Однодневный туристический поход
К однодневному походу нужно подготовиться так же серьезно, как и к многодневному. Прежде всего необходимо определиться с целью. Можно выбрать пешую туристическую прогулку, краеведческий поход-экскурсию, экологический поход для ознакомления с красотой природы в ближайшей зеленой зоне. Последнее время очень популярен велотуризм. Все зависит от желания и физических возможностей туристов.
Для детей младшего и среднего школьного возраста подойдет спортивно-оздоровительный тип туристического похода. Как правило, за лето ребята приобретают хорошую физическую форму, и им вполне по силам преодолеть 10–12 км по пересеченной местности. Конечной целью похода можно выбрать культурную или природную достопримечательность ближайшего района. Это может быть памятник архитектуры, место известных исторических событий, музей-усадьба или просто красивое озеро. В любом случае вожатому необходимо подготовить интересную информацию по истории и культуре того места, куда направляется туристическая группа. Это, во-первых, делает поход более интересным и запоминающимся, во-вторых, способствует духовному и физическому развитию ребенка.
После того как выбраны цель и место похода, необходимо разработать маршрут, соответствующий возможностям каждого участника группы. Маршрут делится на начальную, целевую и заключительную части, для выполнения каждой отводится определенное время. При этом надо иметь план на случай экстренных ситуаций и обязательно поставить родителей в известность о том, куда, когда и на какой срок отправляется группа.
Снаряжение для однодневного похода, как правило, простое и функциональное. Подойдет одежда спортивного типа – кроссовки или туристические ботинки и ветрозащитный костюм или плащ-дождевик на случай непогоды. Для отдыха на привале лучше всего взять туристические коврики.
Если на маршруте нет родников или неизвестно санитарное состояние воды, то правильнее всего запастись питьевой водой с учетом того, что придется готовить пищу.
В однодневном туристическом походе хорошо отрабатываются умения и навыки, необходимые в будущем при многодневных пеших походах. Это может быть и правильная укладка рюкзаков, и оборудование места отдыха (бивака), и разжигание костра. В простейших походах детей можно научить пользоваться компасом и картой местности, по которой проходит маршрут.
Именно в одно-двухдневных походах отлично формируются и закрепляются навыки быстрой ходьбы, бега по слабопересеченной местности, преодоления препятствий, развиваются такие жизненно важные физические качества, как выносливость, координация движений, сила, быстрота.
Установлены примерные нагрузки для туристических походов с детьми. В пешем однодневном походе для детей 10–12 лет – 12 км с 3 кг груза; 13–14 лет – 15 км с 5 кг груза. В двухдневном походе соответственно – 20 км с 3 кг груза и 24 км с 6 кг груза.
При передвижении по маршруту в равномерном темпе после каждого часа ходьбы, как правило, делают десятиминутный привал.
Перед заключительной частью похода необходимо как следует отдохнуть. Место для большого привала выбирается так, чтобы оно было красивым и удобным для всех участников группы. Костер раскладывается в защищенном от ветра месте (разжигать огонь под деревом нельзя!). Сухой хворост, упавшие ветки и древесину можно найти в ближайшем лесу. Взрослые своим примером должны приучать детей бережно относиться к природе.
Пока готовится еда, детей можно занять разнообразными подвижными играми и состязаниями.
Сильная хватка
(преимущественно для мальчиков) Играющие в парах становятся спинами друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Подавая туловище вперед, каждый старается заставить соперника оторвать ноги от земли.
Можно провести состязание иначе. Игроки, стоя спиной друг к другу, поднимают вверх палку, взявшись за нее руками. Задача – наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или отпустит палку.
Еще вариант. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями в ступни партнера) и берутся за палку. По сигналу оба начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто сумеет приподнять соперника, продержав его в таком положении 5 секунд.
Парная чехарда
(преимущественно для мальчиков) Игроки строятся парами за общей линией, которая является стартом и финишем. Одновременно соревнуются две пары. Перед каждой из них ставится на равном расстоянии отметка для поворота (камень, воткнутая в землю палка). Один в паре становится согнувшись. По сигналу руководителя второй игрок выполняет опорный прыжок через первого, делает шаг вперед и принимает такое же положение. Так они продвигаются вперед до поворота и обратно. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, соревнуется со следующей парой. Побеждают игроки, сумевшие выиграть у трех пар.
Падающая палка
Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер становится в середину круга, держа в руках палку (длиной около метра). Один конец он ставит на землю, а другой придерживает рукой сверху так, чтобы палка стояла вертикально. Затем он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен успеть подхватить падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если вызванный игрок успел схватить палку и она не упала на землю, то он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становится водящим, а тот, кто водил, идет в общий круг.
Играют установленное время. Победителем считается тот, кто был водящим меньшее число раз.
Прыжок через соломинку
Обхватить носки ступней пальцами рук, оттолкнуться обеими ногами и, не ослабляя первоначального захвата, прыгнуть вперед через любой предмет, пусть даже через соломинку. Упражнение требует значительной координационной согласованности мышечной системы во время прыжка.
«Где мяч?»
Игроку необходимо отойти от мяча на пять-шесть шагов и внимательно посмотреть на него. После этого товарищи завязывают ему глаза. Затем он делает полный поворот кругом. Осталось подойти к мячу и ударить по нему. Это непросто! Самому точному – приз.
Перед уходом место привала приводится в полный порядок, чтобы каждый участник похода мог сказать: «Здесь стало лучше, чем было до нас».
По итогам прошедшего туристического похода можно организовать с детьми вечер-отчет. Хорошо, если они подготовят слайд-программу и расскажут о том, чему научились на маршруте, поделятся своими впечатлениями.
А теперь самое время готовиться к новому походу!