Общие направления деятельности вожатого

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
DSC 1426~0m.jpg

Как возглавлять группу и вести за собой

В своей работе нам приходится руководить группами подопечных в течение длительного периода времени, которое не ограничивается днями.

Нам приходится созидать взаимоотношения на длительный период времени.

И поэтому нам надо знать, что от нас потребуется, чтобы дети верили нам, шли за нами, даже если временами сложно и хочется повернуть назад.

  1. Имейте четкое виденье того, что вы собираетесь делать.
    • Это конкретная цель: Что делать?
    • Это конкретное время: Когда делать?
    • С конкретными методами: Как это делать?
    • Выполняемое конкретными подопечными: Кто будет делать?
  2. Взять на себя ответственность за данную группу ребят, в рамках данного виденья. Объяснить им четко ваше виденье, объяснить им их обязанности, обучить их в случае необходимости. Разъясните им как нужно выполнять задание, проследите за исполнением искомого результата.
  3. Быть рядом с ними и наблюдать за работой. Замечать успехи и хвалить. В случае неудачи, подбодрите их: Ничего, у тебя получится. Всегда давайте шанс. Мягко, с любовью указывайте на их ошибки и помогайте им их исправить.
  4. Предупреждайте проблемы, делайте все вовремя и организованно, обдумывайте все заранее. Принимайте правильные решения без колебаний. Признавайте свои ошибки, этим вы только приобретете уважение ребят.
  5. Оценивайте и анализируйте события, вносите коррективы, если нужно. Всегда думайте. Ищите новые методы и программы, используйте их. Будьте открыты к новому, отказывайтесь от неэффективных методов, экспериментируйте. Постоянно учитесь, повышайте свой профессиональный и нравственный уровень, обучайте также своих напарников на отряде.
  6. Постоянно составляйте отчетность, делайте анализ проделанной работы. Постоянно вводите ребят в курс дела (рассказывая, как идут дела и на каком этапе вы все находитесь). Ведите планирование работы, требуйте этого от других и обучайте этому. Доводите начатое до конца (никогда не бросайте на полпути). Ведите, направляйте и руководите собственным примером. Будьте образцом во всем.

Никогда не сдавайтесь!


Как сплотить группу детей

Вопрос единства и сплоченности всегда является одним из основных, когда вопрос касается работы в команде и достижения цели. Если у вас группа детей, которой вы занимаетесь, то для сплоченности вашей группы вам необходимо предпринять несколько шагов.

  1. Любить каждого ребенка одинаково и как самого себя.
  2. Видеть таланты каждого ребенка и помогать их реализовать на занятиях и в повседневной жизни (если хорошо рисует – давать рисовать, оформлять).
  3. Поддерживать слабых и останавливать выскочек (создавая таким образом безопасность для детей в вашей группе).
  4. Помогать, ободрять и защищать своих подопечных.
  5. Раздавать теплые пушинки и холодные комочки, то есть поощряйте за все хорошее и разбирайтесь с плохими поступками.
  6. Проведение совместных мероприятий.


Значение игр в взаимодействии с детьми

Потребность в игре заложена в натуре ребенка, подростка, молодого человека и сохраняется даже в зрелом возрасте. Спорт способствует развитию характера ребенка, учит детей быть преданными своей команде действовать сообща, учиться вместе решать проблемы, быть вместе как в радости, так и в печали. Спорт и игры учат честности, так как часто стоит вопрос: «Сказать правду или солгать?»

Существует множество игр, выполняющих различные функции:

  1. Игры на знакомство друг с другом. ( развивают память, сообразительность, отношения)
  2. Игры - ледоколы: «Узнай соседа справа», «Откуда твой сосед?» (память, скорость, внимание)
  3. Игры на доверие: «обед слепых», «падения доверия» (доверие Богу, смелость, координацию движений
  4. Игры с проблемным заданием: «Лидер», «Жмурки» (внимание, сообразительность, лидерские качества).

