Остров дружбы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
7-1.jpg

Следуя психолого-педагогической логике, где подобные занятия с детьми называются тренингами, мы тоже даем программам название «тренинг» и в каждой из них уточняем конкретную цель ее проведения. Программы тренингов для детей 6–10 лет рассчитаны примерно на 1 академический час, а программы тренингов для подростков 11–17 лет – на 2 академических часа. Таким образом, вожатому или воспитателю будет легче планировать свою деятельность. А подробные инструкции к каждому упражнению, составленные в доступной для детей – участников тренинга форме, позволят провести подобные занятия и тем, кто делает это впервые*.


Тренинг привития навыков доброжелательного общения со сверстниками для детей 6–7 лет

Цель: формирование навыков коммуникации и умения действовать сообща (согласованность в действиях); создание доброжелательной атмосферы. Тренинг носит сюжетный характер.

Способ одновременного введения всей группы (8—16 человек) в игровой контекст тренинга: ведущий предлагает закрыть глаза и погружает участников в игровую сказку, предлагая надеть колпачки и превратиться в гномиков. Колпачки символизируют, что все равны и находятся в едином информационном и игровом поле тренинга.

Вводная часть

Знакомство с правилами поведения во время тренинга. Ведущий, начиная тренинг, говорит:

– Чтоб было весело играть, Пять правил нужно выполнять:
1) игру всем вместе начинать,
2) по очереди отвечать, друг друга не перебивать,
3) активным быть, все выполнять,
4) по имени всех называть,
5) друг над другом не смеяться и чаще улыбаться.


Основная часть

Упражнение «Давайте познакомимся, или Кто живет под колпачком»

Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.

Инструкция: каждому ребенку предлагается назвать свое настоящее имя или то, как его ласково называют родители, а также свое любимое занятие. Упражнение проводится по кругу.


Упражнение «Змейка» Цель: развитие умения следовать правилам игры и действовать сообща. Инструкция: с помощью считалки выбирается голова «змейки». После этого «голова» встает первым за ведущим, а остальным ребятам предлагается стать за ней друг за другом, держась за талию. «Змейка» двигается, делая повороты то вправо, то влево. Затем роли меняются, пока каждый из участников не побудет в роли хвоста и головы. Конечно, следует обратить внимание на количество участников в группе. Если общее число превышает 10, то игра не имеет смысла. В конце игры каждый участник рассказывает, чем ему больше понравилось быть – хвостом или головой.


Упражнение «Похвастайся соседом» Цель: развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку; развитие внимания, наблюдательности. Инструкция Ведущий: – Всем нравится, когда о них говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что умеет, какие хорошие поступки совершал? Чем может понравиться? Ведущий может привести образец подобного хвастовства. Вариант: игра в виде конкурса хвастунов. Кто больше всех похвастается – получит приз. Приз может быть как вещественным (в виде небольшого сувенира), так и невещественным (поощрение, одобрение или что-то другое, поднимающее самооценку ребенка).


Упражнение «Обозвали овощами» Цель: развить коммуникативные навыки – научить выражать негативные эмоции конструктивными способами (с помощью определенных правил); научить понимать шутку в различных ситуациях общения; научить объяснять свои чувства. Инструкция Ведущий: – Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова – ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей. В конце игры каждый ребенок рассказывает, какие чувства испытывал, когда его «обзывали овощами».


Упражнение «Поссорились» Цель: учить детей передавать эмоции (злость, гнев, обиду) с помощью невербальных средств общения – мимики; управлять своими эмоциями. Инструкция: детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно-сильно щеки. Ведущий: – Вы поссорились. Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы помириться, нужно повернуться лицом друг к другу, осторожно «проткнуть» пальцами надутые щеки обиженного друга – обида и злость лопнут, как воздушный шарик; засмеяться и обняться.


Упражнение «Лучики солнышка» Цель: релаксация, выравнивание эмоционального фона. Инструкция: детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети-лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на нужный лад: «Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает – и ребенок сам становится солнышком.


Заключительная часть Цель: рефлексия, выражение эмоций. Обсуждение: что вам больше понравилось и запомнилось? Участникам предлагается по желанию и свободно высказаться. Упражнение проводится по кругу.


