документов, отражаю-щих события в исполняемых песнях. В процессе исполнения песен все коллективы показывают, как они творчески отнеслись к выполнению полученных заданий.
КОНКУРС "ЖИВЫХ" КАРТИН
Каждый коллектив готовит определенное количестве "живых"картин по картинам художников, либо по определенным темам из области политики, живописи и т.д. "Живые" картины декорируются и костюмируются. Конкурс позволяет выявить наиболее "фантазерскую" группу или ко-манду. Проводится очень быстро и вносит разнообразие в вечер отдыха.
КОНКУРС ПЛАКАТОВ
Широко распространены конкурсы плакатов. Готовясь к конкурсу, учащиеся не только расширяют свой кругозор, но и высказывают определен-ное отношение к различным явлениям общественной жизни. Они учатся точ-но и выразительно отображать как положительные факты, так и имеющиеся недостатки, с которыми необходимо бороться. Вначале выбирается и обсуждается идея плаката. С помощью материа-лов периодической печати, подбирая иллюстрации из журналов, альбомов, буклетов учащиеся составляют план-проспект. В план-проспект входят пред-полагаемое название, содержание плаката, примерное расположение изобра-зительного материала, его размер. Затем принимается решение, какими художественными средствами можно воплотить идею плаката в жизнь. Это может быть рисунок, фотогра-фия, аппликация. В коллективной разработке и обсуждения эскиза определя-ется роль каждого в выполнении задания. На этом этапе педагог помогает учащимся правильно распределить свои силы, корректирует работы всех участников так, чтобы они отражали общий замысел, идею конкурса. Одним из условии конкурса должно быть требование умения авторами раскрыть свой замысел, рассказать о выбранном сюжете. Поэтому на заклю-чительном этапе коллектив обдумывает, в какой форме представить на кон-курс давний плакат. это может быть драматическая композиция, где цен-тральное место займет выполненный учащимися плакат, выражающий идеи композиции; пантомима, выступление агитбригады и др. Конкурсная комиссия (жюри) отбирает и оценивает представленные работы, дает их развернутую характеристику. Прежде всего оценивается со-держание плаката, его связь с идеей конкурса, выбранной темой. Преподава-тель изобразительного искусства в качестве эксперта комиссии дает оценку художественному решению темы. Особое внимание обращается на аккурат-ность, самостоятельность и коллективность выполненной работы. На заклю-чительном этапе (на вечере) каждый первичный коллектив демонстрирует свой плакат, и уже после этого жюри подводит итоги конкурса.
КОНКУРС САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конкурс самодеятельности - одно из важных средств выявления твор-ческих способности учащихся, их художественных талантов. Проводится, как правило, в два этапа. Первый этап - это конкурс в первичных коллективах. Здесь выявляются возможности участия в конкурсе всех воспитанников. Проводится соответст-вующая работа для того, чтобы каждый член коллектива принял участие в доступном ему виде художественной деятельности: чтении стихов, басен, от-рывка художественной прозы, исполнении песен, романсов, частушек, тан-цах, игре на музыкальных инструментах, оригинальных жанрах и т.д. Жюри определяет лучшие номера. При этом отмечает каждого участника, подчер-кивая достоинства его выступления. Второй этап - конкура самодеятельности всего коллектива учебно-воспитательного учреждения. Он может проводиться в разных вариантах. Один из них состоит в предоставлении каждому первичному коллективу оп-ределенного времени для выступления, в течение которого должен быть дан концерт-композиция, включающая различные жанры: массовая песня, разго-ворный жанр, сольное или ансамблевое пение, оригинальный жанр (фокусы, спортивные номера), танцы, сатира, юмор и др. Возможен такой вариант, когда каждому первичному коллективу пре-доставляется право свободного выбора любого номера художественной са-модеятельности. Ограничение может быть лишь в их количестве. Жюри подводит итоги конкурса, поощряет его победителей.
КОНКУРС "ЦИЦЕРОНОВ"
Конкурс "Цицеронов" - одна из форм воспитательной работы, содейст-вующая развитию интеллекта учащихся, их ораторских умений, способности логично мыслить, эстетически выразительно и ярко оформлять свои сужде-ния на заданную тему. Эта форма работы чаще всего используется как элемент вечера, как од-на из разновидностей конкурсов. В форме конкурса "Цицеронов" может быть также проведено одно из заседаний литературного кружка. Проводится дан-ный конкурс без предварительной подготовки. В этом его особенность и ос-новной смысл. Участники конкурса выбираются ведущим вечера (или другого меро-приятия) или определяются по желанию присутствующих. Ведущий предла-гает участникам конкурса тему речи-импровизации. Темой может стать лю-бое явление окружающей действительности. Оформляется тема назывным предложением, в котором дается лишь какое-то понятие: Дружба, Любовь, Весна, Ромашка, Роза, Кино и т.д. которыми вефствуэт их коллектив. Так создается цепочка, звенья которой взаимосвязаны, оканчивают школу стари-екласенша, их де ло продолжают подростки, для которых оно уже не ново, а там подрастают младше школьники, продолжая переданную им эстафету по-иска.