Ночные страхи

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
KS75122BGm.jpg

Важно знать!

Детям довольно часто снятся страшные сны. Просыпаясь, ребенок боится находиться в комнате один.

Ему страшно рассказывать об этих снах, для него они и реальны и нереальны одновременно.

« Я знаю, что это не по-настоящему, но мне все равно страшно».

Страхи перед темнотой и призраками — обычные детские проблемы. Эти страхи отличаются от боязни животных, насекомых и высоты тем, что они присутствуют только в воображении ребенка. Ребенку легко доказать, что долгоножка безопасна (хотя, возможно, на вид жутковата). Однако гораздо труднее убедить его в том, что привидений на самом деле не существует и, что плохие сны к нему больше не вернутся.

Обратите внимание

Боязнь темноты и сидящих под кроватью чудовищ — это страхи, наиболее характерные для младшего возраста. Если ребенок вышел из этого возраста, но вдруг снова начинает жаловаться на страхи, то здесь могут быть как простые причины: ребенок посмотрел страшный фильм, так и более глубинные опасения. Возможно, недавно умер кто-то из родственников, и ребенок боится, что к нему придет призрак. Обратите на это внимание. Детям старше семи лет присуще чувство тревоги, вызванной разлукой. И этой темы мы коснемся позже.

Повторяющиеся кошмары, особенно если они продолжаются в течение нескольких ночей, — это признак того, что ребенка что-то беспокоит. Возможно, присутствуют такие стрессовые факторы, как новая среда или детские ссоры. Обсуждение с ребенком этих беспокоящих моментов может помочь ему избавиться от ночных кошмаров.

Вы можете на одну ночь уложить ребенка спать там, где он хочет. На следующую ночь многие дети уже спят спокойно. Кроме того, чтобы помочь своему ребенку преодолеть страхи, стоит обратиться к специалисту.

Как правильно говорить

  • СОПЕРЕЖИВАЙТЕ, УЧИТЕ и успокаивайте. «Такое бывает у всех детей (когда я был такой как ты), но и, если подумать о чем-нибудь забавном, то, в конце концов, можно снова уснуть».
  • «Кошмары могут очень пугать. И хотя они нереальны, кажутся они вполне настоящими. Всем снятся страшные сны (и мне тоже ,когда я был маленький), и все, в конце концов, учатся снова засыпать после них».
  • «Ты был очень напуган ночью. Может быть, тебя что-то беспокоит? Давай я обниму тебя»
  • ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ. «Ты боишься ложиться вечером спать. Прошлой ночью ты спал вместе с нами. Сегодня ты будешь спать в своей кровати. Если хочешь, я могу некоторое время, посидеть рядом( постоять за дверью). Как думаешь, что мне лучше сделать для тебя?»
  • «Тебе приснился страшный сон, но он не причинит тебе вреда. Я немного посижу с тобой, и ты увидишь, что тебе станет лучше».

Возможные ошибки

Обычная ошибка вожатых — это когда они расстраиваются, что их ребенок никак не может преодолеть страх.

  • «Уже глубокая ночь. Сколько раз мне говорить тебе, что привидений не существует?»
  • «Ты должен быть храбрым».

Большинству детей помогает, когда вожатые учат их справляться с такими проблемами самостоятельно. Но делайте это постепенно. Например, если ваш ребенок боится ложиться спать один, то в первую ночь кто-то из вожатых может лечь спать в комнате рядом с ним. На вторую ночь вы можете посидеть некоторое время рядом с ребенком или постоять за дверью. На третью ночь - можете немного постоять за дверью, затем на некоторое время отойти, затем снова вернуться и так далее. Если это делать постепенно, то ребенок вскоре поймет, что может справляться со своими страхами и беспокойствами сам.

Основное правило: Если у вожатых большие разногласия относительно того, как помочь ребенку побороть ночные страхи (один из вожатых готов не отходить от ребенка, а другой настаивает на том, чтобы ребенок справлялся сам), то страхи могут устойчиво сохраняться. Вожатым следует выработать совместный план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность помочь и научить ребенка справляться со страхами самостоятельно.


Если Ваш ребенок испытывает страх.

  • первым делом необходимо выяснить причину страха;
  • при выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер;
  • помните, что ребенок не всегда может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения не эффективны;
  • ни в коем случае не наказывайте ребенка;
  • не запугивайте ребенка даже тогда, если опасаетесь за его безопасность;
  • не напоминайте ребенку о страхе.
  • не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов;
  • обучайте ребенка терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха;
  • если ребенок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним;
  • постарайтесь проиграть пугающее ребенка событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, поиграйте с ним в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда ребенок убегал от нее);
  • дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободиться от них;
  • ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуально-личностные особенности. Главное не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать;
  • если вы видите, что страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, обратитесь к специалисту.


И помните, ваше эмоциональное состояние влияет на ваших детей. Позаботьтесь о себе.