Педагогические приемы создания ситуации успеха
«Счастливого человека может воспитать только счастливый».
«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де Ларошфуко).
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь взрослого, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи взрослого... радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский).
Что же такое успех? Какие есть способы, приемы и методы, чтобы организовать ситуацию успеха на различных этапах деятельности?
Умение создавать ситуации успеха в процессе деятельности ребенка в лагере имеет большое значение. Если вожатый:
– подготавливает ребенка к правильному восприятию действительности, настраивает на правильное выполнение задач;
– подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;
– использует в деятельночсти игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к деятельности;
– формирует у ребенка положительную «Я-концепцию».
Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ребенка, необходимо:
– видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);
– создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность в лагере приносили ребенку радость;
– понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
– помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).
Мы предлагаем использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон отношений в лагере. Если ребенок часто слышит из уст вожатого «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. Авансирование
Речь идет о тех случаях, когда вожатый заранее предупреждает ребенка о предстоящей деятельности. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план деятельности и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
3. «Холодный душ»
У способных детей можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки своей деятельности переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями ровесников, взрослых. Ахиллесова пята этих детей – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких детей педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания себя. Заслуга вожатого будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Всегда ли успех имеет позитивные последствия?
До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?
Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Над этим стоит подумать.
Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к познанию себя и среды есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.
Если разговор пошел о неуспехе, то стоит задуматься и вот еще о чем: всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? Для педагогов – это вопрос вопросов. Это принципиальнейшее положение, в котором важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.
Казалось бы, над чем тут особенно размышлять: успех есть успех, радость есть радость, поражение — поражение. Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, — стоит ли беспокоиться?
Оказывается, стоит. И стоит прежде всего потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? какими средствами?
В педагогическую копилку мы предлагаем:
Педагогический прием «Эмоциональное поглаживание»
Вожатый с легкостью раздает комплименты. За один день говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.
Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: «молодец», «умница» – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил вожатому и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика ребенка, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думается, это вполне допустимо.
«Счастливого человека может воспитать только счастливый» – этот афоризм хорошо известен, в чем-то он спорен, но в целом, думается, он правильно отражает жизненные закономерности. Если продолжить мысль, можно сказать так: «Успех ребенку в лагере может создать вожатый (вожатский отряд), который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Жизнь в лагере подсказывает, что чаще всего это именно так!
Одной из важных задачь мы для себя определяем, снятие у ребенка блока "я не могу". Именно он мешает каждому из нас быть успешным, достигать результатов в любом деле. Форма летнего лагеря позволяет реализовать эту задачу с максимальным эффеком. Ведь что мешает ребенку, да и не тольку ребенку, "сделать шаг вперед"? Ведь не просто страх перед неудачей. Боязнь "глупо выглядеть" в глазах окружающих, опасение насмешек, беспокойство за свой "статус", да и вбитое в нас "невысовывайся".
Собственно, создание такой атмосферы в коллективе, когда раскрытие своих способностей, личностный рост, желание "победить себя", не просто поощряется, а является, в сущьности, единственно возможным способом существования, и является сутью нашей работы.