Плавание
Соревнования по плаванию
Соревнования по плаванию проводятся под руководством инструктора по физической культуре или инструктора по плаванию на проверенных и оборудованных местах.
Дистанция зависит от размера водоема (бассейна) и возраста участников, но она не должна превышать 50 м. Плавание относится к видам сильно «помолодевшим». И удивительного не будет в том, что в лагере могут быть дети, имеющие спортивные разряды взрослых наряду с ребятами, которые совсем не умеют плавать или едва проплывают 10—15 м.
Соревнования проводятся личные, командные и лично-командные.
А как же с теми, кто только что в лагере научился плавать? Для привлечения к участию в соревнованиях всех умеющих плавать и для стимулирования процесса обучения плаванию одним из этапов может быть соревнование на проплывание определенных отрезков. Например, за проплывание 10, 15, 20 или 25 м пионер получает для своего звена соответственно 1, 2, 3 и 4 очка. Звено выигрывает соревнования, если оно наберет большее количество очков. Причем о данных условиях все дети оповещаются с первых дней смены.
Занятия по плаванию
Плавание занимает в пионерском лагере особое место. И это понятно: из лагеря ни один школьник не должен уехать домой, не научившись плавать. Это первостепенная задача.
Вторая, не менее важная задача заключается в том, чтобы ребята, еще плохо умеющие плавать, научились уверенно держаться на воде.
Главное—правильно организовать занятия по плаванию. Если другие отрядные занятия носят комплексный характер и включают упражнения по различным разделам, то занятия по плаванию отличаются тем, что направлены единственно на обучение плаванию и тренировку. Проводят занятия инструктор по плаванию и инструктор по физической культуре.
К проведению занятий привлекаются вожатые и педагоги, имеющие соответствующую подготовку, они получают инструктаж к каждому занятию.
Но руководители не могут обойтись без помощи пионеров-инструкторов. Это в большинстве пловцы-разрядники. Они могут не только правильно показывать упражнения, но и дежурить на берегу, на спасательных лодках.
В предыдущем разделе«Купание»уже было сказано, что в каждом отряде в результате проверки будут три группы пионеров: хорошо умеющие плавать, плохо умеющие плавать и неумеющие плавать. Во время отрядных занятий каждая группа работает, конечно, по своему плану. Особое внимание уделяется неумеющим плавать.
Кроме отрядных занятий, группы неумеющих и плохо умеющих плавать могут получить дополнительную возможность повторять заданные упражнения. Это утреннее купание после зарядки или вместо зарядки (руководит инструктор по плаванию), перед полдником (руководит инструктор), во время купания (под руководством вожатого или инструкторов). Для данных групп как отрядные, так и дополнительные занятия должны быть обязательными при любых обстоятельствах (кроме болезни). К этому необходимо подготовить ребят.
Планирование производится так, чтобы у каждого отряда за неделю было по 3—5 занятий, но не за счет времени, отведенного на купание: в утренние часы—с 10 до 12 ч, в вечерние часы—с 17 до 19 ч. Продолжительность занятий 30—40 мин.
Количество занимающихся в одной группе, особенно неумеющих плавать, не должно быть более 10—15 человек. Минимальная температура воды во время занятий с детьми до 9 лет +21°С, с детьми до 10 лет и старше +18°С.
Для обучения плаванию нужно подготовить 20—25 досок длиной 90—100 см и шириной 25—40 см, гладко оструганных и с закругленными углами с одной стороны. А для игр—резиновые мячи. Оборудование места для плавания в открытом водоеме производится тщательно и заблаговременно. Оно должно отвечать элементарным нормам, без которых нельзя проводить занятия и купание: твердый грунт дна, чтобы во. Время занятий вода не становилась грязной; дно очищается от коряг, камней и других предметов. Скорость течения может быть такой, чтобы она не ощущалась детьми; глубина для неумеющих плавать 90—100 см.
Поддержание строгой дисциплины на занятиях—залог успешного освоения программы и предупреждение от несчастных случаев.
Обучение кролю
Обучение способу плавания кроль на груди и спине При выполнении упражнений по освоению с водой дети уже почувствуют, что могут держаться на воде, а это очень важно. Не менее важно, чтобы во время скольжения по воде тело было выпрямлено. Не следует пытаться слишком задирать голову для вдоха, так как это затрудняет удерживание тела в прямом положении.
Изучение на суше движений ног и рук при кроле: сидя на скамейке или на земле, имитировать технику движений ног. То же лежа поперек скамейки.
