Перспектива

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2617015135 6283921197m.jpg

Игра «Перспектива» предназначена для старших подростков. Ее цель — помощь старшим подросткам в осознанном профессиональном выборе. Игра разработана с учетом того, что все учащиеся планируют получить высшее образование. Она рассчитана на 2,5 часа; требования к оформлению, театрализации и помещению минимальны.

РАЗМИНКА

Упражнение «Те, кто...» Участники встают в тесный круг. Ведущий стоит в центре. Ведущий. Поменяйтесь местами те... (варианты: у кого голубые глаза, кто собирается поступать в вуз, кто уже представляет, в какой области он хотел бы работать, и т.д.). Задача участников, объединенных этим признаком, поменяться местами, соблюдая главное условие — нельзя занимать соседнее освободившееся место. Задача ведущего — успеть встать в круг во время всеобщего обмена. Оставшийся без места становится ведущим.

Упражнение «Здравствуй!» Все участники встают в два круга — внешний и внутренний — лицом друг к другу. Ведущий. Сейчас мы будем здороваться попарно. Каждый раз в новой паре это нужно сделать каким-либо новым способом. Начали: поздоровайтесь с приятным для вас человеком; с человеком, которого вы уважаете; с бывшим одноклассником, встретившись через год после окончания школы и т.п.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит не обычная игра. Вы уже десятиклассники, через год вы оканчиваете школу. А что потом? Сегодня у вас будет возможность заглянуть в будущее. Возможно, во время игры у вас появятся вопросы, желание что-то обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или во время классного часа. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет отражаться в вашем «Зачетном листе». После разминки и вводной к игре ведущие уводят старшеклассников в холл перед актовым залом, где звучит музыка «Школьные годы чудесные...». Раздаются «Зачетные листы», ребята по одному заходят в актовый зал, дверь за ними громко захлопывается и закрывается на замок. Музыка обрывается. Этот ход был сделан для усиления эмоциональной реакции на символическое проживание расставания со школой.

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя _________________________________________

Отряд ________________________________________________

1. Цвет моего чувства

______________________________________________________

2. Я выбрал эту профессию потому, что

_______________________________________________________

3. Цвета моих ответов в тесте

1. 2. 3. 4.

4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы

________________________________________________________

5. Мой «багаж»

________________________________________________________

6. Значимая для меня жизненная цель

_________________________________________________________

ЧУВСТВА

Все садятся в круг, ведущий предлагает старшеклассникам представить ситуацию после окончания школы. Ведущий. Выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. Одиннадцать школьных лет позади... Какие чувства вы испытываете? Поделитесь, пожалуйста. Ребята отвечают. Наши школьники в основном говорили об ощущении взрослости, грусти по школьным временам, грусти от расставания с друзьями. Радостных чувств типа «Ура, наконец-то!» не было. Когда переживание прощания со школой перешло на слезный уровень, один из ребят повернул обсуждение в другое русло: «Ну ведь все от нас зависит, мы ведь и приходить сюда можем, и встречаться классом, и ездить куда-то все вместе». Таким образом, упражнение было закончено на мажорной ноте. После того как все участники высказались, ведущий просит их зафиксировать цвет своего чувства в «Зачетном листе».

ПРИНЦИП ВЫБОРА

Участники остаются сидеть в кругу, каждый получает лист альбомного формата, в центре круга лежат маркеры, фломастеры. Ведущий. Напишите каждый на своем листочке основной принцип, которым вы руководствуетесь при выборе своей будущей профессии. После того как вы напишете это, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чей принцип близок вашему или интересен вам. Задача ведущего на этом этапе — помочь ученикам сформулировать этот принцип. Далее ребята объединяются в группы. Ведущий. Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа: почему именно он является основополагающим или почему он так важен для вас. В нашей игре участники разбились на три группы: одна (малочисленная) образовалась по принципу «Моя профессия должна приносить пользу обществу», две другие — «Моя профессия должна быть мне интересна». После того как каждая группа представила свои списки, ведущий организовал обсуждение. Оно было бурным, ребята вышли на принципиальные позиции: что важнее — обеспечить хороший материальный уровень своей семье или реализовать свой профессиональный интерес, нравственно ли приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д. По окончании дебатов ведущий предлагает участникам групп еще раз примерить к себе свой принцип и решить, остается ли он в силе. Каждый записывает свой принцип выбора профессии во второй пункт «Зачетного листа».

