Памятка для вожака детской стаи

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1jhjkhjkm.jpg
  • Важной задачей вожатого является сплочение коллектива и выработка командного духа. Для этого нужно стать частью этого детского общества, получить доверие и уважение. И ещё, сразу определи лидера и покажи, что ты авторитетней и сильней.
  • Имена детей лучше выучить за первый день. Все любят слышать свое имя, а не "эй, ты в желтой майке". Помочь с этим могут групповые игры. Еще можно попросить сделать каждого (или всю комнату) написать на листке имя, интересы, особенности, описать характер. Это поможет сразу получить информацию о каждом ребенке, чтобы в будущем найти к нему подход.
  • Смотрите в глаза. Но взгляд должен быть либо нейтральный, либо добрый. Людям, которые смотрят в глаза, доверяют больше.
  • Говорите комплименты. Они бывают трех типов: прямой (ты такой общительный), косвенный (мне нравятся твои ботинки или как ты играешь в футбол), вопрос (как тебе удается так быстро бегать).
  • Держите лицо. Заметьте, когда вы проходите мимо зеркала, вы делаете то выражение лица, которое вам нравится. Так и держите его постоянно. На вас все время смотрят десятки глаз. Выражайте положительные эмоции.
  • Отношения могут быть двух типов: либо вы выше детей, либо наравне. У первого варианта плюс в дисциплине, минус в доверительных отношениях и веселье. У второго все наоборот, хотя можно попробовать выстроить отношения так, что вас примут за своего, но установленные правила дети нарушать не будут. Это хуже работает с подростками, так как они понимают, что лагерь — это развлечение, и никто им ничего серьезного не сделает.
  • В первые три дня нужно устроить "место": правильно поставить себя, установить контакты и правила. А в последние три дня активность нужно снижать, готовясь к отъезду.
  • Пересчитывайте детей постоянно.
  • Будить нужно каждую комнату. Делать это нужно с улыбкой и веселым голосом, задавая настрой на весь день.
  • Среди вожатых и среди отряда нужно распределять обязанности, чтобы каждый знал, в чем его предназначение и за что он отвечает.
  • Во время еды нужно проверять, все ли у детей есть на столах. Некоторые могут стесняться спросить отсутствующих приборе или напитке.
  • Когда отряд покинет какое-либо место, нужно проверить, ничего ли не осталось.
  • Дорогие вещи можно отдавать на хранение вожатым в комнату (но в этом случае за сохранность взятой на хранение вещи отвечаете уже вы, а не дети)
  • Во время сончаса спать необязательно, но в комнатах должна быть тишина. Младших детей хорошо бы уложить под одеяло. Тогда заснуть им будет проще. Чаще всего дети не спят, только потому что "стремно, никто не спит", поэтому для всех правило сна равно.
  • Если в отряде есть лунатик (ОМГ!), то его нельзя будить, пока он ходит. Положите ему мокрую тряпку под ноги, пусть сам проснется постепенно.
  • Если в отряде есть ребенок, страдающий энурезом (О, НЕЕТ!), то нужно избежать издевательств со стороны детей. Этому ребенку не давать пить на ночь. Белье нужно менять незаметно от отряда с "poker face'oм".
  • Во время групповых игр найдутся те, кто играть не хочет. Оставьте их в покое. Возможно, им понравится атмосфера игры, и они присоединятся сами. Нельзя раздувать из этого конфликт и привлекать внимание. Вожатый может дать этому ребенку задание или игру, чтобы он не скучал.
  • С напарником-вожатым нужно находится вместе и быть на одной волне. Берите инициативу на себя. Если хотите переложить обязанности, то говорите вежливо: "Ты не хочешь...". При детях говорить "мы" и не ссориться.
  • Если ребенок хочет домой, то займите его время полностью, чтобы у него не было времени скучать. Через несколько дней это пройдет.
  • Если ребенок нарушает правила, то посмотрите на него грозным презрительным взглядом. Не помогло? Дайте нудную работу. Часто дети нарушают правила, потому что хотят вашего внимания. Ну так дайте его им. В любом случае, сначала разберитесь с мотивами такого поведения.
  • Никогда не орите на детей. Они приехали в лагерь отдыхать. Им всего лишь нужно поставить рамки, для этого есть другие методы.
  • Если ребенок плохо себя ведет то, потому что ему нужно внимание, потому что ему плохо или потому что он хочет что-то получить. Ни в одном из трех случаев нельзя отвечать агрессией.
    • Внимание. Если ребенок требует внимание, то его нужно дать. Или заменить себя на игрушку или какое-либо занятие. Если ничего не делать, то ребенок вымотает не только вас, но и себя.
    • Плохо. Найти источник и убрать.
    • Желание. В этом случае есть отличный способ усмирить ребенка. Называется ЛНС (лестница неизбежной судьбы). Смысл в том, что есть что-то, что увеличивается или уменьшается во времени относительно всего дня. Пример. Дано: палатка, 5 летний ребенок, жаждущий все твоего внимание, и много друзей, которые хотят того же. Сидите в палатке, смотрите видео, общаетесь. Но этот ребенок в это время кричит, визжит, бегает по палатке, дерется. Ты говоришь ему, что он не сможет зайти в палатку пять минут из-за своего поведения. Конечно, сразу не срабатывает. Ребенок рвется через дверь. Ты добавляешь еще 10 минут штрафа, потом еще 10. Он уходит почти со слезами. Через полчаса обиженный просится назад. Мы его пускаем. В течение дня каждый раз, когда тебе не нравится его поведение, ты грозишься, что дашь ему штраф 10 минут. Все успокаивается. Этот метод позволяет сделать проблему их плохого поведения их проблемой, а не вашей.
  • Заведите с первого дня отрядную традицию. На ваш вкус - традиционный вечерний "огонёк", особый ритуал "встречи утра", собственная кричалка перед каждым мероприятием (не списанная, а именно придуманная), можно загадывать каждый день желание на шишках и бросать их в озеро - что угодно, лишь бы было интересно и не обременительно. Это будет работать на сплочение коллектива, главное - не забывать её делать.

Главное - видеть в детях хорошее, даже когда это кажется нереальным, быть гибким и уважать детей - их мнение, их выбор. Про уважительное отношение к детям часто забывают, а зря.