Подборка игр на местности 7

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Normal b15d94638c90522c4254b95b578460cem.jpg

Игры на открытом воздухе обладают наиболее сильным оздоравливающим и общеукрепляющим эффектом. Особенно полезны такие игры детям из крупных городов, которые проводят много времени в душных помещениях в скованной позе (за партой, за компьютером). Игры на местности развивают у детей быстроту, ловкость и выносливость; формируют умение ориентироваться на местности при помощи плана местности и компаса; способствуют выработке таких качеств, как находчивость, внимательность, коллективизм.

Особенно подходят игры на местности подросткам, так как они создают множество возможностей для проявления личной активности и инициативы, лидерских способностей. Правила многих игр достаточно сложны, и при их использовании для младших школьников потребуется упростить задания, сократить маршрут и др.

Для организации игр на местности педагогу необходимы комплекты цветных флажков и карточек из цветной бумаги, «волчатник» (веревка с привязанными к ней яркими лентами, которой обозначаются границы игровой территории), часы, секундомер, свисток, компас, крупные карты местности. Также педагог должен обладать навыками ориентирования на местности с помощью компаса и карты, умением чертить точный план местности.

Игры на местности можно проводить в летнем оздоровительном лагере, на туристическом слете, во время экскурсии в лес или парк.


1. «По следу».

Играющие делятся на несколько команд. Каждая команда выбирает капитана. Также члены каждой команды выбирают свой знак (крест, стрелка, круг и т.д.), которым капитан будет отмечать свой маршрут. Капитаны получают от педагога листы бумаги, на которых отмечены место старта и финиша, маршрут, количество знаков («следов») и примерное расстояние между ними. По сигналу капитаны уходят по своим маршрутам. Расстояние между маршрутами разных команд должно быть 30-50 м., протяженность каждого маршрута – около километра. Через 15-20 минут по «следам» капитанов отправляются команды. Выигрывает команда, не сбившаяся с пути и пришедшая к финишу раньше других. Если места финиша разных команд находятся далеко друг от друга или вне прямой видимости, на финише каждую команду должен ждать «судья» с часами, чтобы отметить время прибытия. «Судьями» могут быть и капитаны команд.


2. «Найди флажки».

Играющие делятся на несколько команд; команды выбирают капитанов. Капитанам выдается 5-10 флажков (в зависимости от возраста играющих) определенного цвета и лист бумаги с обозначенным на нем замкнутым маршрутом протяженностью до километра. На маршрутном листе указано направление движения, точки установки флажков, количество шагов между флажками, изменения направления движения с указанием угла поворота. Установив флажки, капитаны возвращаются к месту старта и отдают листы педагогу. Затем педагог выдает командам маршрутные листы, на которых обозначен маршрут, но не указаны точки установки флажков. Задача команды – как можно быстрее пройти маршрут и собрать флажки. Капитаны команд не участвуют в поиске флажков. Побеждает команда, отыскавшая все флажки своего цвета и прибывшая к финишу первой.


3. «Погоня за лисицами».

Из числа играющих выбирают 2-4 «лисиц» (в зависимости от общего количества детей). Каждой «лисице» выдается большое количество цветных карточек. Все играющие – «охотники» и «лисицы» – собираются на старте. Обозначаются границы игровой зоны, которая должна представлять собой квадрат со сторонами 1,5-2 км. По сигналу педагога «лисицы» выбегают со старта в одном направлении. Пробежав около 50 метров, «лисицы» начинают оставлять за собой «след» – бросать цветные карточки через каждые 10 шагов. «Лисицы» стараются сбить охотников со следа – петляют, бегут по спирали, зигзагом, перепрыгивают через канавы и т.д. Как следует запутав «охотников», «лисица» прячется на расстоянии примерно 30 шагов от последнего «следа». Через 5-10 минут после старта «лисиц» по сигналу педагога «охотники» начинают поиски, ориентируясь по «следам», оставленным «лисицами». Поиски продолжаются определенное время (около 30 минут), после чего «охотники» и «лисицы» по сигналу преподавателя (свистку и др.) возвращаются к месту старта. «Охотник», обнаруживший «лисицу» до истечения времени, отведенного на поиски, сам становится «лисицей» в следующей игре.