ЦЕЛИ СТУДЕНЧЕСТВА

Ведущий ставит в центр круга коробки с маленькими квадратиками из цветной бумаги пяти цветов (желтый, зеленый, синий, красный, коричневый). Каждый участник игры получает лист с тестом. Ведущий. Я буду зачитывать вслух тест, а вы должны выбрать те варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. По каждому пункту можно дать только один ответ. После выбора вы должны взять из коробки цветной квадратик, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте (см. ниже). После завершения теста у вас должно быть четыре квадратика.

ТЕСТ

1. Экзамен — это:

возможность закрепить и систематизировать свои знания;.

неприятная ситуация: всегда есть опасность получить неважную оценку и испортить диплом;

возможность в приятной компании провести ночь за подготовкой;

если преподаватель противоположного пола — возможность обратить на себя внимание;

u возможность выделиться на фоне однокурсников.

2. Я считаю, что посещать занятия:

важно, особенно те, которые способствуют профессиональному росту. Если курс неинтересный, лучше пойти в библиотеку;

надо так часто, чтобы получить достаточно знаний для успешной сдачи экзамена;

приходится, тем более что они бывают интересными;

надо, особенно те лекции, на которых объект твоих симпатий сидит за соседней партой или стоит за столом;

необходимо, так как это характеризует тебя как ответственного и исполнительного человека.

3. Свободное время студента:

его так мало (институт, библиотека, стажировка, научный кружок), что не стоит о нем говорить;

принадлежит ему;

это встречи, тусовки, затеи, поездки, путешествия, безумные поступки — таких лет больше не будет;

это романтические встречи, ухаживания, плавно переходящие в брак;

возможность выстроить отношения, которые в будущем помогут найти хорошую работу.

4. Подготовка к семинарам:

это большая кропотливая работа: подготовка в библиотеке, осмысление материала, продумывание выступлений;

это необходимость подготовить материал, который преподаватель обязательно спросит;

конечно нужна, но хорошо бы пойти в библиотеку компанией;

это возможность задать вопросы интересующему тебя лицу;

если воспользоваться дополнительной литературой, можно продемонстрировать всей группе и преподавателю свою компетентность в самых непростых вопросах.

Пока один ведущий работает с участниками, второй развешивает на стендах или стенах большие листы цветной бумаги тех же цветов, что и квадратики в коробках. Ведущий. Теперь посмотрите на цвета набранных вами квадратиков. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну квадратиков разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет. Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их, другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей.

Желтый (первые ответы) — превращение в профессионала.

Красный (вторые) — возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний.

Зеленый (третьи) — активная студенческая жизнь.

Синий (четвертые) — устройство личной жизни.

Коричневый (пятые) — карьерные устремления.

Ведущий. Теперь те, у кого поровну разных квадратиков, выберите, какая цель студенчества вам ближе, назовите ее и подойдите к соответствующему цвету. Теперь занесите, пожалуйста, ваши цели в «Зачетные листы». На этом этапе ребята работали легко, с юмором воспринимали разные варианты ответов. Важным моментом для ведущего здесь является разведение для учеников двух похожих в их глазах целей — превращение в профессионала и получение возможности работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий говорит ребятам о том, что стать профессионалом за пять лет учебы в институте — это трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой.