Тренинг игрового взаимодействия для детей 6–7 лет

Цель: сплочение группы; развитие умения понимать другого, творческого воображения и мышления.

Вводная часть Участники знакомятся друг с другом и с правилами проведения тренинга. Для данного возраста предлагаем использовать следующую форму. Ведущий, начиная тренинг, заучивает или разыгрывает с участниками стихотворение «Чтоб было весело играть…», которое приводилось в начале.

Разминка Упражнение «Представь себя» Цель: развитие ассоциативного мышления. Инструкция: представиться не своим именем, а названием того растения или цветка, которые нравятся.


Упражнение «Дотронься до цвета» Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона. Инструкция: ведущий произносит предложения, в которых есть слова, обозначающие названия какого-либо цвета. Задача участников – глазами быстро найти предмет такого же цвета и на счет «раз-два-три» дотронуться до него. •Заяц белый в лесу бегал. •В космос полетела ракета серого цвета. •Зимой и летом стройной, оранжевой была. •Ярко светит в небе зеленое солнце. •Снесла курочка яичко, да не простое, а красное. •В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, но розовый он был.


Упражнение «Остров дружбы» Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта. Инструкция: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островком спасения для нас будет служить газета», – говорит ведущий.


Основная часть

Упражнение «Скульптура» Цель: развитие умения понимать другого; развитие творческого мышления и воображения. Инструкция Ведущий: – Жили король и королева – Творец и Муза. Долго не было у них детей. Наконец родилась дочь – Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и все скульпторы узнали, что у Творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел Глину и был пленен ее грацией, пластичностью. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» – «Нет, мне нравятся твоя неповторимость, мягкость, пластика. Я вижу твой образ», – ответил скульптор. И Глина стала его женой. Станьте друг против друга лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это скульпторы, внешний – глина. Задача скульптора – «вылепить» любой образ, который возникает в его воображении при виде глины. Скульптор ставит свою «глину» в любую выбранную им позу, помогает (руками) принять желаемое выражение лица... Время на работу – 3 минуты. Затем роли меняются.


Упражнение «Ассоциация» Цель: развитие ассоциативного мышления и умения обобщать. Инструкция: первый участник называет любое слово, которое может обозначать предмет, явление, понятие. Второй участник называет свое слово. Задача третьего участника – объединить эти два слова в предложение. Игра продолжается со второго участника.


Упражнение «Интервью» Цель: развитие умения почувствовать другого, перевоплотиться в него. Инструкция: участники должны разделиться на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать все, что он запомнил о партнере, от своего имени. Участники тренинга могут задавать дополнительные вопросы. Подведение итогов. Вопросы задаются всем по кругу. •Когда вам было легче – когда слушали о себе или говорили за другого? • Согласны ли вы с представлением о вас другого человека?


Заключительная часть Упражнение «Костер проблем» Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности. Инструкция: раздать полоски бумаги. На полосках бумаги записать проблемы, от которых хотелось бы избавиться. Затем бумага поджигается.


Упражнение «Серебряное копытце» Цель: стабилизация эмоционального фона, релаксация. Инструкция Ведущий: – Вообразите (с закрытыми глазами), что каждый из вас – красивый, сильный олень с высоко поднятой головой. На левой ноге – серебряное копытце. Удар копытцем о землю не принесет сказочных монет, но сделает золотым ваше сердце. Его нежность и доброту должны почувствовать все, кто находится вокруг. Повернитесь направо, положите руки на плечи соседу впереди и помассируйте их. Рефлексия по окончании тренинга строится на примере упражнения «Круг». Все участники становятся в круг и по очереди высказываются или производят какие-то действия.


Тренинг развития эмпатии и эмоциональной чувствительности для детей 7–10 лет

Разминка Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Цель: повышение эмоционального фона. Инструкция Ведущий: – Конечно же, все смотрели мультфильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражением в реке. Сидящие в кругу, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему самую добрую свою улыбку. Ну что же, замечательно, приятно видеть ваши улыбки. Обратите внимание, что вместо нашего «микрофона» я захватила с собой «камень мудрости» (им могут стать игрушка, мячик или настоящий камушек), который будет помогать нам в наших играх.


