Перепись населения лагеря
Особенностью детского лагеря является то, что набор детей и посещение ими творческих объединений осуществляется на добровольной основе. То есть только сам ребенок может решить, продолжать ему занятия в данном творческом объединении или нет.
Поэтому очень важно создать психологически комфортные условия для воспитанников, буквально с первой минуты пребывания в учреждении ребенок должен почувствовать себя свободным, нужным, счастливым.
Особое внимание необходимо уделить формированию и сплочению детского коллектива, более быстрому знакомству детей через решение общей творческой задачи. Для этого традиционно используются большие психологические игры, объединяющие всех воспитанников и вожатых, которые обычно проводятся в начале лагерной смены.
Проведение игр по сплочению детских коллективов способствует быстрой адаптации ребят в новых условиях, стабильности коллектива.
Цель: Создать условия для сплочения коллектива. Предоставить возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.
Возраст участников: 9–14 лет.
Время игры: 1,5 часа.
Материалы:
- 1. Рабочие карты «Перепись населения» (по одной штуке на объединение); сводная карта «Перепись населения».
- 2. Ручки, карандаши, краски.
- 3. Указатели станций.
- 4. Карточки для деления на пары.
- 5. Колокольчик.
- 6. Пиктограммы для психогеометрического теста, характеристики психогеометрических типов.
- 7. Чистые листочки.
- 8. Списки предметов для «Необитаемого острова».
- 9. Мячик, нагрудные таблички по количеству участников, иголочки.
- 10. Музыкальное сопровождение.
ХОД ИГРЫ
Вводный этап
Участники приходят в свои отрядные холлы, заполняют визитные карточки, и вожатый вносит данные в карту переписи населения. Карты сдаются ведущему. Для дальнейшей игры все приглашаются в актовый зал.
Ведущий. Я рада видеть вас сегодня в этом зале. Рада видеть знакомые лица — это значит, что вам нравится в нашем лагере; рада видеть новые лица — значит, у нас появятся новые друзья. Здесь собрались участники нескольких творческих объединений. Возможно, вы уже знакомы. Если нет, то сегодня вам представится возможность познакомиться. А если вы уже знаете друг друга, то в течение сегодняшней встречи сможете открыть что-то новое в своих знакомых. Сейчас в течение двух минут вам необходимо придумать название команды, чтобы присутствующие могли понять, кто вы и из какого творческого объединения. Также вам нужно подумать над приветствием другим командам. Представление и приветствие команд. Год назад такие же ребята, как и вы, а возможно, и кто-то из вас, приезжали в лагерь «...». Так постепенно родилась живая душа нашего лагеря «...». И жива она до сих пор. Но кто же будет населяеть этот светлый, уютный дом сегодня? Чтобы узнать это, в день сей — в детском лагере «...» проводится перепись населения! И чтобы случилось это, вам предстоит пройти пять путей, посетить пять мест. Сейчас каждая команда получит маршрутный лист. Ваш маршрут указан в верхней строке. На каждой станции вы вместе со своим вожатым должны будете заполнить одну графу и подвести итог. Как это сделать, вам подскажут хранители станций. На каждой станции вы сможете пробыть лишь 10 минут. Когда начинать и заканчивать работу, вам подскажет звонок колокольчика. На последней станции вы получите творческое задание, которое вам предстоит выполнить самостоятельно, без ваших вожатых. А вожатые тем временем вернутся сюда, в зал, и подведут итоги переписи населения. В добрый путь!
Станция первая. Биографические данные
- 1. Назвать свое имя (по кругу).
- 2. Упражнение «Передай по кругу». По кругу передавать воображаемые предметы: розу, кирпич, горячую картошку, грязь, маленького котенка, чистую родниковую воду.
- 3. Построиться в шеренгу по возрасту, по знаку зодиака, по цвету глаз.
Все полученные сведения педагог записывает в карту переписи. В итоге должны получиться данные о том, какого возраста воспитанники, сколько их, какого цвета глаза и сколько их (детей с конкретным цветом глаз), что-то еще о детях.
Станция вторая. Наши ценности
1. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»
Ведущий. Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте те, у кого есть сестра», — и все те, у кого есть сестра, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру.
