Непоседы-живчики

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2674679477 e63c8d38abm.jpg

Так что же такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Специалисты определяют дефицит внимания как неспособность к концентрации внимания в течение нескольких секунд в любой обстановке. Для таких детей также характерно нарушение памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость.

Ребенок часто отвлекается, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы. Продуктивность работы таких детей в отряде очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем – ниже нормы. Объем оперативной памяти и мышление снижены, ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой забывается. Долговременная память слабая.

Характерная черта умственной деятельности – цикличность. Время, в течение которого дети могут продуктивно работать, не превышает 5–15 минут, по истечению этого срока они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3–7 минут) мозг «отдыхает», накапливает энергию для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова вожатого не реагирует.

У многих наблюдаются трудности вниманием. Но это связано не с дефектом интеллекта, а с нарушением восприятия.

Проблемы внимания в 90% случаев сопровождаются гиперактивностью, однако есть дети и негиперактивные. Их выделяют в группу с «синдромом дефицита внимания без гиперактивности». Эти дети отличаются заторможенностью и производят впечатление «спящих на ходу». Они предпочитают сидеть где-нибудь, чтобы их оставили в покое и не выдергивали, медленно выполняют задания и часто не успевают за вожатым.

Однако чаще дефицит внимания сочетается с гиперактивностью. Сказать, что эти «живчики» просто непоседливы – значит не сказать ничего. Они подвижны, как ртуть. Но результативность подобной «брызжущей» активности невысокая, а многое начатое просто не доводится до конца.

Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и действительно, быстрым, активным является каждый элемент его движения, но в целом у него много лишних, ненужных и даже навязчивых движений. Две трети из этих «живчиков» страдают нарушением сна, около половины – ночным энурезом.

Нарушения в эмоциональной сфере заключаются в чрезмерной возбудимости, внутренней напряженности, частой смене настроения, переживании чувства страха, повышенной тревожности, беспокойства.

Взрослые постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают гиперактивного ребенка. В конце концов его убеждают, что он не способен ни на что, что бестолковее его нет на свете. В результате ребенок ожесточается, у него развиваются негативные реакции на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным».

Гиперактивность часто сопровождается агрессивным и деструктивным поведением.

Как правило, у таких детей нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми. Дети с СДВГ являются экстравертами: они ищут друзей, но, к сожалению, быстро их теряют.

Обычные наказания и поощрения на них не действуют. Как правило, несмотря на все наказания ребенок продолжает вести себя плохо. Нарушения могут продолжаться во время подросткового периода и во взрослом состоянии.

Трудно складываются и отношения со взрослыми.

Чрезмерная активность, пик которой приходится на 6–7 лет, начинает снижаться к 14–15 годам, импульсивность значительно уменьшается к 16–17 годам, дефицит внимания исчезает последним или остается в той или иной степени на всю жизнь. До 12 лет улучшений не происходит, как правило, они наступают между 12 и 20 годами.


Как проверить, страдает ли ребенок СДВГ?

Международные критерии диагностики такие:

  • ребенок не способен сосредоточиться на деталях;
  • плохо сохраняет внимание;
  • создается впечатление, что не слушает, не следует инструкциям;
  • испытывает сложности в организации выполнения заданий;
  • избегает заданий, связанных с длительным умственным напряжением;
  • теряет вещи, необходимые для выполнения работы;
  • легко отвлекается;
  • проявляет забывчивость в ежедневных делах.

Симптомы должны возникать «часто» или с еще большей частотой.


Перечень признаков гиперактивности-импульсивности:

  • совершает беспокойные движения руками, ногами или ерзает на месте;
  • оставляет свое место в отряде без разрешения;
  • чрезмерно бегает и прыгает;
  • с трудом может играть спокойно;
  • «целый день на ногах» или «носится как заведенный»;
  • избыточно говорлив;
  • выпаливает ответы прежде, чем услышит вопросы;
  • с трудом дожидается своей очереди;
  • прерывает или вмешивается в разговор.

Симптомы должны возникать часто или чаще, чем обычно.


Критерии СДВГ:

  • симптомы развиваются не последовательно;
  • присутствуют не менее 6 месяцев (поэтому желательно поинтересоваться у родителей при приеме ребенка);
  • возникают параллельно (2 или более);
  • приводят к нарушению основных жизненных функций;
  • устанавливаются к 7-летнему возрасту;
  • не могут быть объяснены наличием другой патологии – например, тяжелой задержкой умственного развития, депрессивным состоянием, психозом;
  • наблюдаются или дефицит внимания, или гиперактивность, или и то и другое вместе;

наличие шести признаков нарушения внимания или гиперактивного импульсивного поведения.