Упражнение «Ветер дует на…» Цель: сплочение участников группы на фоне большей информированности друг о друге. Инструкция: со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, задачи могут быть такие: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы, – и все светловолосые собираются в центре круга. «Ветер дует на того, кто любит мороженое»; «…у кого есть дома животное»; «…у кого есть заколки в волосах или фенечки на запястьях»; «…кто любит манную кашу»; «…у кого есть сестра»; «…кто любит петь»; «…кто любит танцевать»; «…у кого есть друзья»; «…у кого нет друзей». Когда все дети побывали в кругу, можно закончить так: «Мы много нового узнали друг о друге, и вы непременно найдете себе друзей, а мы все вам в этом поможем».


Упражнение «Найди свою группу» Цель: повышение эмоционального фона, сплочение группы. Инструкция: раздаются карточки с названиями животных, но никому не показываются. Дети закрывают глаза и издают звуки: гав, мяу, га-га, ко-ко, кря-кря… Надо стать в свою группу.


Основная часть

Упражнение «Драка» Цель: выплеск негативных эмоций через релаксацию. Инструкция Ведущий: – Вы поссорились, вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулачки. Глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. А может, не стоит драться?.. Выдохните и расслабьтесь. Ура! Обнимите друг друга: сначала правого, потом левого соседа.


Упражнение «Художник» Цель: развитие наблюдательности, памяти, общительности. Инструкция: из группы детей выбираются двое. Остальные – зрители. Один из выбранных – художник (по желанию), другой – заказывает ему свой портрет. Художник внимательно смотрит на своего заказчика, затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Ведущий может помочь ему, задавая вопросы, например: «Вспомни, какая Лена – красивая?».


Упражнение «Щепки на реке» Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта. Инструкция: дети становятся в 2 ряда, друг напротив друга, на расстоянии вытянутых рук, образуя «коридор» (в данном случае – «русло реки»). «Река» может течь по прямой или с изгибами. Дети покачивают вытянутыми вперед руками, изображая волны. Один из участников («щепка») закрывает глаза и начинает «плыть», то есть идти внутри коридора, а остальные, легко прикасаясь к нему руками-волнами, направляют его движение. Завершив плавание, участник игры становится «рекой». «Щепками» все плывут по очереди.


Заключительная часть Упражнение «Доброе животное» Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье –
И становится понятно:
Расслабленье всем приятно.

Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, выдох – все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и так далее.


Тренинг на развитие познавательных процессов для подростков 11–13 лет

Вступительная часть 1. Рассказ ведущего об особенностях раннего подросткового возраста. 2. Правила тренинга.

Ведущий предлагает участникам прочитать правила, записанные на заранее подготовленных карточках, которые помещены в общий пакет (или сумку). Все дают согласие, по очереди достают карточки, читают вслух:

• Кто больше дает – тот больше получает.
• Говорит только один человек, его не перебивают.
• Не допускаем негативных высказываний.
• Можно пропустить свою очередь.
• Не даем оценок друг другу.
• Каждый имеет право на свое мнение.
• Предлагаем в добровольцы только себя!


Упражнение «Мячик» Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры. Инструкция: участники становятся в круг. Все держат руки впереди себя «ковшиком». Ведущий бросает кому-либо из круга мячик, называя его имя. Получив мяч и перебросив его другому, игрок убирает руки за спину: каждый получает мяч только один раз. Последний бросает мяч ведущему, а тот снова вводит его в игру в такой же очередности по кругу, чтобы воспроизвелась цепочка бросков. Можно бросать мяч в обратной последовательности.


