Отдых с пользой
Все эти упражнения можно проводить на любых мероприятиях, используя их как игровые паузы: отдых проходит с пользой, снимается напряжение.
Цветные карандаши
(развитие внимания)
Детям раздаются карточки разных цветов — белого, черного, серого, красного, зеленого, желтого, синего, голубого, розового. Дается словесная инструкция: «Посмотрите, какого цвета карточка вам досталась. А теперь послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет, хлопает в ладоши один раз. Вот так: (хлопок). Будьте внимательны! Итак...»
- Как-то раз мне подарили
- Коробок карандашей:
- Можно все раскрасить ими,
- Всех, от пяток до ушей.
- Белый, розовый, зеленый,
- Желтый, красный, синий, черный,
- Серый (или же простой)
- И небесно-голубой.
- Взял я чистую тетрадку,
- Нарисую по порядку:
- Небо светло-голубое,
- Солнце желтое, большое.
- Белым крашу облака,
- Синий — для тебя, река!
- Красный мак, зеленый луг.
- Огляделся я вокруг...
- «А почему меня не взял?!» —
- Какой так карандаш сказал?
(Дети: «Серый!», «Черный!», «Розовый!»)
- А ну-ка, лист переверну
- И все сначала я начну.
- Пожалуй, нарисую дом.
- Простым — ну серым — дым столбом,
- Зеленым — крышу, красным — дверь.
- Так. Что осталось мне теперь?
- Раскрашу розовым окошки,
- Пусть черной с белым будет кошка,
- На окнах — желтые цветы,
- Пускай растут для красоты!
- Совсем я выбился из сил...
- Какой я карандаш забыл?
(Дети: «Синий!», «Голубой!»)
- Тогда решил я сделать вот что:
- Пожалуй, нарисую площадь.
- На площади — большой парад,
- И всех цветов флажки висят!
- Желтый, серый, черный, белый,
- Реет синий гордо, смело.
- Голубой, зеленый, красный,
- Ярко-розовый. Прекрасно!
- Все цвета отметил я?
(Да!)
Все теперь мои...
(Друзья!)
«Карандаши» не только развивают внимание, но и просто вызывают улыбки, поднимают настроение...
Половинки (развитие слухового внимания)
Инструкция: Сейчас я вам прочту один стишок. Слушайте внимательно, и услышите задание, которое вам предстоит выполнить.
- Чудеса творятся в мире!
- Я заснул в своей квартире
- И увидел вдруг в оконце
- Полумесяц-полусолнце...
- На столе, возле кровати,
- Где лежала полускатерть,
- Громоздились в беспорядке
- Все мои полутетрадки,
- Полукнижки, полуручки
- И другие полуштучки...
- Разом прыгнули в окошко
- Полумышки-полукошки;
- Полульвы и полутигры
- Заиграли в полуигры,
- Похватали понарошку
- Полувилки-полуложки,
- И ныряли эти звери
- В полуокна-полудвери.
- Навострили полуушки
- Все мои полуигрушки.
- Вой поднялся тут на славу:
- Полу-гав, а полу-мяу...
- Я ворочался в постели —
- Ну приснится, в самом деле!
- Испугался — без вранья:
- Вдруг уже я — полу-Я?!
- Наконец, совсем проснулся,
- Облегченно улыбнулся,
- Отогнал свои тревоги:
- Руки целы, целы ноги...
- Долго я считать пытался,
- Да со счета все сбивался.
- Так скажите же на милость,
- Сколько «полу-» мне приснилось?
После первого прочтения спрашиваю: «Так что же нам с вами предстоит сделать?»
Выслушав детей, повторяю: «Да, нам нужно сосчитать, сколько же в этом забавном сне слов, начинающихся с «полу-» (20).
Читаю стихотворение еще раз.
Как до небес добраться (развитие координации движений, слуховой памяти)
Подобные упражнения (стишки с движениями) легко придумать, стоит полистать сборник детских стихотворений.
Инструкция для первого прочтения: Слушайте внимательно, повторяйте за мной слова и движения!
- Что нужно сделать, братцы, (1)
- Чтоб до небес добраться? (2)
- За стол сначала надо сесть, (3)
- Тарелку вкусной каши съесть, (4)
- Потом в зеленый лес пойти, (5)
- Большое дерево найти (6)
- И вверх по крепким сучьям (7)
- Взобраться к белым тучам. (8)
- И вот уже — нас не достать! (9)
- Мы можем солнышко поймать, (10)
- Едва на облаке вздремнуть — (11)
- И вот — пора в обратный путь!.. (12)
- Помашем солнышку рукой. (13)
- Ну, а теперь — летим домой! (14)
Движения под строчки:
- (1): Пожимаем плечами, разводим руками.
- (2): Смотрим вверх, рука «к козырьку».
- (3): Садимся за стол, складываем руки.
- (4): Изображаем, как будто «едим».
- (5): Встаем, топаем.
- (6): Руки поднимаем вверх, «тянемся».
- (7); (8): Изображаем руками, как «лезем»: цепляемся за веточки выше, выше.
- (9): Разводим руки в стороны.
- (10): «Ловим» круглый предмет, изображаем руками форму.
- (11): Складываем ладошки под щеку, закрываем глаза.
- (12): «Смотрим на часы».
- (13): Машем ладошкой.
- (14): Изображаем, как «летим», садимся на место.
При последующих прочтениях, когда дети запомнят движения и слова, подобную разминку может проводить кто-нибудь из них.