Количество участников в играх тоже бывает различным:

  1. Индивидуальные игры («Тетрис»…)
  2. Для двоих (шахматы, шашки…)
  3. Для группы («Лидер», «Камень, ножницы, бумага»..)
  4. Для нескольких групп (более 10-20 человек: футбол, волейбол, баскетбол, «зона»)
  5. Специальные игры (батут, луки..)

В детском оздоровительном лагере играм уделяется, как правило, 3-4 часа ежедневно. Дети очень любят играть, у них очень много энергии, и ее необходимо куда-то деть. И этому способствуют игры.

Спортивная программа дает возможность привить детям:

  1. Любовь к спорту и к спортивным играм.
  2. Овладеть разными видами спорта.
  3. Быть более физически здоровыми и сильными.
  4. Изучение основ христианства на практике.
  5. Развивает уверенность в себе, организованность, внимание, терпение, ловкость, память, сообразительность, коллективизм, взаимопонимание со сверсниками.

Межгрупповые игры и турниры помогают:

  1. Сплотить группу в единую команду.
  2. Укрепить взаимоотношения между членами команды.

Общие рекомендации:

Играйте так, чтобы получать удовольствие от игры и радовать друг друга. Не увлекайтесь игрой настолько, чтобы потерять контроль над ситуацией и взаимоотношениями. Ваша цель, как вожатого-наставника, использовать спорт, как средство и возможность для создания правильных отношений в группе детей. Платон сказал: «Я узнаю о человеке больше за один час совместной игры, чем за один год совместной беседы».

До начала игры задайте следующие вопросы:

  1. Есть ли у меня люди?
  2. Есть ли достаточно времени?
  3. Есть ли подходящее место?
  4. Есть ли в наличии инвентарь?

Обучение спортивным играм:

  1. Научитесь игре сами, прежде чем учить других.
  2. Не проводите игр, которые не доставляют вам удовольствия ( они не доставят удовольствия другим).
  3. Изучите описание игры и проводите ее согласно «описания».
  4. Выбирайте безопасное место (безопасность должна быть на первом месте).
  5. Устно давайте распоряжения, убедитесь, что вас все понимают.
  6. Идите путем: от простого к сложному.
  7. Пресекайте недружелюбное и опасное поведение.
  8. Подбадривайте и вовлекайте в игру всех.
  9. Оценивайте ситуацию постоянно (спросите себя: «Каков отклик участников?»)
  10. Будьте внимательны к детям и их настроению ( не навязывайте им более того, что они могут принять).
  11. После игры подведите итоги и дайте участникам высказать свои впечатления.

Что делать, если дети не хотят играть?

  1. Подбодрите их. Уделите им особое внимание.
  2. «Разыграйтесь» до начала игры.
  3. Детей способно увлечь само возбуждение игр
  4. Используйте для привлечения детей поощрения ( призы, жетоны, конфеты ).

Что делать, если дети дерутся?

  1. Разнимите дерущихся, не оставляйте драк без внимания.
  2. Сделайте перерыв в игре, обсудите случившееся.
  3. Используйте помощь директора или координатора в лагере, если это необходимо.
  4. Делайте упор на сплоченность группы до игры.
  5. Не имеет значения кто выиграл, а кто проиграл мы играем ради забавы («…не корову же проигрываем»).
  6. Используйте «Скамейку штрафников» для нарушителей дисциплины.

Методические рекомендации по проведению игр в детском лагере.:

  1. Игра должна соответствовать возрасту детей.
  2. Заранее продумайте, сколько игр вы проведете.
  3. Подумайте, в какое время проведете игру.
  4. Подготовьте место и реквизит для игр.
  5. Помните о чувствах детей, не огорчайте их. (поощрительные призы).
  6. Учитывайте физическое состояние детей (недомогания, головные боли )
  7. Награждайте также проигравших (решайте проблему соперничества).
  8. Чередуйте умственные игры с физическими.
  9. Пусть более способные дети помогают менее способным.
  10. Подведите итог и смысл игры, обсудите ее с детьми.