Упражнение «Четыре угла» Цель: изучение интересов группы, самопрезентация участников, выравнивание эмоционального фона. Инструкция: ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определенного цвета: синий, зеленый, красный или желтый. Ведущий объявляет, что, после того как он назовет вопрос, каждому нужно встать к выбранному цвету. Если участник не может определиться с выбором, то он остается в центре. Первый вопрос: какой из этих цветов вам наиболее приятен? Далее вопросы составляются согласно цели тренинга. Например: • Что любите есть? (1 – фрукты; 2 – овощи; 3 – мясо; 4 – сладости.) • Кого боитесь? (1 – змей; 2 – пауков; 3 – лягушек; 4 – собак.) • Кто какие фильмы любит? (1 – комедии; 2 – боевики; 3 – мультфильмы; 4 – ужастики.) • Любимое время года? (1 – зима; 2 – весна; 3 – лето; 4 – осень.) • Какой период считаете самым важным в жизни человека? (1 – детство; 2 – отрочество; 3 – зрелость; 4 – старость.) • Какому виду отдыха отдаете предпочтение? (1 – сон; 2 – музыка; 3 – прогулки на природе; 4 – общение с друзьями.) Все ответы соответствуют цветам по порядку: 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый. По окончании игры участники делятся впечатлениями.


Основная часть Упражнение «Раз-два-три» Цель: концентрация на тренинговой работе и сплочение участников группы. Инструкция Ведущий: – Сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде, сообща. Работая плечом к плечу, мы должны понимать друг друга без слов. Желательно удобно сесть. По моей команде «раз-два-три» все показывают на пальцах какое-нибудь число – от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем не переговариваясь, не жестикулируя. Будьте внимательны. Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.


Упражнение «Узнай себя» Цель: формирование умения задавать вопросы, слушать ответы и составлять единый образ. Инструкция: ведущий прикрепляет на спину каждому участнику игры листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни. Нужно угадать, кем ты назван. Разрешается задать по три вопроса, на которые можно получить ответ только «да» или «нет» от любого выбранного участника группы. Задав свои вопросы и получив на них ответы, игрок обращается с вопросами к следующему участнику, пока не определит свое новое имя. Возможные герои: Колобок, Алла Пугачева, Золушка, Чебурашка, Илья Муромец, Буратино, Дед Мороз, Кармен и т.д. Подведение итогов. • Трудно ли было «себя отгадать»? • Как происходило осознание нового имени? • Что вы поняли? • Что извлекли полезного для себя? Участники группы отвечают на вопросы, называют условия, при которых общение становится наиболее успешным.


Упражнение «Молва» Цель: развитие умения слушать и передавать информацию точно. Инструкция: выбираются 5 желающих принять участие в игре. Ведущий предлагает четверым из них выйти из комнаты и находиться за дверью, пока не позовут. Первому участнику ведущий читает рассказ, предупредив о том, что услышанное ему придется пересказать следующему игроку. После прочтения рассказа приглашается из-за двери следующий участник, и тот, кто слушал, передает ему содержание. Последний же рассказывает свой вариант группе. Затем зачитывается первоначальный текст, чтобы все участники услышали оригинал и сравнили его со своим пересказом. Группа анализирует, на каком этапе текст был наиболее искажен. Подведение итогов: • С какими трудностями вы столкнулись при передаче и получении информации? • Что происходит с общением людей в случае искажения информации? Участники анализируют, отвечают на вопросы и делают выводы.


Заключительная часть Упражнение «Плавание» Цель: релаксация, двигательная активность, разминка после долгого сидения. Инструкция Ведущий: – Сядьте на стул так, чтобы не касаться его спинки, руки поставьте локтями на колени. Сейчас будем имитировать движения пловца. Плавать будем брассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, при движении рук назад позвоночник разгибается. Движения при плавании легкие, грациозные. Понаблюдайте за красотой и стремительностью ваших движений. Итак, имитируем плавание стилем «брасс». Начали!.. Закончили заплыв.


