Общие указания вожатому по организации активных игр

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dfggdfm.jpg

Как разучивать игры с группой


Будь готов!

  • Прежде чем учить новой игре других, научись играть в нее сам.
  • Полностью изучи описание игры для того, чтобы проводить ее так, как следует.
  • Твоя увлеченность игрой обязательно <заразит> и твоих воспитанников.
  • Всегда помни о технике безопасности. Выбирай безопасные площадки, безопасный инвентарь и безопасные игры.
  • При проведении игр будь последователен, используя принцип восхождения от простого к сложному.


Будь за старшего!

  • Четко формулируй свои распоряжения. Убедись, что все участники игры понимают тебя правильно, не считай это само собой разумеющимся. Объяснив правила, задай детям несколько конкретных вопросов, например: <Что произойдет, если мяч попадет на линию?>
  • В своих действиях и высказываниях будь доброжелателен.
  • Пресекай проявления недружелюбного или опасного поведения в группе.
  • Твой энтузиазм заразителен - он будет воодушевлением и ободрением для воспитанников.


Будь в курсе!

  • Постоянно оценивай ситуацию (например, спроси себя: как реагируют на игру ее участники?).
  • Будь внимателен к настроению воспитанников - не навязывай им более того, что они желают и способны принять.
  • По завершении упражнений на доверие и проблемных заданий подведи итоги (дай участникам возможность поделиться друг с другом впечатлениями). Направляй ход обсуждения, но не будь единственным выступающим.


Всегда помни: лидер задает тон занятиям; проводя их, контролируй во всем, что ты делаешь и говоришь.


Обязанности вожатого по организации активного отдыха

  1. В день заезда устройте своим подопечным экскурсию по лагерю. Укажите, где и чем можно заняться в свободное время. Раскройте перед ними все многообразие возможностей проведения активного отдыха.
  2. Обязанность проводить игры с группой в отведенное для этого время лежит на вас, за исключением тех случаев, когда за спортивное мероприятие отвечает спортинструктор (физрук лагеря). Спортинструктор - ваш помощник, а не тот, кто работает за вас.
  3. Участвуйте во всех играх вместе с воспитанниками. Дети это любят, так что доставляйте им это удовольствие каждый день. И не становитесь зрителем!
  4. Составьте интересное расписание спортивных занятий. Не следует изо дня в день заниматься одним и тем же - будьте изобретательны!
  5. Тренируйте своих воспитанников: продемонстрируйте им технику прыжков на батуте, научите стрелять из лука, играть в пионербол, покажите новые игры.
  6. Будьте добрым тренером: не забывайте хвалить своих подопечных за старание, отношение к делу и достижения, подбадривайте и помогайте тем, у кого что-то не получается, укрепляйте их уверенность в себе, показывая, что и как следует делать, и помогая им преуспеть.
  7. В первый день проведите с воспитанниками игры для знакомства. В течение недели предлагайте им проблемные задания. В конце недели переходите к упражнениям на доверие.
  8. Проводите совместные занятия с другими вожатыми и их детскими отрядами.
  9. Активный отдых - замечательное средство построения отношений, поэтому не упускайте шанс поиграть всей группой.
  10. При получении и возврате спортивного инвентаря не забывайте оставлять записи в журнале. Узнайте у спорт-инструктора, как это следует делать. Не оставляйте инвентарь у себя надолго, возвращайте его сразу же после занятия, чтобы другие группы могли воспользоваться им после вас.



Как справиться с трудностями и предотвратить проблемы

Спорт - это прежде всего отношения. Поэтому во время подвижных игр и занятий спортом, когда мы взаимодействуем друг с другом, могут возникать какие-то проблемы (так же, как в повседневной жизни!). И то, как мы решаем эти проблемы, зримо говорит о наших личных качествах. Ниже мы предлагаем некоторые рекомендации, которые помогут вожатым в проведении подвижных игр и спортивных занятий в группах детей и подростков.


1. Должны ли воспитанники участвовать в играх и спортивных мероприятиях?

Вы должны в первый же день установить для своих воспитанников четкое правило относительно того, позволяете вы им не принимать участия в спортивных мероприятиях или нет.