Видеть свою цель в успехе других

Хороший вожатый.

  1. Общительный человек – любит быть среди людей и любит общаться.
  2. Благодарный человек – умеет видеть добро.
  3. Отдающий человек – щедрый, умеет поделиться с ближним.
  4. Слуга – видит, кому и где нужно помочь и приходит на помощь
  5. Доводит задуманное до конца и многое успевает сделать.
  6. Решает проблемы.
  7. Оптимист – «это можно сделать», «я попробую».
  8. Трудолюбивый человек – работает так, как способен.
  9. Готов прощать.
  10. Командный игрок – вовлекает в свою работу других, создает мир и гармонию в коллективе.
  11. Контролирует себя – больше требует с себя, чем с других; следует тем принципам, которые установил для себя.
  12. Ответственный человек – делает то, что нужно, вне зависимости от того, видит его кто-нибудь или нет.
  13. Ему не нужен погоняла – видит, что нужно сделать, и делает, не дожидаясь, пока ему об этом не скажут.

Плохой вожатый

  1. Нелюдим – не умеет общаться с людьми и предпочитает общаться в одиночестве.
  2. Жалобщик и критик – ищет ошибки других.
  3. Потребитель – все вокруг что-то ему должны.
  4. Требует, чтобы служили ему – считает, что другие недостаточно для него делают.
  5. Мастер давать обещания – на словах может многое, но редко делает.
  6. Создает проблемы.
  7. Пессимист – «это невозможно выполнить, незачем и браться».
  8. Лентяй – делает только, от чего не может отвертеться.
  9. Формалист – тешится своей праведностью, следует букве закона.
  10. Злопамятен.
  11. Волк–одиночка – хочет, чтобы все было сделано только так, как представляет он, и не может работать в коллективе.
  12. Контролирует других – требует от других больше, чем от себя; устанавливает для других правила, которых сам не придерживается.
  13. Безответственный человек – использует любое оправдание, чтобы отлынивать от дела.
  14. Ждет указаний – не замечает того, что нужно сделать; и пальцем не пошевелит без команды.


Элементы радостного взаимодействия с детьми.

Очень важно уметь концентрировать внимание детей. Дети должны быть заинтересованы, заинтригованы, постоянно находиться в ожидании: а что случиться дальше? Например, можно громко вскрикнуть или сделать неожиданное действие, которое застанет детей врасплох. Если вы становитесь предсказуемыми, то детям становится скучно и неинтересно с вами, и они не будут приходить к вам в воскресную школу. Атмосфера на должна быть такой, чтобы дети ожидали от вас чего-то нового каждый раз. Вы должны концентрировать внимание детей любым возможным способом.

Иногда время от времени нужно проводить ледоколы. Ледокол - это мероприятия, которые позволяют учителю сблизиться с ребенком, расслабиться, отдохнуть, набраться сил для продолжения совместного время препровождения.

Конечно, в детском лагере существуют правила, но не нужно постоянно одергивать ребенка, ставить его в узкие рамки, контролировать ребенка больше, чем того требуют обстоятельства.

Вожатый должен быть подготовлен к каждому дню в лагере всегда больше, чем запланировано. Если ожидание между мероприятиями затягивается, то вы должны быть готовы проводить с детьми столько времени, сколько потребуется, и это время должно быть для детей не менее интересным, чем все остальное в лагере. Не волнуйтесь, если вам не удалось использовать весь материал, который вы заготовили сверх необходимого, вы сможете использовать его на следующий раз, в любом случае он вам пригодится. Игры и развлечения помогают вам заполнить время и реализовать личностные особенности ребенка.

Разбивание мероприятия на части помогает детям, если они чего-то не знают. Важно использовать разные методы взаимодействия с детьми, от манеры вашего поведения меняется смысл всего действа.

Довольно распространённый вопрос начинающего вожатого "Сколько ребят нужно увлечь, чтобы общим делом зажглась вся группа подопечных?". Одна из причин тому - нам отчаянно необходимо знать, что мы преуспеваем в своей деятельности. Большинство вовлеченных в вожатство задают этот вопрос, потому что верят в его значимость. Когда речь идёт о растении, приносящем плод, то вопрос не в том, сколько деревьев, а в качестве самого плода.