2. Упражнение «Счет до 10»
Ведущий. Мы с вами помыли руки чистой родниковой водой, поздоровались друг с другом, а сейчас проверим, насколько хорошо мы понимаем друг друга. Встаньте в плотный круг. Опустите взгляд на кончики пальцев ног. Наша задача — коллективно сосчитать от 1 и далее. Причем каждое число может назвать только один человек. Если какое-то число произнесли два и более участников, то счет начинаем заново с единицы.
3. Упражнение «Закончи предложение»
Ведущий. Сейчас в работе нам поможет мячик. У кого в руках он окажется, тот должен продолжить фразу: «Больше всего в человеке я ценю...» Данные фиксируются в таблице. И подводится итог: какое качество в группе ценится больше всего.
Станция третья. Наши увлечения
Ведущий. Сейчас вы получите картинки. Рассмотрите внимательно, что изображено на вашей карточке. Рассмотрите картинки у участников группы и встаньте рядом с тем человеком, у кого такая же картинка, как и у вас. В парах расскажите друг другу о своих увлечениях, о том, чем вы любите заниматься в свободное время. Постарайтесь, чтоб ваш рассказ был содержательным, к примеру, если вы любите читать, то какая книга вам нравится больше всего или что вы читаете сейчас. Итак, вы что-то узнали друг о друге, кто-то больше, кто-то меньше. Сейчас каждая пара расскажет нам о своих увлечениях следующим образом. Один из вас сядет на стул, а второй встанет за его спиной, положит руки на плечи и начнет рассказ об увлечениях сидящего от его имени. То есть если перед вами сидит Саша, вы рассказываете о его увлечениях от первого лица, как если бы сам Саша о них говорил. Если вам уже нечего больше сказать, представьте, что бы еще мог добавить Саша?
Группа может задавать уточняющие вопросы. Итог: какие увлечения есть у детей и их количество.
Станция четвертая. Психогеометрия.
Наши особенности
На стенах висят листы бумаги с изображением геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг. Ведущий. Вы видите на стенах геометрические фигуры, рассмотрите их. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: «Это я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите ту фигуру, которая вам больше нравится, встаньте около нее. (1 минута.)
У нас образовалось несколько групп. У вас есть 3 минуты, чтобы обсудить в свой группе, чем вас привлекла данная геометрическая фигура и что общего есть между вами.
Поделитесь с нами, какие общие черты вы выделили? В психологии есть система, называемая психогеометрией. Согласно этой системе, каждый человек обладает характерными чертами психогеометрических типов.
Итог: количество кругов, квадратов, треугольников, зигзагов в группе.
Станция пятая. Умение сотрудничать
Ведущий. Представьте, что нам с вами предстоит экспедиция на необитаемый остров, мы можем взять с собой только ограниченное количество предметов. Какие предметы мы возьмем, зависит от того, как мы сможем договориться. Сейчас каждый индивидуально посмотрите на список предметов и выберите три самые необходимые на необитаемом острове вещи, подчеркните их. (1 минута.)
Теперь нам всем вместе нужно решить, какие три предмета мы возьмем с собой в экспедицию. (Обсуждение в группе и выбор трех предметов.)
Список предметов:
- 1. Охотничий нож
- 2. Карманный фонарь
- 3. Магнитный компас
- 4. Охотничье ружье
- 5. Пачка соли
- 6. Литр воды на каждого
- 7. Карманное зеркало
- 8. Полиэтиленовый плащ
- 9. Золото, алмазы
- 10. Собака
Итог: три общие вещи, и как группа смогла договориться.
Творческое задание. Портрет нашего вожатого
Дети продолжают работу в той же комнате.
Ведущий. Нарисуйте портрет вашего вожатого. Это может быть любой образ, конкретный или абстрактный, это может быть просто игра красок. Во время творческого задания вожатые в зале заполняют общую карту переписи, подводят итог.
Итог переписи населения клуба
Участники игры возвращаются в зал. Ведущий зачитывает результаты переписи (по одной строке), а дети по очереди представляют портрет своего вожатого и коротко рассказывают о нем.
Ведущий. Вот кто населяет наш славный лагерь «...». Берегите же живую душу лагеря, знакомьтесь с традициями лагеря, творите, пойте, мастерите. Да будет так!