Справедливости ради следует отметить, что от 25 до 50% детей «перерастают» этот синдром. Однако у остальных симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться и приводят к проблемам в повседневной жизни. Такие дети часто неорганизованы и плохо контролируют свою деятельность. У них отмечается предрасположенность к различным психопатическим нарушениям и антисоциальным расстройствам.


Этим детям особенно необходимо спокойное и доброжелательное отношение со стороны вожатых. Любые крайности в воздействии на них, как вседозволенность, так и запреты по любому поводу, вредны.

Взрослые должны демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», отношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании.

Следует изменить обстановку в отряде: продумать для него дополнительно режим дня, очертить круг обязанностей.

Должна проводиться специальная поведенческая программа: преобладание методов позитивной поддержки и вознаграждения. Негативные методы, будучи неэффективными, должны использоваться редко. Рекомендуемое соотношение позитивного воздействия и замечаний – 5:1.

Для достижения наибольшего эффекта следует хвалить целенаправленно (указывать на поведение, которое хотим стимулировать). Методы положительной мотивации необходимо постоянно менять. Можно завести дневник самоконтроля ребенка и отмечать в нем успехи малышей, например звездочками или другими значками, а детям старшего возраста ставить оценки.

Для таких особенно важно соблюдать распорядок дня, особенно вовремя ложиться спать. Недостаток сна может значительно ухудшить состояние ребенка.

Особое внимание следует уделять двигательным нагрузкам. Длительная физическая нагрузка приводит к опустошению катехоламинного депо, происходит метаболическая защита – и у детей наступает двигательная «уравновешенность». Перед назначением физической нагрузки следует убедиться в отсутствии у ребенка заболеваний сердца.


Вожатым нужно иметь в виду, что по отношению к детям с гиперактивностью (как, впрочем, и ко всем) следует избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны – завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, излишней пунктуальности, жесткости и наказаний. Ребенку с признаками несформированности регуляторных структур мозга (синдромом дефицита внимания) особенно сложно справляться с ситуациями, в которых часто меняются указания. Особенно тяжело воспринимают дети колебания в настроении родителей и воспитателей. Взрослые должны знать, что существующие у ребенка нарушения в поведении поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и терпения.

В отношениях с ребенком следует всегда придерживаться позитивной модели – хвалить его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, особенно если ему этого явно не хватает. Говорить сдержанно, спокойно, мягко. Избегать повторений слов «нет», «нельзя». Поощрять за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Чтобы маленькому человеку было легче справляться с заданиями, ему нужно давать только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию.

С такими детьми следует поддерживать четкий распорядок дня, в соответствии с которым должно быть определено время приема пищи, деятельности и сна. Избегать по возможности больших скоплений людей. По той же причине лучше избегать общества беспокойных и шумных приятелей, оберегая ребенка от утомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию возбуждения. А вот накапливающуюся «избыточную энергию» надо расходовать. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, прогулки, подходящие по возрасту спортивные занятия, которые способствуют развитию всех систем организма, их сбалансированности.

Практические советы вожатым

• Примите ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с другими детьми, которые хорошо себя ведут.
• Избегайте крайностей в воспитании – чрезмерной мягкости и жестких, повышенных требований.
• Не допускайте вседозволенности: четко и доступно объясните ребенку правила поведения. Определите круг запретов и ограничений. Оговорите санкции наказания.
• Чаще хвалите ребенка, поощряйте его старания становиться лучше.
• Помните, что требования вожатых должны быть последовательны и согласованны.
• Обсудите с ребенком его распорядок дня, который должен выполняться.
• Оградите ребенка от чрезмерных нагрузок, шумных игр. Перед сном прогуляйтесь вместе, побеседуйте, почитайте книгу.
• Давайте ребенку не более 1–2 конкретных инструкций.
• Используйте листки-памятки для напоминания.
• Заранее сообщайте ребенку о прекращении интересного для него занятия («Через 10 минут мы ...»).

Нормализация взаимоотношений вожатого с беспокойным ребенком поможет ему (ребенку) лучше справляться с деятельной нагрузкой в лагере. Четко распланированный, стереотипный распорядок мероприятий упрощает их проведение и для ребенка, и для педагога. Задания, предлагаемые на мероприятиях, нужно ставить предельно четко и убедиться в пон7имании (переспросить, попросить повторить сказанное вожатым). Работу с гиперактивными детьми нужно постараться индивидуализировать, при этом основное внимание уделять организации деятельности, дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы; на определенный отрезок времени давать только одно задание; предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к вожатому в случаях затруднения. Следует по возможности игнорировать вызывающие поступки детей и поощрять их хорошее поведение. Во время мероприятий ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места нахождения для гиперактивного ребенка – в центре отряда напротив вожатого. Обязательно включать для разгрузки в краткие перерывы между мероприятиями – Игры-разминки, или энерджайзеры‎.