Так же следует помнить, что мы живём в "мире растворимого" (кофе, супа и т.д., увлечения в том числе!). Большинство современной молодёжной работы основано на модели "растворимого успеха". Поэтому мы ищем быстрого роста. НО качество теплицы определяется степенью выживания растения, пересаженного из теплицы в открытый грунт. Наша задача не в том, чтобы сделать просто группу подопечных успешной. Мы призваны взращивать плод, который будет пребывать.

Далеко не каждый молодой человек воплощение успеха. Людям приходится делать выбор. Мы не ищем "рецепт успеха", мы планируем работу так, чтобы они оставались твёрдыми в своих убеждениях.

Можно перечислить, по крайней мере, 5 дешёвых заменителей настоящего плода, которые всегда имеются под рукой.

  1. Цифры - сами по себе большие цифры не являются чем-то плохим. Чем больше количество, тем больше возможностей сделать что-то хорошее (впрочем, как и плохое). Опасность приходит тогда, когда цифры, количества становятся нашей целью. Опасность в том, что мы "разбавляем" успех, для того, чтобы сохранить видимость массовости. Мы должны взращивать последователей, а не посетителей мероприятий.
  2. Мероприятия - "давайте отправим их куда-нибудь" - мы концентрируем свою программу на участии в различных мероприятиях; ИЛИ "их надо чем-то занять". Наставленные подопечные не нуждаются в бесконечных мероприятиях, направленных на то, чтобы удержать их от негативного влияния.
  3. Ажиотаж - мы все стремимся к тому, чтобы наша программа была интересной и занимательной, но мы не должны строить на этом нашу деятельность. Это всё равно, что кормить их постоянно сахаром, который…
    • гарантирует моментальный всплеск энергии, с последующим...
    • упадком сил, с последующим…
    • …ожирением.
  4. Наживка - разрекламировать что-то определённое, для того, чтобы собрать ребят, а потом, как громом, поразить их банальностью. Это не этично и не приведёт к положительным результатам.
  5. Сбор неспелых плодов - будьте осторожными с большими массами. Когда есть подходящая музыка или подходящий призыв, манипулировать становится легче. А ещё можно расширить актив группы до таких пределов, чтобы буквально каждый чувствовал себя его частью. Особенно будьте осторожны в личном общении - не спешите, дайте время и место осмыслить им свои решения.


Как провести мероприятие в детском лагере.

Во время работы с детьми вожатому очень часто приходится проводить различного рода мероприятия, начиная от режимных моментов и заканчивая конкурсами, играми, выступлениями, беседами.

Эти мероприятия, как правило, ограничиваются во времени (несколькими часами или же одним днем, не более).

Эти советы помогут вам как лидеру быстро и четко организовать и провести любое мероприятие в лагере, вашей детской группе.

  1. Уясните цель мероприятия для себя, (что вы собираетесь делать?)
  2. Составьте план мероприятия и последовательность выполнения (когда вы начинаете, когда заканчиваете) каждого пункта, и строго придерживайтесь плана.
  3. Поставьте ответственных людей на каждое место (если люди нужны), объясните обязанности каждому участнику.
  4. Наблюдайте за проведением мероприятия.
  5. Ведите и направляйте все мероприятие от начала до конца.
  6. Составьте для себя отчет, если даже этого не требуют. Будьте готовы к этому.

Составьте отчетность и отчитайтесь перед директором лагеря.

В отчете обязательно уделите место анализу мероприятия:

  • Что сделано хорошо и как.
  • Что сделано не достаточно хорошо и как это улучшить.
  • Что сделано плохо, какие ошибки допущены как их исправить и как избежать их в следующий раз.)

Каким должен быть сотрудник детского лагеря.

