Обратная связь

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Large015m.jpg

Обратную связь можно получать разными способами. Описываемые ниже приемы позволяют ребенку использовать свои способности или придумать свой личный способ обратной связи. Так, кто-то из детей лучше владеет письменной речью — ему легче отвечать на вопросы анкеты или писать письмо в конверт на стене. У кого-то длительный латентный период анализа информации — ему проще не сразу сказать о своих чувствах, а обдумать их и дать обратную связь позже. А другой ребенок вообще не хочет в данный момент «напрягать» остальных своим состоянием. Таким образом, каждый имеет свободу выбора для высказывания своих переживаний.

СДЕЛАЙ ВЫБОР

При выборе обратной связи необходимо учитывать несколько факторов. Одним из них является возраст участников. Для малышей подходят следующие виды обратной связи: цветопись, эмоциональный термометр, нотки. Для подростков — цветопись, рожицы, конверты, кулачки, бутылка, некоторые виды анкет. Для старших подростков — цветопись (модификация со значками), анкеты, конверты, бутылка, листы на стене, «Кто я?», первое впечатление.

Цветопись

Одним из первых умений, которому научается новорожденный (здоровый ребенок), является цветоразличение. Наверное, поэтому человеку легче выбрать цвет своего настроения, чем с точностью описать его словами. На этом основан этот вид обратной связи — цветопись.

Обычно цветопись вводится в конце первого группового (или индивидуального) занятия и выполняется регулярно, то есть в конце каждого занятия. Некоторыми ведущими она используется как в начале, так и в конце занятия.

Для цветописи нужно сделать бланк (формата А4). Он заполняется следующим образом: в него вписываются фамилии детей (по вертикали) и даты проведения занятий (по горизонтали). Бланк может выкладываться на стол или вывешиваться на дверь или на стену кабинета. В конце занятия напротив своей фамилии и даты занятия ребенок отмечает цвет своего настроения. Для этого к бланку прилагается небольшая табличка, где расписано, какому настроению какой цвет соответствует. Ребенок сам выбирает цвет.

Красный — восторженное
Оранжевый — радостное
Розовый — приятное
Зеленый — спокойное
Голубой — грустное
Фиолетовый — тревожное
Синий — упадок, уныние
Салатовый — легкое
Серый — равнодушное
Коричневый — паршивое
Черный — трудно сказать

Вместо цветов можно использовать значки. Дети любят всякие шифровки. Такая возможность зашифровать свое настроение появляется, если повесить табличку, где написано, какому настроению какой значок соответствует (см. внизу).

Рожицы

Это более простая, чем цветопись, форма обратной связи. Ведущий предлагает детям картинки с тремя выражениями лица: веселое (улыбающееся), грустное (губы опущены вниз) и нейтральное. Заранее заготавливается конверт с большим количеством таких изображений. Оттуда ребенок выбирает подходящее и наклеивает на бланк напротив своего имени. Можно дать детям фломастер, чтобы они сами рисовали схематичное выражение лица на бланке.

Анкета

Этот вид обратной связи более серьезный, чем цветопись и рожицы, и требует от ребенка бо’льших усилий и бо’льшего количества времени. Небольшие анкеты можно предлагать детям, начиная с младших подростков. К анкетам предъявляются определенные требования. Вот только некоторые из них, а также те нюансы, которые всегда принимаются во внимание при составлении анкет. Нужно учитывать, что у людей — разные ведущие модальности и ведущие полушария головного мозга. Поэтому в каждой анкете можно использовать несколько типов вопросов и несколько типов описания состояния человека. Это может быть шкала, где свое состояние нужно оценить цифрой или баллом.

Например:

полезно 7 6 5 4 3 2 1 0 бесполезно
активно 7 6 5 4 3 2 1 0 пассивно

Например: Оцените свою активность на занятии по 10-балльной шкале. И обязательно в дополнение к шкале дается возможность для образного сравнения. Например: Придумайте метафорический образ для каждого ведущего, используя как можно больше прилагательных (или сравните ведущего с чем-нибудь или с кем-нибудь). Например: Охарактеризуйте свое состояние во время каждого упражнения строчками из стихотворения или песни. В анкету лучше включать полярные характеристики, по которым участники должны будут высказаться.