ДЕЛА СТУДЕНТА

Для этого этапа необходимо заранее подготовить плакат со всевозможными видами деятельности студента. Мы сделали этот плакат в виде неразрезанного паззла и ксерокопировали его для каждой группы. Части плаката: серьезная подготовка к каждому экзамену; расширение круга знакомств; работа по будущей специальности; поездки в студенческие лагеря; стажировки; походы; посещение научного кружка; свидания; поездки по мировым студенческим картам; тусовки; посещение конференций; подработка, дающая деньги; подготовка к семинарам; путешествие автостопом по миру; воспитание ребенка; сон на лекциях; дискотеки; летние трудовые отряды; создание семьи; работа в научном обществе; чтение научной литературы; посещение выставок; спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка); работа, дающая знакомства; прогуливание лекций; хобби и т.д. Ведущий. Сейчас вам надо разделиться на группы. В каждую группу входят участники с одинаковыми целями студенчества. Мы дадим каждой группе плакат со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача — выбрать из этого перечня важные для вас дела и занятия. Ведущие в шутливой форме корректируют работу групп: например, группа, целью которой является активная студенческая жизнь, выбирает дело «серьезная подготовка к каждому экзамену». Ведущий может поинтересоваться: а как же студенческая жизнь, что с ней будет, если серьезно готовиться к каждому экзамену? Ведущий. Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами занятий. Каждая группа составляет и зачитывает режим недели. Ведущий. Представьте, что вы пять лет функционируете в таком графике, который вы только что нам прочитали. Что вы будете чувствовать? Идет обсуждение, в конце которого участникам, неудовлетворенным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу, чья жизнь понравилась больше.

МОЙ «БАГАЖ»

Ведущий. Запишите в «Зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через пять лет прожитой по вашему плану жизни. Каждая группа вслух зачитывает свой «багаж». В нашей игре оказались представленными только три цели студенчества — не образовались группы с целями устройства личной жизни и карьерными устремлениями. Десятиклассники работали вдохновенно, дополняли списки студенческих занятий, были поражены объемом труда, который надо вложить в профессиональное становление. Труднее всего шла работа в группе с целью активной студенческой жизни: ребята быстро пресытились составлением плана развлечений и с завистью посматривали на «трудяг». Но работа этой группы была важна в качестве демонстрации утрированно недобросовестного отношения к учебе в вузе, что потом отразилось в их «багаже».

ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ

Все участники садятся в круг. Ведущий зачитывает список возможных целей жизни человека и предлагает каждому подумать, какая из них является значимой. В зале задернут сценический занавес, за ним еще до начала игры ведущими были развешаны ватманские листы с разными жизненными целями (на каждом листе — одна цель). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает за него тех, кто определился с выбором жизненной цели. Участники проходят за занавес и встают около листов. Затем ребята озвучивают свой выбор: какой личностный смысл каждый вкладывает в цель? Что под ней понимает? Почему именно эта цель представляется наиболее важной? После обсуждения цель записывается в «Зачетный лист». Ведущий. А теперь посмотрите в ваши «Зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Нет ли каких-то рассогласований? Этот этап — некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат проделанной работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то — рассогласованность. Например, девушка своей жизненной целью выбирает счастливую семейную жизнь. При этом она пять лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению. У молодого человека цель — блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Безусловно, все случаи такого несовпадения нуждаются в дальнейшем индивидуальном обсуждении. «Зачетные листы» после обсуждения сдаются для анализа.

РЕФЛЕКСИЯ

Перед рефлексией желательно сделать перерыв на десять минут. На наших играх этот этап обычно проходит в другом помещении, что помогает ребятам легче выйти из игровой ситуации. Ведущий собирает участников в круг, предлагает поделиться чувствами, мыслями, состоянием, задать вопросы ведущим или друг другу. На рефлексии этой игры мы получили такую обратную связь.

— «Понравилось». Понравилось, что была возможность услышать друг друга, поспорить о принципиальных вопросах.

— «Мы очень устали». Действительно, игра шла два с половиной часа в высоком темпе, была эмоционально и интеллектуально насыщена. Включенность ребят была очень высокой, накал не ослабевал вплоть до кульминации.

— «Мы не ожидали, что учиться в вузе сложно, мы думали, что сейчас, во время подготовки в институт, труднее всего, а потом поступишь — и отдыхай». В этом плане можно сказать, что игра выполнила некую мотивационную задачу по отношению к учебе в вузе.

— «Я не заглядывал раньше так далеко в будущее». Игра расширила жизненную перспективу, показала взаимосвязь между всеми этапными решениями, продемонстрировала возможность и необходимость выстраивания долгосрочной жизненной перспективы.

— «Я не ожидал, что среди моих одноклассников есть ребята, у которых такие взгляды на жизнь». Одним из наиболее удавшихся моментов игры было обсуждение принципа выбора профессии.

По моему мнению, игра прошла удачно. Конечно, этому способствовали как предварительная профориентационная работа, так и большой опыт участия ребят в психологических мероприятиях.