Легче всего (это так очевидно!) разрешить воспитанникам самим выбирать, в какие игры они будут играть, а в какие не будут.

Большинство неопытных вожатых так и делают. Такой вожатый обычно предпринимает одну-две неубедительных попытки побудить не задействованных в общей игре воспитанников присоединиться к остальным, но делает это так, что в результате эти воспитанники продолжают оставаться в стороне. Ну и что плохого, если кто-то из ребят разок посидит в сторонке? Вскоре такой вожатый обнаруживает, что все больше и больше воспитанников уклоняется от участия не только в общих играх и спортивных занятиях, но и в других общелагерных мероприятиях. А затем реплики <я не хочу> и <мне не нравится> становятся слышны очень часто.

Как лучше справиться с этой проблемой: Объясните своей группе уже в день заезда, что жизнь в лагере подобна игре в футбол: в лагере есть свои границы, правила и судьи. Никакая игра в футбол не состоится без этих основных составляющих! Расскажите воспитанникам, во что превратилась бы игра, если бы в ней не хватало хотя бы одной из них. Дети и подростки легко воспримут и усвоят ваши объяснения, поданные в такой форме.

Затем расскажите о лагере, используя футбольную аналогию. Особо выделите командный принцип. Группа - команда; а вы как вожатый

Выступаете в качестве наставника-тренера; а спортинструктор, координатор программы и директор лагеря - судьи. И эти судьи в лагере только для того, чтобы лагерь стал местом отдыха и веселья для всех! Потом расскажите о лагере как об игровом поле, которое имеет свои границы. На этом поле каждый важен в качестве члена группы, включенной в общую жизнь лагеря, и т.д. Необходимо, чтобы все ваши объяснения были правильно поняты и восприняты и чтобы воспитанники открыто выразили свое согласие и понимание, тогда вам будет легче работать. Перед вами выбор: дать воспитанникам возможность самим решить, в чем им участвовать, и пустить программу на самотек (а вы знаете, что ничего хорошего из этого не выйдет!), или помочь им понять правила <общей игры> и позволить им, настойчиво добиваясь их обязательного участия в групповых занятиях, испытать истинную свободу полагать других прежде самого себя.


2. Что делать, если воспитанники не хотят играть?

Во-первых, всегда рассматривайте проблему в перспективе. Воспитанник часто не до конца искренен, когда говорит, что не хочет играть. Однажды, когда я работал спортинструктором, ко мне подошли несколько мальчиков и заявили, что не желают играть, хотя я еще и не рассказал о том, во что мы собирались играть! Я спросил у них, стали ли бы они играть в футбол. Они хором ответили: <Да!> И тогда я сказал им, что, хотя наша игра и не футбол, но им стоит попробовать. Вначале они играли неохотно, но спустя пару минут увлеченно охотились за <Сокровищами дракона>! После игры я отозвал этих ребят в сторону и спросил, довольны ли они тем, что я <заставил> их принять участие в игре. И они признали, что <Сокровища дракона> - замечательная игра...

Несколько маленьких советов о том, как вовлечь в занятия воспитанников, не расположенных к сотрудничеству:

  • Покажите, что эта игра интересна вам самому. Если воспитанники увидят, что вы сами хотите играть, они примут участие в игре с бoльшим желанием.
  • Добивайтесь того, чтобы они хотя бы попытались поучаствовать в игре. Попытка - не пытка, так что не уступайте воспитанникам слишком быстро!
  • Постарайтесь разобраться в причинах отказа. Очень часто воспитанники боятся, что не умеют играть в какую-либо игру хорошо, поэтому неохотно входят в нее, не желая ударить в грязь лицом. Убедите их и покажите им, что в играх и состязаниях главное - удовольствие и радость, а не победа. Другая популярная причина отказа и того, что воспитанник сидит в стороне, - желание привлечь к себе внимание, ваше и окружающих. Если ребенок чувствует, что ему не уделяют должного внимания, он иногда старается привлечь его своим плохим поведением. Поэтому обязательно сделайте так, чтобы каждый воспитанник почувствовал ваш искренний интерес к нему. Не пренебрегайте никем.