Варианты условных значков для обозначения настроений

13ris1.gif



6 7.jpg

Для получения обратной связи с помощью анкетирования можно использовать процентные соотношения, а не шкалы. Например: Сколько процентов информации вы получили от запланированного вами объема? Можно попросить участников заполнить круговую диаграмму (рис. 1). Для детей это задание можно сделать образным. Например: Представьте, что наше занятие — это круглый пирог, который разрезан на кусочки, а все они — разные. Сколько было интересного, полезного, неожиданного, нового на занятии? Разделите этот «пирог» сами на кусочки разного размера и пометьте, что именно обозначает каждый кусочек. Желательно, чтобы анкета охватывала разные стороны занятия. Например, можно попробовать сформулировать вопросы так, чтобы они касались и эмоциональной, и когнитивной, и поведенческой сторон личности человека. В анкету можно включить вопросы о динамике состояния. Например: Нарисуйте кривую, отражающую изменение вашего настроения в течение нашего занятия. В точках спада и подъема можете обозначить причину, из-за которой это произошло (рис. 2).

6 7ris1.gif


Очень информативны, интересны и легко поддаются сравнению вопросы с использованием какой-нибудь одной части речи. Например: Опишите свое настроение с помощью трех прилагательных (трех существительных, трех глаголов). Можно также попросить заполнить анкету. обязательное требование: в анкете должен быть хотя бы один открытый вопрос. Например: Ваши пожелания, замечания, предложения ведущему. В анкете желательно указать дату заполнения, пол, тренинговое имя. Предлагаем вашему вниманию вариант анкеты для работы с подростками (см. внизу).


АНКЕТА

1. Сегодняшнее занятие произвело на меня большое впечатление 5 4 3 2 1 Не произвело большого впечатления
2. Я полностью удовлетворен своим поведением сегодня 5 4 3 2 1 Неудовлетворен
3. Я извлек для себя много полезного из сегодняшнего занятия 5 4 3 2 1 Я не извлек большой пользы для себя из сегодняшнего занятия
4. Сегодня я чувствовал себя совершенно спокойно 5 4 3 2 1 Я чувствовал себя очень беспокойно
5. Думаю, я оказывал сильное влияние на ход работы группы 5 4 3 2 1 Я не оказывал существенного влияния на ход работы группы
6. В сегодняшнем занятии для меня было

самым полезным_____________________________________ ___________________________________________________

самым бесполезным__________________________________ ___________________________________________________

самым приятным_____________________________________ ___________________________________________________

самым неприятным___________________________________ ___________________________________________________

7. Мои замечания, предложения и пожелания

вожатому___________________________________________


ЛИСТЫ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

На стене всегда должно быть место для анонимного диалога. С этой целью одновременно может висеть до трех листов. Тематика диалога должна быть обозначена психологом и написана крупными буквами. Этим снимается психологический барьер для ребенка: он не будет первым писать на чистом листе на стене (это же с детства запрещается: писать на стенах). Так мы ребенка приглашаем к диалогам: «Открытое письмо», «Записки. Комментарии. Предложения», «Ваши вопросы» и т.д.

Даже если появится что-то нецензурное, пусть лучше это будет у вас (вы сможете это оценить правильно и профессионально), чем в туалете маркером. Лист с нецензурными выражениями заменяется на чистый. Но, честно говоря, такого, как правило, не бывает.

КОНВЕРТЫ НА СТЕНЕ

Эта форма обратной связи является полностью анонимной. В холле висит несколько конвертов, куда дети (а при желании и вожатые) кладут записки «по теме».

Название каждому конверту может придумать сама группа. Так, например, одна из групп придумала следующие названия четырем конвертам: «Для несчастий и проблем», «Чего ты добился в этом столетии?», «Для моих маленьких открытий» и «Для радостей и счастья».

Дети с удовольствием пишут записки. Причем не только участники этой группы, но и все остальные тоже.

Что самое интересное, меньше всего записок было в конверте «Для несчастий и проблем». Не бойтесь этого конверта. Его материалы могут стать основой для интересного социально-психологического исследования.

«Чего ты добился в этой смене?

...

«Для моих маленьких открытий»

Странно, но мы не обращаем внимания на других людей, а ведь их мир очень интересен. У них есть проблемы, задачи, цели. Общаясь с ними, ты много узнаешь — узнаешь то, о чем даже и не подозреваешь. Нежданно-негаданно. Я советую всем пообщаться с малознакомым человеком, и сразу же мысли будут самыми лучшими на свете. Желаю всем людям счастья. Оказывается, не я одна страдаю. На самом деле многие страдают. Вообще-то, раньше мне казалось, что меня одну занимают какие-то мысли, но на самом деле нет. Я должна делать то, что хочу, и не думать, что про это скажут окружающие. И еще я должна более открыто разговаривать со своей лучшей подругой.

Теперь я не стесняюсь.
Я позавчера почти ...
Я сегодня открыла для себя самое заветное — смех помогает в общении.