  1. Сотруднику необходимо пользоваться уважением подопечных ему ребят.
  2. Ему нужно быть ответственным, надежным человеком, выполнять обещания, быть активным в своей деятельности.
  3. Добрым, благочестивым, верным, терпеливым, не думать прежде всего о собственных желаниях, быть жертвенным.
  4. Любить детей, уметь их увлечь, организовать, вдохновить и научить хорошему, иметь способность и интерес к выполняемой работе.
  5. Уравновешенным, смелым, ясно понимающим свое призвание в жизни.
  6. Во всем подчиняться администрации, быть посвященным, работать над реализацией программы, которую должен знать.
  7. Иметь желание постоянно учиться, повышая свой нравственный и педагогический уровень.


Значение и важность музыки и пения в детском лагере.

Музыка – это идеальное средство для воздействия на детей. Музыка захватывает человека полностью, начиная от эмоций и касаясь разума. Дети помнят, что поют и это поможет им помнить выученное в течение всей недели. Музыка – это обучение через действие. Во время пения песен с движениями задействованы все органы чувств: глаза, рот, уши, эмоции детей, их руки, ноги, тело. Песни прекрасны как часть дружеского общения, как память о дружбе, о времени, проведенном вместе (в лагере).Дети открыто поют полюбившиеся песни дома, с друзьями.

Важность пения:

  • Создает атмосферу.
  • Приводит к сплоченности.
  • Дети любят петь.

Подбор песен:

  1. Учитывайте возраст детей: маленьким детям – простые, подросткам – более сложные
  2. Подбирайте песни, в которых содержатся нравственные истины (это должно быть приоритетом, а не мелодия, ритм, темп).
  3. Мелодия должна быть благоговейной, не обязательно тихой.
  4. Песня должна быть простой, чтобы ее легко было петь (дети должны быстро запомнить ее).

Обучение песням: песням очень важно, чтобы вы хорошо знали слова песен, мелодию и легко могли воспользоваться наглядными пособиями (куклы, рисунки)

Повторение песен: Совсем необязательно, чтобы все песни были новыми. Пойте знакомые песни. Дети любят петь знакомые песни.

Как руководить пением:

  1. Занимайтесь с энтузиазмом (не будьте унылы и вялы, радуйтесь!)
  2. Подбирайте песни заранее (не делайте это перед самым занятием).
  3. Вводите новые способы исполнения песен (пойте песни с движениями, стойте в «кругу»…)
  4. Старайтесь хорошо петь сами (показывайте детям образец того, как надо это делать).

Если ваша жизнь не будет наполнена радостью, вы не сможете повлиять на детей!


Правила поведения в детском лагере

Детская летняя программа происходит по определенному распорядку. Правила устанавливают в детском лагере порядок и создают благоприятные условия для сотрудников в выполнении цели.

1. Отношение к работе.

  • Создавайте хорошую атмосферу. Выполняйте свои обязанности с радостью и доброй совестью, почитайте один другого высшим себя. Будьте образцом для окружающих. Дети учатся на примере взрослых, поэтому мы являемся «наглядным пособием» для них. Любую работу делайте самым лучшим образом.
  • Будьте пунктуальны. Приходите на утренний подъем детей вовремя (опоздание к началу подъема или уход раньше отбоя должно рассматриваться как нарушение). Если вы не можете прийти вовремя по какой-либо причине, то обязательно известите об этом своего напарника или руководителя (в случае болезни, чп, непредвиденных обстоятельств).
  • Соблюдайте распорядок. Следует соблюдать распорядок, который установлен в вашем детском лагере. У вас должно быть все расписано: когда начало, что за чем, когда конец. Следуйте этому строго так как в этом успех! Когда сотрудники следуют распорядку занятий, ему следуют и дети.
  • Отдыхайте. Это время, когда вы пополняете силы для дальнейшей деятельности. Используйте это время рационально: Обучайтесь, повышайте свою вожатскую подготовку. Общайтесь друг с другом. Посещайте мероприятия в своем вожатском отряде и участвуйте в них.

2. Правила поведения на занятиях.

