Объяснение пределов допустимого поведения

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
3hjhm.jpg

Не спрашивайте: "за что?", а подумайте: "для чего?"


Правила лагеря должны быть простыми и понятными. Необходимо, чтобы большинство правил лагеря относились ко всем подопечным и вожатым в равной степени. Необходимо свести к минимуму случаи применения двойных стандартов.

Вожатый должен знать, какие меры он может применить к нарушителю порядка, а также быть готовым привести их в исполнение.

Когда ребенок ведет себя плохо, взрослому нужно встать рядом с ним, привлечь к себе внимание и обращаться к подопечному, глядя ему прямо в глаза. Старайтесь не говорить о наказании, предлагайте подопечному выбрать альтернативный вариант поведения (все варианты должны соответствовать ситуации). Зачастую поведение ребенка зависит не от того, что мы говорим ему, а от того, как мы это говорим. Например:

  • Если не хочешь стоять в очереди у входа в столовую, помоги мне … или сядь вон у того дерева и немного подожди.
  • Пожалуйста, не приставай к Саше. Если хочешь подавать мяч первым, давай договоримся, кто будет подавать первым сейчас, а кто подает первым завтра. Если ты сегодня уступишь Саше, то завтра будет твоя очередь начинать.

Вожатый должен стараться не повышать на подопечного голос и не разговаривать с ним в приказном тоне, даже если тот ведет себя дерзко и демонстративно не повинуется старшим. В таком случае следует отвести нарушителя в сторону, чтобы не ставить себя в неудобное положение перед остальными. Отведя подопечного в сторону, выслушайте его, постарайтесь понять причины его недовольства и выяснить, что вызывает его неадекватную реакцию. Если его беспокойство обоснованно, примите необходимые меры для исправления ситуации.

В случае неповиновения подопечного вожатому не следует разговаривать с ним командным тоном или угрожать. Лучше просто повторить правило (возможно, объяснив, чем оно обусловлено) И напомнить о последствиях, которые повлечет за собой и его не неисполнение. Доходчиво объясните подопечному, что за ним остается выбор: исполнить правило или понести наказание за его нарушение. Роль вожатого – обеспечивать безопасность группе, помогать подопечным во время различных мероприятий и воздействовать на них тех, кто намеренно нарушает правила лагеря.


Старайтесь без крайне необходимости не угрожать ребенку, проявляющему дерзкое неповиновение, наказанием. Излишними требованиями вожатый, сам того не зная, может подвигнуть ребенка к противлению. Постарайтесь изменить окружающую обстановку и предложить ребенку обоюдно приемлемые альтернативные варианты поведения. Меняя обстановку, вожатый увеличивает вероятность того, что потребности его подопечного будут удовлетворены. Это позволит ребенку и всей группе с пользой провести оставшееся время занятия. Воздерживаясь от угрозы наказания, вожатый избегает конфликтов, которые могут негативно отразиться на его взаимоотношениях с детьми.

Пример угрозы наказания: “Виктор, ты ведь знаешь, что в лагере нельзя бить других ребят. Если ты ударишь его еще раз, я применю силу. А ну, отойди от него!”

Пример того, как избежать угрозы: “У каждого будет возможность стоять первым в колонне. Витя, помоги мне передвинуть веревку и собрать мячи, и тогда во время следующей игры я позволю тебе стать первым”.


Наказания за нарушение правил поведения.

Каждый случай неповиновения правилам должен иметь соответствующие последствия, т.е. наказание, которое, в свою очередь, должно быть разумным, а также обеспечивать индивидуальный подход к каждому нарушителю и конкретным обстоятельствам нарушения. Дисциплинарные последствия поступка наиболее эффективны, когда они соответствуют его естественному исходу. Например, если ребенок постоянно исполняет правила, чтобы заслужить доверие вожатого, он может получить поощрение – разрешение провести некоторое время без присмотра старших (хорошее последствие правильного поведения) . Однако если вожатому приходится обращать внимание на поведение ребенка дополнительное время и исправлять его, он лишится этой степени свободы и получит указание всегда находиться в поле зрения сотрудников лагеря.

Природа наказания должна быть по возможности связана с вызвавшим его поступком. Например, когда подопечный после неоднократных предупреждений вожатого продолжает нарушать порядок, вожатый может удалить нарушителя в другое помещение до тех пор, пока тот не покажет, что может вести себя прилично, или до конца мероприятия.

Наказание не должно быть излишне суровым. Избыточные дисциплинарные меры иногда приводят к разрыву в отношениях между вожатым и его подопечным, в результате чего последний еще больше противится просьбам старшего.

Вожатому необходимо постоянно отмечать хорошие поступки и хвалить подопечных, чтобы их внимание было сосредоточенно на правильном поведении. Лучше не замечать незначительных проступков и не уделять излишнего внимания плохому поведению. Некоторые дети стараются привлечь к себе внимание любым способом, будь то доброе дело или нарушение порядка.

Правильная реакция на неадекватное поведение зависит от отношения вожатого к детям. Всегда, даже когда подопечный ведет себя дерзко и неуважительно, перед вожатым стоит нелегкая задача оставаться заботливым и сохранять доброе к нему отношение. Вожатому необходимо всегда искренне заботиться о благе подопечных. Вожатый может использовать лагерь для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя членом коллектива и обрести здоровое чувство собственного достоинства.