«Для радостей и счастья»

Я рада, что я живу.
У меня сегодня просто классное настроение, потому что жизнь прекрасна.
У меня ...

Особенно много записок в эти конверты пишут те дети, с кем не проводится регулярная сопровождающая психологическая работа. Им не хватает опыта публичного раскрытия своих чувств и переживаний, поэтому анонимная форма связи для них является наиболее оптимальной.

Бутылка

На первом групповом занятии участникам обычно предлагаются определенные ритуалы, одним из которых может стать «Бутылка». В бутылку во время занятий участники складывают записки со своими мыслями, пожеланиями, впечатлениями. На последнем же занятии можно провести завершение этой работы таким действием. Заполненная бутылка разбивается самым сильным участником или тем, кому группа доверит это сделать. Каждый получает равное количество записок, которые потом (по согласованию с группой) зачитываются. Записки можно комментировать, обсуждать. Автор же по своему желанию может высказываться, а может остаться неузнанным. Во избежание обнаружения авторства записок (особенно в подростковой группе), их может зачитывать ведущий. В целом это действие, если оно хорошо продумано, может явиться отличной концовкой работы с группой.


I9BrovpRxfw.jpg

Кто я?

В основе этой формы обратной связи лежит известная методика «Двадцать высказываний». В данном случае она используется как демонстрационно-динамическая. Эта методика может предъявляться от трех до пяти раз за время работы с данной группой или в конце каждого занятия.

Инструкция

Ребята! На листочке, который вы получили, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это двадцать раз, причем, ответы не должны повторяться. Во время написания не отвергайте любые детские высказывания о себе, которые приходят в голову. Использовать можно только существительные (в крайнем случае — прилагательные или деепричастия). При обработке и систематизации ответов нужно обращать внимание на деятельно-динамические особенности: характеристики, описывающие внутренние изменения человека.

Рисунки

В качестве обратной связи можно применять различные арт-терапевтические техники. Например, рисуночные. С их помощью возможно извлечение более глубоких состояний личности, чем, например, в цветописи. Рисунки могут фиксировать устойчивый эффект от работы психолога. Такие рисуночные методы могут также стать самостоятельным упражнением — это должен решать ведущий в зависимости от этапа развития группы.


Упражнение «Три краски»

Инструкция

Ребята! Выберите, пожалуйста, три краски, которые, как вам кажется, гармонируют между собой (подходят друг к другу). И заполните ими весь лист. (Выполняют.)

Теперь придумайте, поворачивая лист по кругу, хотя бы три названия для этого рисунка. Можно в инструкции сделать акцент на сегодняшнем состоянии человека. Это упражнение также развивает воображение ребенка, способствует раскрытию его внутреннего потенциала и дает ему возможность испытать чувство успешности.

Первое впечатление

Использование этого упражнения в качестве обратной связи оказывается вторичным, дополнительным «бонусом» к его самостоятельной ценности. Упражнение «Первое впечатление» лучше всего использовать при завершении группового занятия. Оно может состояться только тогда, когда есть хотя бы минимальное общее групповое содержание; также оно является своеобразной двигательной разминкой.

Инструкция

Ребята! Вы уже познакомились, немного узнали друг друга. И у каждого из вас сложилось какое-то первое впечатление о других участниках. Сейчас вы все будете передвигаться по комнате, и вашей задачей будет написать каждому (включая ведущего) свои первые впечатления о нем. Записывать эти впечатления нужно на листочке, приколотом на спине. Итак, возьмите листочки и булавки, приколите листочки друг другу на спину и, когда зазвучит музыка, подходите друг к другу и пишите свои первые впечатления. Реквизит: листы бумаги А4, булавки, фломастеры, запись музыки. Время проведения: 20–25 минут. После выполнения упражнения происходит зачитывание наиболее интересных впечатлений и их обсуждение. Хочу заметить, что это упражнение дает несколько поверхностную обратную связь. Зато его можно использовать для того, чтобы дать ненавязчивую анонимную обратную связь участникам от ведущего. Первые впечатления ведущего должны нести участникам некоторый познавательно-развивающе-удивляюще-подтверждающий эффект.


Послесловие

В заключение хотелось бы добавить, что каждый вожатый сам придумывает способы и формы обратной связи. Главное, не забывать слова, которые сказал Г. Мюнстерберг: «Кто же будет так неразумен, чтобы обращаться к расписанию поездов для решения вопроса о том, ехать ли на север или на юг? Все мы сперва решаем, какой цели хотим достигнуть, а затем ищем средства, с помощью которых эта цель может быть достигнута».