  • Злоупотребления. Курение на территории лагеря запрещено для всех. Запрещено хранение, употребление, препаратов любого наркотического действия. Следите за этим и тактично останавливайте других.
  • Внешний вид. Внешний вид частично отражает внутреннее состояние. Внимательно следите за своим внешним видом и за тем, как он воздействует на других.
  • Речь. В детском лагере неприемлема грубая и грязная речь. Не пользуйтесь этим сами и тактично останавливайте других.

3. Правила поведения в лагере вообще и на игровой площадке в частности. Не оставляйте воспитанников одних. Не выпускайте из поля зрения ни одного ребенка (знайте - где кто находится), помня, что на вас лежит ответственность за их жизнь и здоровье. Строго придерживайтесь распорядка занятий. Соблюдайте чистоту и порядок. Берегите природу, не позволяйте детям топтать газоны, рвать цветы, ломать деревья.

4. Сохранность имущества. Необходимо заботиться о безопасности и сохранности как личных вещей, так и имущества лагеря. Не оставляйте вещи лишь бы где. Не оставляйте ценные вещи, деньги, документы на видном месте. Закрывайте двери на ключ если помещение пустует. При виде незнакомцев и подозрительных лиц, подойдите и поинтересуйтесь, что им нужно. Делайте это не колеблясь. Будьте смелы в этом. Помните на вас лежит ответственность.

5. Экстремальные ситуации ( ЧП ). К ним относятся: пожар, разбойное нападение, поражение током, падение с высоты… Каждый сотрудник должен знать технику безопасности в подобных ситуациях: Сохранять жизнь людей и не увеличивать степень телесных повреждений. Сообщить директору, медсестре. Не паниковать. 6. Здоровье. Следите за личной гигиеной, мойте руки с мылом перед едой, носите чистую одежду. Оставляйте после себя туалеты и мест общего пользования чистыми. Следите за личной гигиеной ваших детей: мойте руки перед едой. После мероприятия не оставляйте мусор в помещении или игровой площадке. Производите стерилизацию предметов общего пользования. Следите, чтобы дети не пользовались личными вещами друг друга

7. Мебель и инвентарь. Оборудование, инвентарь, аудио и видео аппаратура, мебель и т.д., - все это находится у вас для работы с детьми. Ознакомьтесь со всем этим оборудованием и пользуйтесь им. Используйте все по назначению и возвращайте на место в хорошем состоянии и вовремя. Вы несете ответственность за вверенный вам инвентарь и оборудование. Не допускайте халатного обращения с ним и помогайте другим соблюдать порядок.


Условия эффективной работы с детьми

Существует ряд условий, которые могут эффективно влиять на качество взаимодействия в лагере.

1.Внешний вид вожатого.

  • Волосы (причесанные, не распущенные).
  • Одежда (чистая, неяркая, удобная для вас, иногда "необычная").
  • Запах (приятный).

2.Ваши слова (способность к артистизму).

  • Четкая дикция (произношение звуков), артикуляция (четкое произношение слов).
  • Правильный подбор слов, соответствующий возрасту.
  • Простота в донесении информации.
  • Тон голоса (спокойно).
  • Темп речи (размеренно, не быстро, чтобы дети успевали понимать).
  • Громкость речи (не тихо и не громко).
  • Неожиданность в речи ("И вдруг"…)
  • Рассказывать с эмоциями (интригующе, захватывающе).

3. Обращение к подопечным.

Когда вожатый обращается к подопечным, то у вожатого должен быть постоянный контакт глазами со всей группой детей. Жестами и движениями вы можете усилить подачу материала (т.е. как в сценках в лагере). Улыбайтесь, создавайте радостное выражение лица, привлекайте этим внимание детей.

4. Помещение.

  • Свежий воздух (ни жарко, ни холодно).
  • Достаточно света (чтобы можно было читать).
  • Должно быть чисто.
  • Размер помещения должен соответствовать количеству детей.
  • Не открывайте сразу все свои “козыри” в предстоящем мероприятии.