Техника движений ног при кроле на груди в воде, упираясь о берег руками или держась руками за бортик бассейна. То же со скольжением на груди с вытянутыми вверх руками, лицо в воде. То же с использованием доски.
Сидя в воде, имитировать движения ног при кроле на спине. То же, держась руками за бортик бассейна.
Имитация движения рук на суше,стоя с наклоном туловища вперед:«мельница»вперед, как в кроле на груди;«мельница»назад, как в кроле на спине.
Движения руками при кроле на груди, стоя по пояс в воде, подбородок касается воды. То же с ходьбой.
Плавание на груди с опущенным в воду лицом, с задержанием дыхания, с движениями ног и гребками рук.
Плавание кролем на спине с движениями ног и рук.
Техника дыхания с поворотом головы. Выдох производится в воду. То же с движениями рук.Координация всего процесса плавания кролем на груди—наиболее трудная ступень. Не всем она быстро дается.
Сначала детям нужно предложить кроль без выноса рук. В этом способе дышать можно, не опуская голову в воду. А рука делает гребок до вертикального положения, сгибается в локте под водой и вытягивается вперед. В это время делает гребок другая рука.
Купание
Купание—одно из самых интересных и любимых мероприятий в лагере. Оно приносит детям много радости, является прекрасным средством для укрепления здоровья и закаливания.
Проводится купание под руководством инструктора по физической культуре (инструктора по плаванию, если он не занят в это время занятиями с неумеющими плавать). Во время купания должен присутствовать медицинский работник с медикаментами для оказания помощи. Вожатые и воспитатели отвечают за организацию купания своего отряда, им легче проследить, кому из детей нужно купаться меньше, чем другим.
Сложности организации купания возникают в связи с тем, что в любом отряде детского лагеря будут дети, не умеющие плавать, и первостепенная задача—научить их плаванию.
На первом купании проверяется умение плавать. Детей, проплывающих 50 м, отнесем к хорошо умеющим плавать (1-я группа), проплывающих 10—15 м—к плохо умеющим плавать (2-я группа), остальных—к неумеющим плавать. Перед каждой группой совет физической культуры может поставить определенные задачи к будущей спартакиаде лагеря: 1-й группе подготовиться к выступлению в спартакиаде за свой отряд; 2-я группа должна натренироваться к проплытию 25, 50, 100 м соответственно возрасту, тогда каждый принесет отряду одно очко; ребята 3-й группы также принесут по очку, если научатся проплывать 10—15 м.
Таким образом, первую половину купания следует организовать так, чтобы оно было своеобразной тренировкой по заданию инструктора по плаванию под наблюдением вожатого. Для лучшего осуществления контроля удобно купающихся разбить на пары.
Это позволит им следить друг за другом, чтобы предотвратить несчастный случай.
Вторая часть занятий посвящается произвольному купанию. В это время ребята могут принимать участие в играх под руководством вожатого или развлекаться самостоятельно.
Вожатый во время купания отряда тоже находится в воде и, не дожидаясь сигнала о выходе из воды, сокращает продолжительность купания детям, которые переохладились.
С первых дней инструктор по физической культуре устанавливает сигналы и предупреждает о них всех ребят и вожатых. Вот, к примеру, сигналы свистком. Первый сигнал будет означать построение на берегу и расчет, второй—начало купания. Тем детям, которым врачом предписано ограниченное купание, входят в воду позже, чтобы выходить из воды вместе. Третий сигнал—выход из воды, построение и расчет. Он может быть одновременно и первым для построения группы, которой только предстоит купаться. Вместо свистка можно применить беззвучные сигналы. Например: первый сигнал—поднятый вверх флаг, второй—резко его опустить и третий—-опять поднять его. Опыт показал, что поднимание флага оказывает более сильное психологическое воздействие, чем свисток: стоит одному увидеть взметнувшийся флаг, как сигнал мгновенно облетит всех купающихся. {Купание нужно так организовать, чтобы дети не заходили в воду сразу после приема солнечных ванн или разгоряченными игрой, а дать им отдохнуть 10—15 мин. Лучше проводить купание детей по звеньям, но не больше чем по 10—12 человек. Только при наличии полной гарантии безопасности можно доводить количество купающихся до двух звеньев. Места, где проводится купание, должны быть обеспечены спасательными кругами, шестами, веревками, лодками.Длительность купания в первые дни не должна превышать 3 мин, а в конце смены она может доходить до 15—20 мин. Медперсонал определяет продолжительность купания в зависимости от температуры воды и воздуха, возраста детей и тренированности.