Побуждение к активности детей в планировании смены

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
2597988625 5b79486a38m.jpg

В разных детских лагерях, конечно, по-разному. Но очень часто мы, взрослые, все решаем за них. Сценарий данного мероприятия как раз и направлен на то, чтобы пробудить детскую активность, поставить детей в позицию активных проектировщиков собственной жизни в лагере.

Сценарий очень простой, он может проводиться во время сбора "Рождение отряда". Подходит для детей разных возрастных категорий, начиная с младших подростков. Ведущим может выступать вожатый. Основное условие — дети и взрослые должны понимать друг друга и доверять друг другу.

Время проведения: 1–1,5 часа.


ПЛАН

Этап 1 — мотивирующий

  • Работа в командах
  • Создание общего списка

Этап 2 — проектировочный

  • Работа в мини-группах: мозговой штурм
  • Создание общего списка
  • Индивидуальное самоопределение

Этап 3 — планирование


ЭТАП ПЕРВЫЙ — МОТИВИРУЮЩИЙ

Работа в командах

Работа начинается с того, что дети вспоминают все мероприятия, в которых дети ранее, до этой смены в лагере, участвовали и которые (мероприятия) можно было бы применить в лагере.

Ведущий предлагает участникам разбиться на несколько команд. Каждая команда должна вспомнить как можно больше мероприятий для отряда. Каждая команда по очереди называет по одному мероприятию. Побеждают те, кто последним назовет мероприятие. Все ответы детей фиксируются ведущим на доске (на листке). Таким образом, мы получаем список перспективных дел отряда.

Далее ведущий просит ребят вспомнить свое отношение к каждому из этих мероприятий. Здесь наверняка будут события, оставившие яркое впечатление. Будут мероприятия, которые не понравились, вызвали неприятные эмоции. А будут и такие, которые припоминаются с трудом. Отношение к ним можно назвать нейтральным.


Создание общего списка

Каждому ребенку предлагается поработать со списком мероприятий, отметить свое отношение к каждому событию. Этот этап можно проводить двумя способами. Либо ведущий заранее готовит список мероприятий и детям раздается готовый бланк, в котором они знаками («+», «–», «+/–») отмечают свое отношение. Либо эта работа проводится на доске или со списком, составленным со слов детей. Преимущество первого способа в том, что дети выражают именно свое отношение, здесь нет давления большинства. Зато второй вариант позволяет сразу увидеть выборы детей, здесь не требуется специальной работы по сведению воедино их ответов. В зависимости от особенностей отряда и решаемых задач ведущий может сделать свой выбор в пользу того или иного варианта.

Хотелось бы предостеречь ведущих от ситуации, в которую однажды попали мы с коллегами. Начало данного мероприятия построено как конкурентное. Дальнейшая же работа предполагает равноправное сотрудничество детей. Как правило, участники очень быстро и безболезненно переходят к взаимодействию, не требуя специальных объединяющих технологий. Но однажды мы работали в группе с очень выраженными конкурентными отношениями. И работа в командах актуализировала реальные проблемы участников. Нам понадобились специальные техники для объединения группы. Эта работа потребовала дополнительного времени, эффективность проектировочного этапа была низкой.

Поэтому возможно, что разбивка на команды оправдана лишь в том случае, когда отношения в отряде изначально доброжелательные и партнерские. Тогда этот этап помогает участникам настроиться, повышает их активность. Если отношения остро конкурентные, лучше работать всем отрядом, по очереди вспоминая мероприятия прошедших этапов жизни детей.


ЭТАП ВТОРОЙ — ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

Мозговой штурм

Участники разбиваются на мини-группы. Состав и количество определяется особенностями отряда. Иногда можно провести просто жеребьевку, создавая случайные группы. Иногда специально разделить детей, находящихся в состоянии конфликта. Очень важно, чтобы в мини-группе были дети, готовые плодотворно сотрудничать друг с другом.

Задача участников — придумать как можно больше мероприятий, которые можно провести в своем отряде в течение смены лагеря. В зависимости от степени активности коллектива отряда можно расширить задание. Если дети готовы работать не только для себя, можно попросить их придумать мероприятия для всего лагеря, или для вожатых, или для детей младших отрядов.


Создание общего списка

Далее составляется общий список предполагаемых мероприятий. Как правило, он получается очень большим. Для того чтобы понять, какие из этих мероприятий интересны большинству детей, проводится процедура голосования.


Индивидуальное самоопределение

Каждый ребенок должен подойти и отметить те события, в которых он готов принять участие. Кроме того, каждый отмечает еще и степень своего участия: готов включиться как рядовой участник, или готов быть организатором, или готов быть помощником при подготовке.

Например, напротив заинтересовавшего мероприятия ребенок ставит букву «У» — если готов быть только участником, «О» — если готов выступать как организатор, «П» — как помощник. После этой процедуры список становится заметно короче.


ЭТАП ТРЕТИЙ — ПЛАНИРОВАНИЕ

Дальнейшая работа проводится только с мероприятиями, помеченными буквой «О». Ведущий говорит о том, что все пожелания детей будут учитываться при составлении плана работы. Но если никто из отряда не готов отвечать за проведение какого-то дела, нам остается надеяться только на добрую волю других людей: вожатых или, может быть, детей других отрядов. Те же события, которые готовы подготовить и провести мы, должны быть запланированы заранее.

Ведущий знакомит детей с планом работы на следующий период смены в лагере, рассказывает, какие мероприятия, носящие обязательный характер, туда уже включены (например, общелагерные мероприятия или отрядные дела, проводимые в обязательном порядке). Составляется единый план работы.


На этом данное мероприятие завершается.

Самое главное — чтобы хотя бы часть запланированных детьми дел состоялась. Проведя детей через эту процедуру, мы обязаны сделать все, чтобы их интересы реализовались.

К сожалению, реально так бывает не всегда. Дети не прощают этого взрослым. В следующий раз пробудить их активность и творческую мысль будет невероятно сложно. И мы будем вздыхать и говорить о том, что детям ничего не нужно.

Поэтому в заключение хочется предостеречь вожатых: если вы понимаете, что в данном лагере нет условий для проявления детской активности и самостоятельности или в силу каких-то обстоятельств такой возможности нет и в вашем отряде, лучше не проводить это мероприятие.

Перефразируя известное изречение, хочется сказать: «мы в ответе за тех, кого пробудили к активности».




Смотреть также...