Упражнение «Накопление энергии» Цель: рефлексия чувств, эмоций, выравнивание эмоционального фона. Инструкция Ведущий: – Поставьте ноги на ширину плеч. Поднимите руки в стороны ладонями вверх. В такой позе закройте глаза. Все готовы? Сделайте спокойный, глубокий вдох. Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Постарайтесь почувствовать, как сверху в вас через раскрытые ладони начинает вливаться энергия – энергия солнца, космоса, Вселенной. Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой и широкой кроной, протянувшее высоко к солнцу свои ветки-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Пьянящий ветер мая обдувает вас. Мощные ноги-корни впитывают живительную силу матушки земли. Почувствуйте всем телом-стволом прилив жизненной энергии. Почувствуйте во всем стволе ток живительной влаги, от корней до каждой веточки. Вдыхайте всей кроной свежий аромат ветра, впитывайте в себя живительные соки родной земли. Наполняйтесь целительной энергией ласкового солнца. Ствол выпрямляется, ветки тянутся к свету! Тянитесь, тянитесь! Ощутите мощную энергию во всем теле, силу, вдохновение, радость. Подвигайтесь, походите, будто рожденные заново… Игра окончена, будьте счастливы! Подведение итогов. Участники игры отвечают на вопросы: «Что видели?», «Что чувствовали?», «Что слышали?» – и делают выводы.


Упражнение «Обратная связь» Цель: восстановление работоспособности; структурирование опыта развития памяти; выравнивание эмоционального состояния. Инструкция Ведущий: – Сядьте удобно. Закройте глаза и вспомните все, что происходило, в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните как можно подробнее, ничего не объясняя и не интерпретируя. В конце участники делятся мнениями об общем впечатлении от участия в тренинге, об открытиях о себе самом, а также высказывают пожелания ведущему тренинга.


Тренинг общения и позитивного отношения к себе Для учащихся 14–17 лет

Цели:

1) развитие коммуникативных навыков;
2) формирование навыков уверенного поведения;
3) осознание своих положительных и отрицательных качеств;
4) формирование положительной «я-концепции».

Разминка Упражнение «Я такой, каким хочу быть» Цель: знакомство участников тренинга между собой, самопрезентация участников. Инструкция: участникам предлагается назвать свое имя и определение (прилагательное), которое наиболее ярко отражало бы представления о себе.


Упражнение «Футболка с надписью» Цель: знакомство, самовыражение, фиксирование настроения в начале тренинга. Инструкция: участникам предлагается придумать, представить себе фасон, цвет, говорящую надпись на футболке и рассказать об этом окружающим.


Упражнение «Перекати мяч» Цель: сплочение, повышение эмоционального фона, тактильный контакт. Инструкция: участникам предлагается, стоя в кругу, вытянув руки вперед ладонями вниз, перекатить небольшой мячик по кругу, не уронив его.


Основная часть

Упражнение «Ассоциации» Цель: возможность посмотреть на себя со стороны, развитие интуиции. Инструкция: кто-то из участников становится ведущим. Он выходит из комнаты. Остальные загадывают одного из игроков группы. Задача ведущего – отгадать с помощью ассоциативных вопросов, кого загадали. При этом ведущий может задавать вопросы, сравнивающие загаданного с любым предметом, а участники отвечают, проговаривая свои ассоциации. Например: «Если бы этот человек был книгой, деревом, мебелью, то какой?».


Упражнение «Психологическая поддержка» Цель: осознание своих качеств через призму восприятия группы, оказание психологической поддержки, избавление от чувства вины, формирование положительной самооценки. Инструкция: каждому участнику по очереди предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…». Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты молодец, потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого человека, он оказывает ему психологическую поддержку. Подведение итогов. Ведущий задает вопросы: • Какая часть задания была для вас наиболее приятной – первая или вторая? • Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества? • Что вы чувствовали, когда слышали от другого о своих положительных качествах?


Упражнение «Брачное объявление» Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного «я-образа», развитие способности понимать партнера. Инструкция: каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Объявления участников собираются «в шапку». Далее ведущий зачитывает объявления. Задача группы – отгадать автора.


Заключительная часть

Упражнение «Пейзаж» Цель: релаксация, сплочение, выравнивание эмоционального фона. Инструкция: звучит музыка. Участникам предлагается закрыть глаза и продолжить за ведущим словесное рисование картины, добавляя один-два элемента.


Упражнение «Я дарю тебе» Цель: рефлексия, выражение эмоций. Инструкция: участникам предлагается поблагодарить соседа за участие и сделать ему какой-либо подарок (нематериальный) с пожеланиями.


Упражнение «Рефлексия» Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками. Инструкция: ведущий благодарит участников за работу в тренинге, предлагает желающим высказать впечатления, пожелания и т.д.