Если же ничего не помогает: Помните, что нельзя принуждать ребенка делать то, чего он не хочет, силой. Ни в коем случае не препирайтесь с ним и сохраняйте хладнокровие. Если ваши усилия ни к чему не привели, попросите воспитанника сесть и понаблюдать за игрой (не позволяйте воспитаннику уходить во время игры по своим делам). Часто желание вступить в игру появляется спонтанно во время наблюдения за ней. Если этого не произошло, то после завершения игры или соревнований вам необходимо поговорить с воспитанником с глазу на глаз. Постарайтесь, чтобы он поделился с вами действительными причинами своего нежелания. За дополнительной помощью обращайтесь к координатору программы


3. Что делать, если воспитанники ссорятся или плохо ведут себя во время игры?

Иногда спорт обнажает недостатки человеческой природы. Ведь на спортивной площадке невозможно лицемерие - во время игры проявляется весь наш характер! Вот несколько небольших советов о том, как справиться с неспортивным поведением.

  • Сразу же разнимите спорящих и дерущихся. Никогда не закрывайте глаза на такие проблемы - старайтесь разрешить их! Найдите причину ссоры. Не позволяйте детям ругаться и скандалить. Если это необходимо, посадите драчунов на достаточном расстоянии друг от друга и дайте им остыть, прежде чем начнете беседовать с ними. Напомните им, зачем мы играем в эти игры, и поговорите о том, как может быть устранено возникшее между ними разногласие. При необходимости обратитесь за помощью к координатору программы.
  • Если разногласия серьезны, объявите перерыв. Если в конфликте участвует больше двух человек, прервите игру и обратитесь ко всей группе.
  • С самого начала делайте все правильно: постоянно и до игры, и во время нее подчеркивайте, как важно единство группы команды); объясните, что главная цель - это не победа любой ценой, а радость и удовольствие от игры. Если вы с самого начала установите верный тон общения, у вас не будет серьезных проблем.


4. Что делать, если воспитанник заболел?

Когда ваш подопечный утверждает, что он слишком болен, чтобы участвовать в игре, отведите его в медпункт. Если медсестра подтвердит, что ребенку лучше не участвовать в спортивных мероприятиях, возьмите его с собой на площадку, но уже в качестве зрителя. Если же медсестра скажет, что ребенок действительно серьезно болен, уложите его в постель и попросите координатора программы присмотреть за ним. Все это следует сделать до того, как вы начнете игру.


5. Что делать, если воспитанник отказывается играть?

Вы сделали все возможное, чтобы убедить своего подопечного включиться в игру. И остальные шесть человек из вашей группы также всячески пытались убедить его, но он отказывается. Что же вам делать?

Не наказывайте всю группу. Это будет несправедливее всего. А еще, у вас не осталось времени на этого несговорчивого упрямца. Возможно, вы уже потратили десять минут от времени, отведенного на игру. Так что лучше всего отвести такого воспитанника к координатору программы, а самому вернуться к игре.

По окончании занятия обратитесь к координатору за советом. Уделив этому воспитаннику максимум внимания, с пониманием и сочувствием выслушайте, почему он отказался сотрудничать.


Что нужно знать вожатому при проведении игр?

  1. Какова цель игры или, другими словами, для чего вожатый ее проводит? Цели могут быть разными:
    • создание и развитие коллектива
    • выявление и развитие талантов и способностей
    • занять паузу
  2. Возраст, на который вы ориентируетесь при проведении игры? Многие игры, интересные для детей старшего возраста, малышам покажутся очень сложными, и наоборот, игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
  3. Условия, которыми вы располагаете для организации игры:
    • помещение или улица
    • территория передвижения
    • возможность сидеть в кругу
    • актовый зал
    • спортивная площадка
  4. На какой стадии находится формирование коллектива? Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
  5. Количество участников игры.
  6. Какими реквизитом располагаете: бумага, ручка, скрепки, маркеры, мячи, обручи, скакалки, песок?
  7. Сколько у вас свободного времени для проведения игры?
  8. Какой итог игры вам нужен: победители, номинации, одобрение, глубокий анализ.

Поэтому, прежде чем играть в игры с ребятами, проанализируйте ситуацию и подумайте!