4. «Найди клад».

Играющие делятся на несколько команд. Педагог обозначает границы игровой территории площадью примерно один квадратный километр (лучше всего подойдет участок леса). На игровой территории педагог прячет несколько (10-20) предметов (или флажков, конвертов с письмами и др.). «Клады» обозначаются точками на плане местности, сделанном в масштабе 1×100 м или 1×50 м. Если играющих 15 человек и больше, их можно разделить на несколько команд. Если детей меньше 15-ти, лучше сделать игру индивидуальной. Играющие собираются на старте, и педагог раздает всем игрокам (или капитанам команд, если игра командная) планы игровой территории, на которых обозначены «клады». По сигналу педагога дети отправляются искать «клады». «Клад» принадлежит тому игроку или членам той команды, которые обнаружили его первыми. Побеждает тот игрок (или команда), который принесет к месту финиша больше «кладов». Можно ввести также ограничение во времени: на поиск «кладов» отводится определенное время и, по его истечении, педагог дает второй сигнал (свисток и др.), услышав который, играющие должны как можно быстрее собраться на финише. Место старта игры может являться одновременно и местом финиша.


5. «Идите прямо».

Игра проводится в густом лесу в 200-300 метрах от опушки. Педагог обозначает место старта (в лесу) и линию финиша (на опушке). Также педагог заранее проходит по азимуту от места старта к линии финиша, каким-либо образом отмечая точку своего выхода к линии финиша (точка находится рядом с приметным деревом или кустом; точка отмечается невысокой палочкой, камнем или другим знаком, понятным и заметным только педагогу). Играющие делятся на несколько команд. Капитану каждой команды дается компас. Также членам каждой команды сообщается один и тот же азимут, по которому дети должны выйти к определенному месту на опушке леса. Команды стартуют по очереди, с промежутком 5-10 минут (в зависимости от возраста детей). Выйдя к линии финиша, каждая команда должна остановиться. Побеждает команда, остановившаяся ближе всех к точке, отмеченной педагогом.


«Кладоискатели»

Цепь: учит ориентироваться в природе, учить понимать ее и не бояться окружающего мира. Вид деятельности: умственная и физическая. Необходимое снаряжение: сладкий клад (набор сладостей, упакованный в полиэтиленовый пакет), маршрутные листы для каждой команды, план местности. Количество участников: не ограничено, в каждой команде по 10-15 игроков. Время проведения: 1,5-2 часа.

Описание игры: эта игра требует большой подготовки. Суть игры заключается в том, чтобы участники нашли клад, который закопали «бандиты». Чтобы до него добраться, они должны посетить «заветное место» (каждая команда свое). В этом «заветном месте» их ждет новое сообщение о том, к какому «заветному месту» им необходимо отправиться сейчас. Эти места участники должны приблизительно знать, они не должны быть для них новыми.


«Захватчики»

Цель: командная игра, воспитание взаимовыручки и ответственности каждого за результат. Вид деятельности: физическая. Необходимое снаряжение: номерки от 1 до 10 для каждой команды ( в зависимости от количества игроков в ней). Количество участников: не ограничено, но равное в каждой команде. Время проведения: до 2 часов.

Описание игры: все участники делятся на две команды. Каждому игроку выдается номерок. Цель игры заключается в том, чтобы взять в плен как можно больше игроков противоположной команды. Но есть одно условие – каждый игрок может взять в плен только того противника, у которого номер меньше или равен его номеру, а номерки спрятаны и предъявляются только при аресте. Если же номерок противника больше, его приходится отпустить и быстро убегать, так как он, в свою очередь, может взять в плен своего «захватчика». Игра заканчивается, когда одна команда полностью пленит другую.